Дом творчества К.А. Коровина - крымская мекка для художников

В Гурзуфе прошел День памяти знаменитого художника Константина Коровина.

На вечере памяти собрались люди, небезразличные к судьбе русских художников, к наследию Константина Коровина, его истории, настоящему и будущему.

С особым трепетом подошли к организации Дня памяти руководство Дома творчества им.художника К.А.Коровина Виктор и Ирина Баррас. В этом году исполнилось сто пять лет со дня завершения строительства «Виллы Саламбо». 

Они стремятся к тому, чтобы Дом творчества великого художника не просто существовал, а на его базе появился достойный музей Коровина и выставочный зал, где экспонировались бы картины Константина Алексеевича, его друзей и современных художников. Они надеются, что Дом творчества им. К. А Коровина станет своеобразной меккой для художников, скрепом для соединения времен и культур всего мира, всех народов. Убеждены, что этот проект нужно развивать на уровне ЮНЕСКО. И что он станет одной из вех для объединения жителей нашей планеты, неравнодушных к прошлому, настоящему и будущему Гурзуфа, который может и по праву обязан стать городом искусств.

Гурзуф. Терраса у Дома творчества им. художника К.А. Коровина.

Вечернее солнце запуталось в огромном букете столь любимых Константином Коровиным роз. Рядом расположился мольберт. Всего в нескольких метрах плескалось море, заигрывая волнами со скалой у домика, где когда-то жил Антон Павлович Чехов... А на холсте кисть живописца уже выводила в творческом полете этот вечерний гурзуфский пейзаж. Всё как сто лет назад, когда здесь жил и творил Константин Алексеевич Коровин.

В День его памяти на площадке Дома -творчества состоялся мастер-класс по живописи. А провел его художник из Санкт-Петербурга Владислав Разгулин. Тут же была представлена и выставка его картин с пейзажами Гурзуфа. Посвященный Константину Алексеевичу вернисаж занял часть внутреннего дворика «Виллы Саламбо». Здесь же работала "библиотека под открытым небом". Гостям представили книги о великом художнике, собрание сочинений самого Константина Алексеевича, старинные фотографии и предложили взглянуть на Крым вековой давности на картинах Константина Коровина.

Константин Алексеевич любил Крым и особенно Гурзуф, он построил в поселке дачу по собственному проекту и на протяжении 1910-1917 годов подолгу жил здесь, много и плодотворно работая. Среди созданных им в Крыму картин — портреты и жанровые сценки, городские пейзажи и натюрморты. Дачу назвали вилла "Саламбо" по роману о карфагенских страстях Гюстава Флобера и одноименному балету в Большом театре, к которому Коровин написал декорации. В доме было весело и оживленно от многочисленных гостей.

«В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты и многие все лето гостили у меня», - писал Константин Коровин. 

Традиции «Виллы Саламбо» и память о великом художнике нынче бережно хранит Виктор Баррас, директор Дома отдыха и творчества им. художника К. А Коровина, член правления Крымского Республиканского отделения Союза художников России.

Я работаю здесь всего два года, - рассказывает Виктор Баррас, - был назначен Союзом художников России. И мне сначала казалось, что задержусь здесь лишь на какой-то период, на три-четыре месяца, для того чтобы сохранить эту дачу. Я понял, что это место притягивает к себе, оно, можно сказать, «намолено» художниками, и понял, что меняюсь вместе с ним, я не скажу, что в лучшую или худшую сторону, но для художника важно чувствовать, что ты меняешься и принимаешь более широкий спектр видения этого мира. Неслучайно было выбрано это место и художники тоже не случайно полюбили его. Этот вид на море, вид на чеховскую бухту через призму прекрасных роз, которые посадил сам Константин Алексеевич сто лет назад. Дом творчества был создан для того, чтобы, наслаждаясь природой, наслаждаясь переменчивостью мира, можно было создавать произведения искусства. Нужно любить этот мир так сильно, как любил его Константин Алексеевич, чтобы выбрать такой уникальный уголок природы для дома-мастерской. Константин Коровин близок мне по духу, он родной просто — его искусство, восприятие мира, в живом виде. Художник, который работал импрессионистом в стиле модерн. Для меня этот стиль — квинтэссенция всего лучшего, что было создано в тот период и, конечно, его яркий представитель Константин Алексеевич Коровин интересен, как конструктор театральной живописи, потому что нужно обладать специфическим видением мира, рисуя постановочные сюжеты, себя представляя зрителем. Он смотрел с обратной перспективы на весь этот мир. Великий русский художник, офицер русской армии, полковник, великолепный литератор. Его мемуары — хит сезона, их сейчас не достать из-за огромного количества желающих их приобрести. Литературный слог и легкость передачи такие же как и в живописи. Он очень много думал, ходил, выбирал и потом очень легко и быстро, как шахматист в блицкриге, писал этюды, наброски. Конечно, за этой легкостью и скоростью стоит огромный труд художника, философский подход, аналитический расчет и романтизм, который в его творчестве остался до последнего дня его жизни. И последний период французской живописи как раз очень сильно передает это состояние - я неоднократно видел во Франции эти его работы.

«Константину Алексеевичу хорошо работалось в Гурзуфе, - продолжает экскурс в историю Ирина Баррас, заместитель директора Дома-творчества им. художника К. А. Коровина. - С восходом солнца он писал утренний этюд, после завтрака уходил работать над дневным, а в сумерках приступал к третьему - вечернему. Из времен года он больше всего любил раннюю весну, когда у моря всё распускалось, а на горах ещё лежал снег. Постройка дачи в Гурзуфе совпала по времени с его новым увлечением натюрмортом. Мастер изображал букеты у окна, на террасе, комбинировал цветы и фрукты, перевез на гурзуфскую дачу свою обширную коллекцию ваз и кувшинов. Его всегда очень заботило соответствие цветочного сосуда характеру букета. Букеты Коровин составлял для каждой комнаты сам, и крымских роз он написал великое множество. Иногда рядом с розами появлялась стройная женская фигура, иногда фоном букета распахивался синий морской простор или чернело звездное небо, но розы всегда царили на холсте. Здесь три куста роз — желтые и бело-розовые, которые цветут в мае. Необыкновенна их судьба, прошло больше века, всё менялось и перестраивалось, а розы сохранились. Натюрморт из роз на фоне морского пейзажа всегда был визитной карточкой Константина Алексеевича, особенно в период проживания в Крыму»

Неслучайно в этот день главными героинями на картинах юных художников — участников мастер-класса были розы, звучала песня «А в Крыму время роз» в исполнении ансамбля «Эхо Красного Камня», а директор Никитского Ботанического сада — Юрий Плугатарь и его жена Светлана преподнесли в дар Дому творчества Коровина прекрасные кусты роз четырех сортов и при этом объяснили, почему именно на них остановили свой выбор:

«Сорт«Эмми» - это многогранные розы, играющие оттенками кремового, розового и жёлтого цветов, выведены селекционерами Никитского ботанического сада – Национального научного центра РАН. Авторы сорта – всеми нами любимая заведующая лабораторией цветоводства НБС, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Республики Крым Зинаида Клименко и её муж Константин Зыков. Теперь в Доме творчества Коровина будут цвести бокаловидные, крупные (до 14 см в диаметре), махровые (до 40 лепестков на одной розе) и с сильным ароматом цветы. Высота кустов достигает одного метра. Сорт «Янки Дудль» (Yankee Doodle) был выведен в Германии в 1950 году, так что нынче эта роза тоже отмечает не просто День рождения, а юбилей. Она будет радовать гостей Дома творчества Коровина красивыми, крупными, полными цветками насыщенного жёлтого и персиково-розового цвета. Цветки пышные, количество лепестков каждого из них достигает 75! Листья – блестящие, с зубчатыми краями. Эти розы также необычайно ароматны. К тому же сорт – морозоустойчив, цветы не страдают от дождя, цветут до 10 дней, появляясь на кусте по очереди. Сорт Янки Дудль был награждён на выставке в Америке в 1976 году, а в 1999 году получил приз «Лучшая роза» на выставке в Канаде. Роза «Биг Рёпл»(Big Purple) станет настоящим украшением виллы, изумляя гостей своим пурпурно-фиолетовым, в сочетании с белым или тёмно-розовым цветом. Эти розы обожают аранжировщики и, конечно, любят художники за их удивительный и заманчивый тёмный цвет. Вывел данный сорт поклонник цветов Пат Стивенс – секретарь Розоводческого Общества в Новой Зеландии. Эти махровые розы очень крупные, с непревзойдённо красивой формой и сильным ароматом. Особенно интересно наблюдать за ними в холодную погоду, потому что именно тогда они и приобретают действительно фиолетовый цвет. А если будет жарко – роза может стать и малиновой.

И наконец, роза «Улмер Мунстер» (Ulmer Munster) особенно привлекла нас тем, что лучше всего цветёт именно осенью, в сентябре. И это значит, что в День памяти Константина Алексеевича Коровина здесь всегда будет слышен аромат дикой розы, которая совсем не боится дождей, выглядит задорно, благодаря острым бутонам, и радует глаз своими махровыми, ярко-багровыми, очень стойкими цветами».

На этом Дне памяти не было траурных речей. Константин Алексеевич остался жить с нами в своих работах, неимоверное число которых он написал за свою жизнь, в эскизах, набросках, в творениях театрального искусства, в этом доме из восьми комнат-мастерских для художников, поэтов, музыкантов. Здесь жили его близкие друзья: Федор Шаляпин, Валентин Серов, Исаак Левитан, Антон Чехов. Здесь бывали Репин, Суриков, Горький, Куприн, Мамин-Сибиряк.

«Сейчас сюда приезжают художники из Крымского отделения Союза художников России по направлению в творческие группы по четыре-пять человек, со сменой в десять дней, - рассказывает Виктор Баррас. - Теперь мыпланируем, в обязательном порядке, каждую смену проводить отчетную выставку их работ. Здесь были выставки заслуженного художника АРК Александра Шуринова, состоялся вернисаж Андрея Жохова, который прожил двадцать лет на Кипре и оставил после себя здесь ряд эскизов и мыслей, связанных именно с Крымом. Я стараюсь вместе с нашими друзьями-художниками участвовать в этих выставках и между административной деятельностью сам пишу картины, невозможно, живя в таком сложном мире, не переключаться на что-то светлое. Это и дает силы для работы. Сейчас сюда приехал мой друг - художник из Санкт-Петербурга Влад Разгулин, почитатель искусства Константина Алексеевича, любитель Крыма, наших улочек, наших крымских камней в море, безгранично высокого теплого черного неба с яркими звездами. Мы с ним вместе учились в «Мухинском училище», он очень интересный своеобразный художник, самобытен и неповторим в своем искусстве. Отдается ему честно, без надуманности, это его мир красок и цветов, это мир восприятия добра, света, чистоты души. Я рад, что в этот памятный вечер Влад провел мастер-класс для детей из гурзуфской школы искусств. Поскольку он приехал из Санкт-Петербурга, то острее других воспринимает гурзуфский мир. Также и Константин Алексеевич в свое время, приехав в Крым, не мог не остаться равнодушен к месту, которое имеет историю более шестнадцати веков. Неслучайно именно оно было выбрано для созерцания и вдохновения, для душевного общения.

Мы стараемся каждые десять дней, после окончания творческих групп, проводить с детьми из школы искусств мастер-классы. Наша площадка, внутренний дворик превратились в вернисаж, проводим там выставки, мастер-классы для детей художников, для общения с театральными и кинохудожниками. Сейчас на «Вилле Саламбо» живут наши близкие друзья с киностудии «Вертикаль». Частые гости здесь - Станислав Сергеевич Говорухин, Ирина Константиновна Скобцева, Сергей Никоненко.. Часто бывают чаепития, обеды, встречи и общения на веранде, с которой открывается вид на дачу, где постоянно меняется пейзаж, что так свойственно природе Крыма, точно также мягко меняется разговор от простых мирских вещей к возвышенным. Мы читаем стихи, играем на гитаре, поем песни. Наверное, такие скромные движения в плане общения души человеческой и есть смысл бытия нашего на земле. Потому что нигде ты не получишь такой теплоты, душевного отклика, сопереживания и радости за тебя, кроме как в русской душе».

В этом году сто пять лет со дня завершения строительства «Виллы Саламбо».

«На вечере памяти собрались люди небезразличные к судьбе русских художников, небезразличные к судьбе сегодняшней России, - рассказывает Виктор Баррас, - потому что через призму прожитых лет наших предков, через призму генетической памяти мы можем представить, что нас ожидает в будущем. И при том, что мы, как математики, просчитываем будущее, внутри у каждого из нас остается та небольшая толика романтизма, которая позволяет нам переживать сегодня самые непростые ситуации в этом мире. И сегодня этот дом творчества принимает художников со всего мира и, я надеюсь, он станет меккой для творческих людей. Убежден, что этот проект нужно развивать на уровне ЮНЕСКО. Это то место, которое могло бы быть скрепом для соединения всех культур, всех народов. Именно с этой точки надо дать отсчет к объединению, потому что только культура является тем связующим звеном, которое дает миру существование без войн, без антагонизма».

Почтить память великого художника приехали друзья Дома творчества из разных уголков земли. Звучали песни авторов-исполнителей Николая Носкова и Александра Алира. И зрителей поразило это необыкновенное единение природы и творчества: во время исполнения песни «Посвящение художнику» даже птицы подпевали Александру Алиру. Поэт, музыкант и художник признался, что переболел в своё время творчеством Константина Коровина.

«У каждого художника есть какой-то период, когда ты кем-то болеешь, - заметил Александр Алир. - Был период, когда я не мог отойти от картин Рембрандта. Я хотел понять, как это сделано. Был такой же период с Константином Алексеевичем Коровиным. Это был яркий учитель в моей жизни, потому что он учил смелости и чистоте использования красок. Существует одна гурзуфская легенда о том, что великий певец русской природы Суриков приехал в Гурзуф, а он привык творить приглушенно, размешивая краски с белилами, и тут он увидел, что Коровин пишет абсолютно чистыми цветами, без всяких смешений. Он заболел этим. Он начал писать здесь, в Крыму, такие хулиганские пейзажи, натюрморты и никто не мог поверить, что это его работы. Более того, я нашел удивительный пейзаж Левитана, певучего, лиричного, меланхоличного. Я сначала подумал, что это картина Коровина, но потом увидел подпись Левитана, у которого на картине вдруг появились красные дома, зеленая трава, синее небо и желтые заборы. Влияние Коровина на других было огромным. Он был академиком живописи, сколько он сделал для театра! Но из-за клейма «белый эмигрант» был незаслуженно обойден. С его работами нельзя было не считаться, но фигуру вычеркнули из общественной и культурной жизни страны. И сегодня есть возможность все исправить и воздать должное великому гению русской живописи, без преувеличения. Уникальный художник — ни с кем и никогда не спутаешь его работы. Очень важно для любого художника научиться писать воздух. Коровин обладал этой способностью. В его картинах есть и крымский и северный воздух, ярославский и московский. В последние годы он разрывался между Санкт-Петербургом, Москвой , Парижем и Гурзуфом.

В Гурзуфе есть три мощных столпа культуры, на которые надо опираться и обществу в целом и руководству города: это музей А.С. Пушкина, гурзуфская дача Антона Павловича Чехова и дача Константина Алексеевича Коровина. К моему огромному сожалению, на сегодняшний день, музеев Коровина практически нет. Я считаю, что эту историческую ошибку надо исправлять. В прошлом году здесь была открыта мемориальная комната. Но это был скорее акт энтузиазма, идея самого руководства Дома творчества Коровина. Еще в Ярославской области прошла информация, что восстанавливается его деревенский дом. Коровин не просто известный русский художник, а это великий художник и великий талант. Выдающийся преподаватель Василий Дмитриевич Поленов учился у своего ученика Константина Коровина, в котором увидел дар Божий. И он не стеснялся приходить к своему ученику и говорить: «Костя, можно я поработаю рядом с Вами?». Коровин проявил удивительные человеческие качества, потому что к нему тянулись все, с ним было легко. Ведь они с Серовым, ближайшим другом Коровина, были антиподами. Серов был достаточно жестким человеком, хмурым, сосредоточенным, чувствовалась огромная внутренняя работа. И абсолютно легкий в поведении и в отношении к жизни Константин Коровин. Многие его современники говорили, что Коровин — это олицетворение счастья. Если человек может быть счастливым — так это Константин Алексеевич Коровин. Его обвиняли, что он был недостаточно образован, что мало читал, но когда, с возрастом, он начал писать свои великие мемуары, оказалось, что мало в истории человечества художников могли бы таким словом, так ярко и интересно, образно писать свои замечательные маленькие рассказы. Поэтому я очень хочу, чтобы дом творчества Коровина существовал, и чтобы на его базе появился музей Коровина. Хочу чтобы здесь выставлялись картины Константина Алексеевича, чтобы здесь был достойный выставочный зал. Я знаю, что есть интерес со стороны Русского музея, уверен, что будет интерес и со стороны Третьяковки. Вот из таких крымских мостиков можно было бы прийти к решению той задачи, которую мы перед собой ставим — сделать Гурзуф городом искусств. И вообще Россию хотелось бы сделать страной искусств, чтобы мы гордились, в первую очередь, своими музыкантами, пианистами, режиссерами, художниками. И это все реально».

В этом году инициативная группа, объединившая почитателей искусства и патриотов родного края, создала Гурзуфское Собрание, войти в него могут все, кому дорог этот город, независимо от страны проживания.Вдохновитель идеи - Александр Алир - мечтает, что это объединит жителей нашей планеты, небезразличных к прошлому, настоящему и будущему Гурзуфа, который может и по праву обязан стать городом искусств. Под занавес творческого вечера Александр Алир зачитал обращение для всех, кто неравнодушен к судьбе Гурзуфа — неповторимого уголка Южнобережья, биография которого неразрывно связана с такими выдающимися людьми, как Александр Пушкин, граф Михаил Воронцов, Константин Коровин, Антон Чехов, Федор Шаляпин, Николай Бекетов.

Наша справка:

Константин Коровин (1861-1939) – русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Бросил учёбу в Петербургской Академии художеств. Познакомился с импрессионизмом в Париже. Во время Первой мировой войны работал консультантом по маскировке в штабе русской армии. Преподавал в Московском училище живописи. С 1922 года жил во Франции.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру