Отец космонавта: в Балаклаве Николай Шкаплеров служил на подводной лодке и обслуживал ядерный боезапас

"МК в Крыму" побывали в гостях у ветерана-подводника, воспитавшего Героя России

В армию Николая Шкаплерова призвали в 1967 году. Заводской парень вместе с земляками своего призыва отправился поездом из Кургана во Владивосток. Дальше – «учебка» на острове Русском...

"МК в Крыму" побывали в гостях у ветерана-подводника, воспитавшего Героя России
фото: crimea.mk.ru

Там он проучился успешно полгода. Предложили поступить в школу техников и снова переезд – с Дальнего Востока в Ленинград. Курсантов определили во временную роту и сказали, что будут вызывать на комиссию. Шкаплеров прилег отдохнуть, и уснул. Может и звали его на комиссию, но он не слышал. Сам пришел, а ему и говорят, что набор прошел, нужное количество гидроакустиков отобрали. Предложили идти в боевую часть 5, к механикам, техникой заниматься. Выбор небогатый. Так Николай проучился два года. И учился неплохо. Поэтому командование дало ему выбор. Можно на Камчатку на атомоход идти, где год за два и зарплату повыше. Но было одно место и на юге, в Балаклаве. Знакомый мичман, который не один раз был в Балаклаве, посоветовал: «Зачем тебе Камчатка нужна? Езжай на юг, там зимы почти что нет». И приказом главкома Шкаплеров был назначен на подводную лодку С158 Черноморского флота старшиной команды трюмных.

из флотского альбома

В ответе за надежный ход

- Командир наш - Анатолий Касьянов, с одной стороны был требовательным (не терпел расхлябанности), с другой – справедливым, - рассказывает Николай Иванович. - Независимо от звания все офицеры, мичманы, моряки проходили легко-водолазную подготовку. Она включала теоретические и практические занятия. Сначала необходимо было замерить давление в гелиевом и кислородном баллоне. Потом нас в водолазном снаряжении опускали с пирса под воду. Мы ходили по дну. Отрабатывали сигналы. Один раз дернуть – повернуть направо, два раза дернуть – налево, три раза – выходить. После этого отрабатывали выход через торпедный аппарат. Здесь проверялись не только технические навыки, но и моральные качества. Однажды в торпедный аппарат залезло четыре человека – я, врач и два морячка. Только закрыли крышку, вдруг кто-то стучит по корпусу «та-та-та». Открыли крышку, вытащили всех, построили. Спрашивают: «В чем дело?» Все молчат, все нормально. А морячек, видно, испугался сказать, что он стучал. Опять мы полезли в торпедный аппарат, дают воду. А это в темноте, снаряжение обжимает тело. Тут и страшно может стать, если в первый раз. Я-то такую подготовку проходил в Ленинграде. А морячек - впервые. Признался: «Я боюсь». Пришлось мне беседу проводить прямо в аппарате: «Не бойся, все будет хорошо». И на третий раз получилось. Все четверо вышли из лодки через торпедный аппарат…

с товарищами по службе в День Победы

На западной стороне бухты были казармы для подводников. На первом этаже была столовая. Подводники не имели своего постоянного места жительства. Когда лодка стоит в бухте, подводники живут в казарме. Когда лодка идет в автономку или на боевое дежурство, вещи из казармы все забираются. Казарма остается пустая. Недалеко от казарм был штаб бригады. Был клуб, в нем показывали фильмы. Условия были не очень хорошие. В Балаклаве были проблемы с водой, и туда вода тоже поступала не постоянно. Морякам запрещалось купаться в бухте, они купались на Утесе, когда уходили в самоволку. А запрещалось потому, что стоки канализации казарм прямо в бухту выходили.

- Мне запомнился мой первый выход в море на подводной лодке С158, вспоминает старший мичман. - У подводников есть такой обычай, когда лодка погружается на глубину 50 метров, то наливают соленой воды и надо выпить. Хочешь или не хочешь - надо выпить. И тогда вручают лист, что посвящен в подводники. Моими обязанностями на БЧ 5 было обслуживание различных систем. Каждый день что-то обязательно ломалось. Когда ломались дизилькомпрессоры, а они находились в 5 отсеке, чтобы произвести их ремонт, необходимо было разобрать половину отсека: трубопроводы, охлаждение дизеля, масляные холодильники, воздушные системы. Все это надо было вытащить, чтобы произвести разборку. Такой ремонт мы делали и в море …

Раньше в Балаклаве одни подводные лодки стояли. На одной стороне бухты стояли лодки законсервированные, и те, которые работали с наукой. На другой стороне бухты были боевые лодки. В бухте было до тридцати лодок.

- Мы в док попали только один раз, - рассказывает Шкаплеров. - Торпедным лодкам зайти на ремонт в док было просто. Ракетная же лодка, из-за того, что имеет контейнеры, широкая. То там зацепится, то там ударится. Лодка в штольнях стояла в доке 24 дня. Работали и моряки и рабочие дока. Даже соревнования устроили. В лодке есть цистерна главного балласта. На ней должны быть цинковые антикоррозионные протекторы. Кода лодка готовилась к выходу из дока, я пролез вглубь и увидел, что протекторов нет. Доложил командиру БЧ5: «Ничего не сделали. Протекторы не приварили». Командир сам залез. Посмотрел на это дело. Вызвали сотрудников компетентных органов. И всплытие лодки задержали на сутки.

Консервация и ядерный запас

С выходами в море пришлось завязать Шкаплерову после госпиталя – по состоянию здоровья его отправили «на консервацию» на подводную лодку командира Самойлова. Экипаж был сокращенный. Был командир, офицер БЧ3, механик, три мичмана специалиста БЧ5, старшина команды торпедистов и боцман. Из моряков человек десять. На консервированной лодке необходимо было поддерживать ее состояние. К ней были подведены специальные установки, которые осушали лодку, поддерживали определенную температуру и влажность. Ежедневно Шкаплеров спускался в подводную лодку, по заданию командира вскрывал люк, обходил с моряком всю подводную лодку. Проверяли, не просачивается ли вода, осматривали все трюмы. После - все закрывалось…

- Если меня сейчас отправить на эту подводную лодку, я точно смогу работать, хотя очень давно не служил, - говорит Николай Иванович.

Но позже он договорился о переводе по службе – направили на учебу в Подмосковье, осваивать устройство и обслуживание ядерных боезапасов. Через три месяца вернулся в Балаклаву, попал в группу Шапкарова. Воинская часть была передвижной. Задачей группы было, когда приходил груз, выгрузить его из эшелона, закрепить в кунге, и машинами доставить в штольню в хранилище. Перевозили в штольню в ночное время суток. Потом, через определенное время по документам производили проверку численности и техническое обслуживание. Разбирали бомбы, проверяли их техническое состояние. Начиная от батареи и включая автоматику. Смотрели, как все срабатывает. Это была служба доставки ракет, а также выдачи подводным лодкам и надводным кораблям.

- В основном мы контактировали со 153 бригадой подводных лодок, - рассказывает Николай Иванович. - Головную часть ракеты везли ракетовозом в определенное место. Ракета и ее головная часть стыковались офицерами и мичманами под особым контролем. Загружали ракеты в барабаны, спускали вниз, опломбировали. Когда произошел развал СССР, в апреле месяце, оперативно в течение двух ночей все ракеты вывозили из части и грузили в вагоны. Шел проливной дождь. Украина объявила, что она безъядерная держава. Все ракеты отсюда отправили в Россию.

Николай Иванович с семьей

Его сын - будущий космонавт Антон Шкаплеров лишь один раз побывал на подводной лодке.

- Антон родился в 1972 году. Жили мы тогда на улице Строительной в Балаклаве. В квартире печка. Уголь, дрова - в сарае. Получилось так, что супруга заболела и ее положили в больницу. В будни дни сын ходил в детский садик. А я дежурил в субботу и в воскресение. Садик в воскресение не работал. Кого не просил, все отказались посидеть с ребенком. Положил я игрушки в сумку, взял Антона, и мы поехали на службу. Во время развода бригады на дежурство, попросил моряка присмотреть за сыном. Он поигрался. Ужин принесли, поужинал. Смотрю, спать хочет. Я его провел в каюту замполита. Она у нас никогда не закрывалась и не опечатывалась. Я Антона на диван положил, канадкой накрыл. В час ночи дежурный обнаружил сына. Говорит: «А это что? Что он здесь делает? Нельзя!» Я отвечаю: «А куда я его дену?» Дежурный пожал плечами, ушел, качая головой. А утром на свой страх и риск я поднял перископ. Не полностью, только чтобы показать сыну Балаклаву. Оперативный дежурный дивизии мог засечь. Я решил, если позвонят, скажу, что провожу ремонтные работы.

С 1993 года Николай Иванович работал на насосной станции в «Севгорводоканале». Потом работать перешел на АЗС. Любовь к технике сохранилась на всю жизнь.

С сослуживцами, ветеранами-подводниками встречается старший мичман Шкаплеров в дни праздников. Возлагают цветы, общаются в непринужденной обстановке, вспоминают службу. Многие ветераны помнят, что когда Гагарин приехал в Балаклаву, ему организовали выход в море на подводной лодке с погружением. Вернувшись на берег, он сказал: «Я лучше несколько раз слетаю в космос, чем еще раз пойду на подводной лодке в море». А ветераны подводного флота, убеленные сединами, сейчас бы с огромным удовольствием пошли бы на подводной лодке в море.

Николай Иванович дома, в балаклавской квартире...

ДОСЬЕ «МК»

Николай Шкаплеров родился 26 апреля 1948 г. в деревне Килячи Миховского района Могилевской области. Его отец всю жизнь проработал лесником. И Николай, наверное, пошел бы по этой стезе, если бы судьба не увела его на флот. Отец был мобилизован на Финскую войну, потом началась Великая Отечественная, и он до Берлина дошел. Вся грудь в наградах. А после Берлина был направлен в Китай. Потом вернулся в родное лесничество. Николай же после 8 классов уехал к родственникам в курган – учиться дальше в вечерней школе и работать на заводе «Уралсельмаш». На заводе родной дядя учил племянника специальности фрезеровщика. Получил парень второй разряд. Потом этот завод переименовали из «Уралсельмаша» в «Завод колесных тягачей». А из Кургана он уже и на флот попал – началась жизнь моряка-подводника. 

матрос Николай Шкаплеров с дедом

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 5 августа 2015

Заголовок в газете: Отец космонавта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру