Севастополец в свои 84 года делает стойку на руках и плавает в ледяной воде

Лев Семенов рассказал о службе на Северном флоте и походах в средиземное море во время войны между Египтом и Израилем

 Как-то из окна машины заметил по пути из Балаклавы в Севастополь бегуна. Там же его встретил и через день, и через два. А чуть позже заприметил его на пляже Хрустальном, где он делал зарядку, стоял на руках, размашисто плыл вдоль берега. На дворе стоял январь. И даже снежок лежал на пляжном бетоне. Вот там, на Хрусталке, и удалось познакомиться.

Лев Семенов рассказал о службе на Северном флоте и походах в средиземное море во время войны между Египтом и Израилем

 Даром время не терял

Впервые Лев Семенов увидел Севастополь курсантом Каспийского Высшего Военно-морского училища им. Кирова – 60 лет назад. Тогда, в 55-м, направили стажироваться на эсминец, который стоял на ремонте в заводе. Командовал им легендарный герой войны Сивенко. В будние дни курсанты изучали корабль и несли внутреннюю службу, а в субботу и в воскресение ходили в патруль по городу. 24-летний курсант Семенов даром время не терял и познакомился с красавицей-комсомолкой, инструментальщицей артзавода Иннеттой Александровной, девушкой очень строгих правил. Через 11 месяцев закончилась практика, подходила к завершению учеба. Курсанты вернулись в Баку. И вскоре, на выпускном вечере в торжественной обстановке им вручили кортики и погоны. Предоставили отпуск в 30 суток, после чего необходимо было прибыть на новое место службы. Семенов выбрал Северный флот, хоть можно было остаться на Каспийском, или служить на Черном море. 20 дней отпуска провел с родителями. Потом приехал в Севастополь, где его ждала невеста. В ЗАГСе, когда узнали, что через несколько дней у лейтенанта начинается служба на Севере, пошли на встречу и тут же расписали молодых.

- Служил я на Северном флоте с удовольствием, - рассказывает Лев Викторович. - Мне очень нравился северный флот. Там боевая служба была поставлена на высочайший уровень. Все корабли бригады, четыре-пять единиц, по команде комбрига отдают швартовые, разворачиваются и выходят в Кольский залив. В море отрабатываются боевые задачи: стрельбы, постановка мин, торпедные стрельбы. И так боевая служба день и ночь идет со вторника до субботы. В субботу заходим в базу, становимся у причала. Для всей команды устраивается баня, проводится большая приборка. В воскресение увольнение, все моряки гуляют. В понедельник политические занятия. Во вторник выходим в море до субботы. И так несколько лет. Когда мы пришли на Черноморский Флот, то выход в море осуществлялся один раз в три месяца или в полгода.

В зоне особого внимания

Крейсер «Адмирал Головко», подводная лодка и миноносец Семенова «Находчивый» в 64-м прошли из Североморска, северным путем через Средиземное море, до Севастополя. Передвижение бригады не осталось без внимания натовских самолетов. Они частенько кружили над группой и делали фотосъемку. Когда ночью проходили Гибралтарский пролив, то с клотика американского корабля посылали сигналы красного цвета «Аз» или «точка - тере». По международным правилам сигнал означал «Кто ты такой?». Но советские моряки не отвечали, опасаясь подвоха со стороны империалистов. Рассвело, опять американцы запрашивают командира. Но в этот раз для приветствия: «Доброе утро, поздравляем вас с заходом в Средиземное море». В Средиземном море «Находчивый» задержался на месяц. Кораблю была поставлена боевая задача: следить за американским авианосцем и его сопровождением, состоящим из четырех фрегатов.

- Было интересно наблюдать за циклами взлетами и посадками самолетов на авианосце, - рассказывает Лев Викторович. - Авиакрыло устанавливалось на старт, шасси закреплялось на «поводке» катапульты, за самолетом поднимался щит, ограничивающий распространение струи двигателя и производился взлет. Мы отслеживали количество самолетов, поднявшихся в воздух, время полета и их курс. Шифровали эту информацию и передавали в Москву. Выполнив боевое задание, мы из Средиземного моря направились в Севастополь. Когда прошли Босфор, Черное море встретило нас штормом. И во время вечерней проверки выяснилось, что потеряли матроса. Вернувшись в то место, где, предположительно, пропавший мог упасть в море, включили все прожекторы, выстроили моряков по оба борта корабля и стали искать. Задача усложнялась тем, что шел снег. Через некоторое время поступает команда: «Отбой. Поиск прекращается. Корабль идет в Севастополь». Оказывается, моряк, которого не досчитались, был механиком БЧ 5. Устал на вахте, залез в трубу и уснул. А мы его искали...

В Севастополе «Находчивый» стоял у 14-го причала в Голландии. Через полгода корабль направили в Николаев и поставили в завод им.Коммунаров. В 1966 году модернизация корабля была закончена. Из Николаева корабль пришли в Севастополь. Загрузили боезапасы, прошли испытания новой техники. В это время Израиль напал на Египет. Корабль получает приказ идти в Средиземное море и там с помощью радиолокационных станций фиксировать подъем самолетов противника в воздух. Данные разведки передавали в штабы ПВО, которые находились в Каире и в Александрии. Они поднимали в воздух самолеты перехватчики, приводили в состояние боевой готовности зенитные батареи. Для пополнения запасов топлива корабли заходили в порт Саид. Позже, в течение месяца стояли в Александрии. В это время штаб с командующим, консулом, военным атташе располагался на «Находчивом», что обеспечивало им связь. Выполнив боевую задачу, корабль вернулся в Севастополь.

В 1970-м Лев Семенов перешел на службу на крейсер «Адмирал Головко». Он был оснащен восемью ракетами. Как правило, во время боевого задания корабль сопровождала подводная лодка с ядерным оружием на борту. При такой поддержке крейсер являлся мощной боевой единицей. Без особого труда крейсер мог уничтожить авианесущее соединение противника. Но и шансов выжить после атаки у него не было. Прослужил Семенов на крейсере до 1979-го. Несколько раз выходил на боевую службу с посещением Югославии, Алжира, Сирии и других стран.

- У берегов Сирии стояла плавбаза, - вспоминает Лев Викторович. - Когда мы на ней осуществляли мелкий ремонт, нас удивили местные жители. У русских моряков они просили значки с изображением Ленина. Выручили ребята, у которых были комсомольские значки.

Второе дыхание

В 1979 году капитан II ранга Семенов демобилизовался и спустя год устроился работать на вспомогательный флот. Работал на танкере «Ельня» на перевозке топлива, на транспорте «Онда», на буксире номер 30 и на рефрижераторе «Лама». Рефрижератор загружали скоропортящимися продуктами, выходил в море и обеспечивал наши корабли, стоявшие в разных частях Средиземного моря, маслом, мясом, консервами, фруктами, овощами. Если встречали подводные лодки, то им, дополнительно отгружали вино и шоколад. При необходимости заходили в Александрию, в Грецию и закупали овощи и фрукты. Были в море по полгода. Проработал Лев Викторович на рефрижераторе пять лет.

В 89-м заболела его мама. Семенов уволился и поехал к родителям. Похоронил маму. Вернувшись в Севастополь, устроился работать в охрану в строительное управление ЧФ. Проработал там 20 лет. Уволился в 2014 году в возрасте 83 лет. На работу ходил только пешком, три километра в одну сторону, три в другую.

- Интерес к бегу и к прогулкам на длинные дистанции возник у меня в 46 лет, когда я демобилизовался, - говорит ветеран. - Первая дистанция начиналась на проспекте Острякова, заканчивалась на пятом километре Балаклавского шоссе. Она оказалась маленькой. И я стал бегать вокруг Севастополя через «Шайбу» и Инкерман. Моржом я стал во время службы. Начал плавать в море, когда корабль стоял в Николаеве. Когда мы совершали переход в Североморск, продолжил закаливание забортной водой, по полчаса принимая душ. Прибыв в Североморск, а он находится в тридцати километрах от Мурманска, я совершил заплыв в море. Неравнодушные люди (старшие офицеры), которые меня увидели в ледяной воде, сначала хотели спасать, потом наказать, потом, узнав, что я морж, отпустили…

Плавал и бегал Семенов в одиночку. Но встретил единомышленника. И стал плавать вместе с Вячеславом Алимовым, севастопольским моржом. Вместе пришли в клуб к Виктору Пискунову. Лев Викторович участвовал в двух международных слетах моржей, был награжден грамотами.

- Утро у меня начинается с зарядки на балконе, - рассказывает Семенов о своем режиме дня. - Делаю шпагат, стойку на руках, принимаю душ, завтракаю и бегу на Хрусталку, четыре километра туда, поплавал, и четыре километра обратно. С помощью шагомера, каждый вечер проверяю, сколько пройдено за день: от 7 до 12 км бывает, но не меньше трех. Суммирую. За год получается 1500 км. С 2004 года я уже прошел 17 тысяч км.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 8 июля 2015

Заголовок в газете: Мили и километры Льва Семенова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру