Симферопольский театр устроил зрителям "рандеву с Грибоедовым"

Крымские театры на старте нового сезона постарались удивить зрителей новым прочтением, проверенных временем пьес

Ни один театр, открывая новый сезон, не хочет ударить в грязь лицом. Наоборот, все стараются воплотить в жизнь пушкинское «театр уж полон, ложи блещут» и готовятся к встрече с любимым зрителем подобно хозяйке, хлопочущей в ожидании дорогих гостей и изощряющейся в  воплощении изящных кулинарных блюд. Так и крымские театры – каждый постарался на свой лад.

Крымские театры на старте нового сезона постарались удивить зрителей новым прочтением, проверенных временем пьес

Немолодой, но бойкий

В Симферополе Русский драматический театр им. М. Горького устроил нам рандеву с Грибоедовым – встречу со знаменитой комедией «Горе от ума». Замечательное произведение, что и говорить, великое, бессмертное. Раньше даже курсы в театральные институты набирали по «грибоедовскому» принципу: если среди вновь принятых есть все исполнители для «Горя от ума» - значит курс набран правильно.

В прошлом сезоне Крымский театр им. Горького, наверное, думал о том, что недосчитался сразу двух исполнителей для «Горя от ума» - А. Соловонюка (Чацкий) и В. Курцебы (Молчалин). Один подался на Украина последние новости, другого, как чеховских «Трех сестер», позвала Москва.

Но свято место пусто не бывает. К старту нового сезона драматический коллектив подготовил свежую версию «Горя» с новыми исполнителями – Д. Еременко и А. Денисенко. Причем называлось это не какими-то дежурными «вводами», а капитальным возобновлением.

Однако в новой версии мало что изменилось. Все также спектакль «заточен» под  Павла Афанасьевича Фамусова (играет его по-прежнему руководитель театра А. Новиков). Он барин, отец, хозяин дома по-прежнему в спектакле – как  скала, а горе молодого Чацкого совсем не в том, что он слишком умен, а в том, что  он, к сожалению, не так умен, как Фамусов. Дочь Павла Афанасьевича, Софья Павловна в спектакле по-прежнему жеманна, служанка Лиза, как и раньше, героически остается сексуальным центром притяжения в доме – ее пользуют все, кому ни попадя (разве что Чацкий как-то не успел приложиться). Все так же громогласно смеется полковник «три»с» - Сергей Сергеевич Скалозуб, выглядящий  после возобновления все таким же законченным дураком. Все также выходит в кокошниках балет, все также резвятся на все лады гости на балу у Фамусова – Хлестова, Загорецкий, Горичи и другие. Все так же не пахнет на сцене грибоедовским Репетиловым (он то ли  не доехал до фамусовского торжества (замерз по дороге), то ли просто потерялся где-то на долгом пути репетиций спектакля).

Но зрители обращают мало внимания на отсутствие какого-то Репетилова, некоторые и не подозревают, что он в пьесе у Грибоедова все-таки был. Публика с чувством глубокого удовлетворения рассматривает художественное оформление спектакля, отмечает правильное  звучание грибоедовского стиха,  одобрительно оценивает классическую трактовку пьесы и, конечно же, удивляется бесспорному лидерству в спектакле немолодого, но бойкого П.А. Фамусова. Хотя чему тут удивляться  – даже не посетив этого спектакля, легко можно было предугадать, кто будет играть в нем первую скрипку.

Сами с усами

Слово «скрипка» навеяло воспоминания об открытие сезона в Государственном музыкальном театре Республики Крым. И гала-концерт, и старая добрая кальмановская «Принцесса цирка» прошли под знаком встречи с заезжей знаменитостью из Москва. Подавали почти «утку с яблоками», точнее – «оперетку с Ябчаником».

В роли мистера Икс на сцену вышел мистер «Экс» - бывший симферополец, бывший крымский артист, игравший когда-то на сценах Дворца культуры профсоюзов и Русского театра им. Горького. Дальше его путь лежал в Москву, где его ждал марафон мюзиклов – «Норд-ост», «Красавица и чудовище», «Русалочка»… И вот теперь возвращение домой, надолго ли, навсегда – кто знает?

Практика приглашения бывших «своих», уехавших когда-то покорять столицы, тех, кто стал «чужими», но не совсем, существовала на театре всегда. Так в свое время Крымский театр им. М. Горького приглашал на гастрольные спектакли в прошлом «своего» Александра Голобородько (он проработал в Симферополе лет 16, в Москве уже – почти 40 лет, но многие по-прежнему считают А.А. крымчанином). Приезжал Голобородько, выходил на сцену в коронных своих ролях, в «Царе Федоре Иоанновиче» и «Ричарде ІІІ» (королевские, в общем, роли играл), но особой радости не  было. И Сан Саныч был уже не тот, и симферопольские актеры несколько нервничали: зачем им гастролер, они что, хуже – сами  с усами! Зрители, конечно, ностальгировали, но ностальгия эта казалась несколько преувеличенной, идеализированной.

Так то Голобородько – он все-таки известен: и в Малом театре успешно работал и в театре им. Моссовета, и в сериалах снимается, в кино самого маршала Рокоссовского играл (!), об артисте даже программу «Пока все дома» недавно показывали, а Тимур Кизяков знает, к кому в дом приходить на чашку чая.

Владимир Ябчаник, изрядно подзабытый в Симферополе и не слишком известный в Москве – несколько другой случай. Дело даже не в том, что он не настолько именит. Просто выглядел он в «Принцессе цирка» несколько загадочно и не слишком уверенно (может, не успел влиться в коллектив?), как-то терялся на фоне абсолютно опереточной Теодоры Вердье, не поразил ни голосом, ни актерским мастерством.

Однако не всем было до Ябчаника. Невольно оказался свидетелем разговора нескольких зрительниц: одна из них с пеной у рта доказывала, что все артисты в «Принцессе цирка» - из Москвы. Хотелось сказать, милая дамочка, артисты – наши, и это видно невооруженным взглядом.

И все-таки, пригласив гастролера, Музтеатр снова попытался вызвать к себе интерес, а еще и новый мюзикл нашел. Ближайшая премьера театра – «Дубровский» Кима Брейтбурга (вот уж не подозревал , что запоют и затанцуют его герои). Кстати, интерес к русской классике, по понятным причинам, заметно возрос. Кроме «рандеву с Грибоедовым» и «рандеву с Островским» (русский театр выпустил «Позднюю любовь») на сцене этого же драматического коллектива нас ждет еще и «рандеву с Тургеневым»  (на подходе «Вешние воды»).

То да се

Не забыт и Антон Павлович Чехов – Севастопольский русский драматический театр им. А. Луначарского открыл сезон новым спектаклем «То да се». Название не слишком «уклюжее» и совсем не чеховское, зато на постановку потрачены большие деньги и на лице режиссера по фамилии Гриншпун  - «Золотая маска». Удалось ли соединить различные чеховские рассказы в единое «действо»  - надо смотреть, скажу только, что мнения о спектакле – разные.

Пока что луначарцы - в ожидании нового главного режиссера. Прежний, многолетний – В. Магар – получил отставку, коллектив долго гадал, кого назначат, сейчас ждут вроде бы приезда Г. Лифанова – еще один московский гость, правда наезжавший в город у моря и раньше (а может он уже приехал?).

А прошедший в еще одном крымском «городе у моря» - Ялта – традиционный фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА» увенчался победой Крымскотатарского музыкально – драматического театра. Гран-при остался, как говорят, в таких случаях, «в коллективе», у хозяев, у крымчан. Высшую ступеньку пьедестала почета занял спектакль «Аршин-мал-алан» У. Гаджибекова – веселый, яркий, праздничный. К радости от Гран-при добавилась и радость от успешной  премьеры – «Берегите женщин» (режиссер-постановщик – Б. Билялов, музыку написал молодой композитор Шевкет Блялов). А еще Крымскотатарский театр готовится к поездке в Ташкент, где и своим искусством порадует, и гостеприимство хозяев на себе в очередной раз в полной мере ощутит.

Вообще, крымские театры нынче немало ездят, среди – маршрутов – не только Ташкент, но и Сочи, и даже матушка-Москва.

Встречи, встречи – в основном, приятные и очень приятные. Рандеву с Грибоедовым – и не только.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 11 ноября 2015

Заголовок в газете: Рандеву с классикой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру