Крымский след Чингачгука: день из жизни Гойко Митича в Ялте

Легендарному актеру Гойко Митичу - 75 лет и есть шанс, что этим летом он пройдет по «индейским тропам» полуострова.

Переговоры о приезде Гойко Митича в Крым ведутся давно и по случаю его юбилея эта возможность, как никогда реальна. Не исключено, что актер будет среди почетных гостей традиционного ялтинского телекинофорума «Вместе». Во всяком случае, руководитель крымского творческого объединения «КиноТРЮК», актер и каскадер Сергей Силкин («Воры в законе», «Влюбленный манекен», «Я - кукла») прикладывает все усилия, чтобы это историческое для многочисленного фан-движения событие состоялось.

 

Легендарному актеру Гойко Митичу - 75 лет и есть шанс, что этим летом он пройдет по «индейским тропам» полуострова.

Охота на Гойко

Более 40 лет назад встреча в Ялте с Гойко Митичем предопределила профессиональную судьбу Сергея Силкина, тогда 14-летнего пацана. Он как и миллионы благодарных советских юных зрителей рос на фильмах про индейцев «Чингачгук – Большой змей», «След Сокола»… В конце 60-х - начале 70-х Гойко Митич, как исполнитель главных ролей был одним из кумиров того времени. По всей стране к кассам кинотеатров тянулись длинные очереди на фильмы с его участием, при том что это были уже не премьерные показы. Все мальчишки стремились быть таким же как он - честным, мужественным, справедливым и очень добрым, беззаветно преданным своей Родине и своему народу.

Завораживающая фактурность горы Демерджи и необычные пейзажи ее окрестностей не остались без внимания кинематографистов из ГДР, подыскивавших локации для очередных подвигов Гойко Митича. В новом фильме кинокомпании DEFA его герою – вождю племени шауни Текумзе предстояло объединить индейцев в борьбе против ненасытного губернатора Индианы…

- Тот год очень сильно перевернул мое сознание и понимание жизни, не смотря на мои 14 лет, - вспоминает Сергей Юрьевич. - Мечта увидеть Гойко Митича вживую, где-нибудь рядом с собой, казалась мне фантастической: ну может когда-нибудь, где-нибудь, на каком-нибудь кинофестивале....Но вопрос - попаду ли я туда? В общем все это казалось нереальным. Тогда мой отчим работал в уютном ресторане гостиницы «Украина», играл в камерном ансамбле на фортепиано и считался одним из лучших джазистов Крыма. А мама пропадала тоже там - как музыкальный человек слушала и вносила поправки. Я же забегал туда иногда перекусить - в те времена это было не проблемой - официантки угощали меня разной вкуснятиной… И вот в один из таких обычных дней, домой прибежала, нет ворвалась мама и с ней что-то загадочное происходило, она с хитрым прищуром глаз и странной улыбкой стала зщадавать мне не менее странные вопросы: «Сережа, а кого бы ты хотел увидеть? Ну… кто тебе нравится?» Не понимая о чем речь, я что-то нес про родственников, про каких-то друзей, даже девушку вспомнил... «Нет, нет, - продолжала она - ну вот кто тебе больше всего нравится, самый-самый... Ну, к кино отношение имеет...». Я посмотрел с таким видом на нее, мол, а то ты не знаешь: ну, конечно Гойко! «Новый фильм выходит?!» – спросил я. «Нет! Гойко здесь, в Ялте!!!». Ну, вы, наверное видели в кино людей в шоке, идиотов, ненормальных... Вот я на минуту таким и стал. После некоторой паузы я начал орать и носиться по всей квартире, сшибая и бабушку и прабабушку, запрыгивая на кровать и издавая вопли восторга.

Утихомирив меня, мама рассказала, что уже несколько дней ДЕФА снимает эпизоды нового фильма в Алуште, под горой Демерджи. И только что она узнала это со слов отчима, так как киногруппа остановилась в «Украине», и немцы недавно обедали там. Официантки увидев Гойко поделились со всеми этой потрясающей новостью, а сам бы отчим и не узнал, слишком далек он был от кино. «В общем так, - заявила мама, - вечером идем ловить Гойко, они на ужин собираются в ресторане».

Мечты сбываются

Встреча с Гойко Митичем для Сережи Силкина еще вчера казалась несбыточной мечтой. И вот нежданно-негаданно – мечта сбывается. Но к этому нужно было подготовиться морально: «Что сказать? Что спросить? Показать ли свою коллекцию фото и вырезок из журналов?» - масса вопросов от которых у паренька только усиливалось волнение…

- Мне конечно хотелось произвести на него впечатление, - рассказывает Сергей Силкин. – Так, чтобы он не подумал, что перед ним очередной бестолковый фанат…Все эти вопросы меня мучили весь день, и в итоге я совершил непростительную ошибку – в эйфоричном предвкушении знакомства я забыл дома фотоаппарат. Какие бы эксклюзивные фото были сегодня! Но это выяснится чуть позже… И вот настал вечер. Я с замиранием сердца сидел за столиком у сцены и гадал , а какой же он Гойко в жизни? Без боевой раскраски кинообраза? Как он с ведет себя и станет ли звездный актер общаться с каким-то 14-летним мальчишкой? На моем столе появлялось то одно, то другое блюдо, я без аппетита жевал, от нечего делать, уже и шесть и семь часов вечера прошло… И вдруг началось оживление в зале. Смотрю начали подтягиваться немцы, усаживались за столики перед этим, сдвинув их вместе, шумно смеялись и что-то обсуждали. Я понял, что мой «час икс» настает... И тут же это подтвердилось: в зал вошел Рольф Рёмер! Его я узнал сразу - в «Сыновьях Большой Медведицы» он играл с Гойко, потом Зверобоя в следующем фильме «Чингачгук – Большой Змей». Было приятно видеть знакомое лицо популярного актера. Я с интересом наблюдал за их общением, машинально дожевывая котлету. И тут... котлета застыла в воздухе, потом плюхнулась в тарелку, а вилка звонко грохнулась на стол, а я, разинув рот, застыл в изумлении. В зал вошел Гойко!

Сергей запомнил все в деталях и нюансах. Гойко Митич был одет в джинсы и в модную для тех времен вельветовую сиреневую курточку, в которой красовался на многих обложках журналов. Такая же легкая и уверенная походка, обаятельная улыбка и красиво уложенные, черные как смоль волосы: «В жизни он оказался еще обаятельнее, чем на фото, и особенно его манеры: какие-то своеобразные, неповторимые…». Гойко присел на стул, придвинувшись к столу, как будто пришел просто пообщаться с коллегами, а не ужинать. Налил себе сок, стал о чем-то беседовать с режиссерской группой.

- Я не отрывая взгляда пялился и следил за каждым движением и жестом своего кумира, это не осталось не замеченным, - рассказывает Сергей Юрьевич. - На меня стали оборачиваться коллеги Гойко и, улыбаясь, что-то обсуждали. Понятно, что они оценили мой пристальный взгляд и как бы ждали что будет дальше. Я же ни как не мог скоординировать свои действия: подойти, что-то сказать, попросить автограф, очень хотелось объяснить мое отношение к творчеству Гойко и к нему самому… Мама подталкивала: «Ну же, давай пойдем пока есть возможность!». И я понял - если не сейчас, то когда еще?! «Мужественно» встав, я поплелся за мамой. Мы подошли к столику немцев и.....вот она немецкая культура! Как повели бы на их месте себя наши звезды, можно только догадываться.

Вся съемочная группа повернулась, а Митич, развернувшись на стуле, придвинул свободный стул и предложил сесть, естественно, он понял с какой целью мы подошли.

Мама стала объяснять на довольно терпимом английском, что я поклонник Гойко, весь дом в его фотографиях, и что я тоже собираюсь стать актером, я немного осмелел и гордо сказал, что смотрел каждый фильм не менее 40-50 раз, показал кучу фото, сделанных прямо из кинозала.

Гойко, взяв в руки солидную пачку фотографий, а их было штук 20-30, на каждой из них поставил свой автограф - для меня и это было уже счастьем!

Мы еще о чем-то поболтали, помню я изъявил желание поприсутствовать на съемочной площадке в любой массовке, но Гойко меня огорчил, сказав, что сегодня у них был последний съемочный день, и завтра спозаранку они уезжают в аэропорт.

Ничего не оставалось, как спросить у Митича, можно ли утром придти его проводить и сделать фото на память. Гойко сказал, что это будет довольно ранний отъезд, в 6 утра и не стоит из-за него так рано вставать, но он, конечно, не возражает.

Мы попрощались с Гойко и всей съемочной группой, которая кстати очень доброжелательно была настроена и тоже общалась с нами – правда, на своем немецком, подкидывая какие-то фразы и что-то комментируя по поводу нас.

Счастливые от такого удачного общения, переполненные эмоциями, мы с мамой вышли из гостиницы и сразу начали строить планы, как и когда нам быть в гостинице и что надо обязательно не забыть фотоаппарат. Решили не рисковать и уже в 5.30 быть на месте.

Уникальный кадр

После такой встречи Сережа, естественно, не мог заснуть. В голове прокручивал по секундам общение с кумиром, вспоминал и фиксировал в памяти все жесты, улыбки, движения…Вот оно счастье! Утром, как и планировалось, Сергей с мамой, в 5.30 уже сидели в фойе гостиницы.

- Минуты ожидания казались вечностью, - вспоминает Сергей Силкин. - Вот уже к шести часам начали появляться работники киногруппы, они грузили аппаратуру и вещи в подъехавший к выходу автобус. И каждый, кто проходил мимо нас, непременно здоровался. Часы показывали уже начало седьмого, а Гойко не было. Я начал волноваться, закрадывались сомнения, может, его отдельно увезли на легковом транспорте? И вдруг на верхней площадке лестницы показался Гойко - мы облегченно вздохнули... О чем-то беседуя, он спускался с двумя коллегами, как всегда смотрелся он великолепно, длинное черное клешенное пальто, сумка через плечо, спокойная атлетическая поступь. И вновь он меня удивил. Поравнявшись с нами, он тут же что-то сказав товарищам, и направился прямиком к нам. Поздоровавшись, Гойко с улыбкой спросил на ломаном русском: «Поспал хоть?

«Угу», - кивнул я. Гойко полез в нагрудный карман пальто и достал... Ну, тут я совсем онемел, он вытащил свою фотографию, с надписью...Сереже! Ну как это можно комментировать?! Актер, звезда, едва услышал накануне имя Сережа... Допускал, что его придут провожать, все запомнил и заранее приготовил фотографию с надписью!

Гойко извинился, сказал, что отнесет вещи в автобус и вернется. Я тем временем, стал судорожно распаковывать фотоаппарат и с умным видом стал домысливать какую же диафрагму и выдержку ставить. Подошел Гойко и вновь меня удивил, на вполне понятном русском он стал объяснять, что и как надо ставить. Мы вышли на улицу перед гостиницей и сделали 2-3 фото. Спустя много лет я все еще виню себя за бестолковость: «Ну сделай ты пять-шесть-семь фото, и каждое - на разной выдержке!» Нет, ну надо же было так недальновидно поступить. Дело было в начале марта, в шесть утра - это еще темень, а техника тогда была никакая! Вот и вышло все блекло и темно. Но все равно, это фото хранится у меня и в фан-клубе. Да, самое главное, я же Гойко принес подарок-презент - бутылку «Черного доктора», тогда это было настоящее, классное вино. Гойко как-то стушевался и сказал: «Спасибо... но я не пью». Я говорю: «Гойко, это же «Черный доктор», чисто лечебное вино! Он тогда взял, покрутил бутылку и прочитал название: «О! «Черный доктор»?! Да-да, знаю! Это дорого, наверное?! Спасибо!» Он похлопал меня по плечу, попрощался и направился к автобусу. Мы стояли до тех пор, пока он совсем не скрылся за поворотом...

Возвращение индейца

По словам ялтинского актера и каскадера, эта встреча с Митичем стала для него знаковой. Он с еще большим усердием стал заниматься спортом, не пропускал занятия в театральном кружке, часто бывал на съемочных площадках, стал интересоваться литературой про кино и театр и уже твердо решил готовиться к поступлению в театральный вуз. И коллекция снимков с Гойко Митичем, само собой, пополнялась – Сергей не пропускал ни одной публикации о нем в советских и зарубежных (чешских, польских, немецких) журналах.

- Кстати, буквально через месяц я написал Гойко письмо и вложил туда пусть и не качественное, но фото, чтобы напомнить, кто ему пишет и откуда, - говорит Сергей Юрьевич. - Сомнения были, что письма вряд ли доходят до Гойко. Тем более адрес: просто на киностудию ДЕФА. Но сюрприз не заставил себя долго ждать - я получил ответ! Конечно, не письмо от Гойко, но мое фото с ним на котором он написал по-русски: "Все хорошо!" Далее были еще письма, я получал два раза ответ - в конверте были новые фото Гойко из новых фильмов и, конечно же, с автографом. С тех пор я его больше так ни разу и не видел, хотя желание встретиться с Гойко жило во мне всегда. В том, что он запомнил эту встречу, я не сомневался. В 2013 году в Калужской области проходил очередной, IV международный фестиваль культур народов Северной Америки «Типифест - 2013». Как было заявлено в программе, специальным гостем фестиваля был самый знаменитый исполнитель ролей индейцев в кино Гойко Митич!

Поехать туда Сергей не смог – так как уже будучи профессиональным актером, находился на съемках сериала, но передать весточку Гойко ему очень хотелось. С этой целью он написал наобум в несколько калужских газет - узнать, не аккредитован ли на фестиваль кто-нибудь из журналистов? Первой из всех откликнулась Татьяна Петрова, которая охотно согласилась помочь. Наш актер переслал ей памятные фото, на которых был запечатлен с Гойко Митичем, записал видео-обращение. Она скопировала их на диск, получила аккредитацию и отправилась на встречу с актером. А дальше произошло и вовсе неожиданное…

- Я, конечно, надеялся, что он хотя бы смутно, но все же меня вспомнит, - рассказывает Сергей Юрьевич. - Однако, увидев фото в руках Татьяны, его лицо озарилось светлой улыбкой: «Сережа? Ялта? Разумеется, помню! Как он сейчас? Передайте ему мои самые добрые пожелания!». С этими словами он поставил автограф на своем фото с памятной надписью «Сереже», несколько плакатов с "Типифеста" подписал для нашего ялтинского фан-клуба… Я был очень тронут тем, что спустя столько долгих лет он не забыл ту памятную встречу в Ялте. Но разве мог себе представить, что ждет меня впереди, что пройдет еще совсем немного времени - и единственным представителем Гойко Митича на территории Российской Федерации станет мое творческое объединение «КиноТРЮК» - эти полномочия будут переданы мне официальным представителем Гойко Митича в Германии. Сегодня я живу надеждой пригласить Гойко Митича в Крым. К слову: он очень тепло воспринял весть о вхождении Крыма в состав Российской Федерации, с уважением относится к Владимиру Владимировичу Путину и проводимой им политике.

У меня есть достаточно интересное предложение, которое создаст здоровый ажиотаж в курортный сезон в Ялте, сыграет на имидж Крыма и соберет массу журналистов и представителей ТВ-каналов.

Я хочу организовать приезд Гойко Митича в пик сезона, в частности, на августовский телекинофорум «Вместе», провести недельную ретроспективу его фильмов, встречу со зрителями, костюмированное шоу по набережной на конях. Можно соорудить сцену на площади (как обычно бывает) и встречу с руководством города и, думаю, даже Крыма. Ведь многие из нас, согласитесь, выросли на этих фильмах и встретиться со звездой индейских фильмов им будет в радость. А Гойко до сих пор в прекрасной физической форме, много снимается, работает в театре, путешествует, проводит массу встреч. И он очень любит своего зрителя! Но на все это нужны средства, а взять их негде. Обращения к руководству Крыма, в частности, на министерство культуры оказались безрезультатными - министерство готово оказать организационную, методическую и консультационную помощь при проведении планируемого мной телевизионного фильма о жизни и творчестве Гойко Митича, о его съемках в Крыму, но ввиду сложного финансового положения и ограниченных возможностей бюджета Республики Крым, министерство не может поддержать материально реализацию этого проекта… В этой связи я хотел бы со страниц газеты обратиться ко всем, кто помнит и любит творчество Гойко Митича: если у вас есть возможность поддержать финансово нашу инициативу - давайте вместе организуем приезд актера в Крым! У него очень плотный гастрольный график, который расписан на много месяцев вперед, но для крымчан он сделал бы исключение и обязательно приехал бы к нам с визитом.

Редакция «МК в Крыму» и творческое объединение «КиноТРЮК» готовы рассмотреть любые предложения и идеи! Звоните (+7-978-743-14-28), пишите (kino_yalta@mail.ru).

Из досье «МК»

Гойко Митич родился 13 июня 1940 г. в сербском селе Страйковец. Окончил Белградский институт физической культуры, входил в состав сборной Югославии по академической гребле. Путь в кино начинал каскадером и актером эпизодических ролей в западногерманских вестернах по произведениям Карла Мэя «Золото апачей» (1963), «Виннету - сын Инчу-чуна» (1964), «Среди коршунов» (1965). Атлетичного, фактурного актера на втором плане заметил чехословацкий режиссер Йозеф Мах, которому руководство ГДР поручило снять первый фильм из «индейского» цикла по произведениям Лизелотты Вельскопф-Генрих – социалистический ответ ФРГ. И Гойко Митич блестяще сыграл главную роль Токеи-Ито, обеспечив кассовые сборы картине «Сыновья Большой Медведицы» (1966). За год в ГДР фильм посмотрели более 10 млн. зрителей! Это событие в жизни актера было судьбоносным - он переехал на ПМЖ в Восточный Берлин и стал штатным актером киностудии «DEFA». Второй фильм «Чингачгук – Большой Змей» (1967) закрепил за актером статус суперзвезды большого экрана – он стал невероятно популярным, образцом для подражания подростков Советского Союза и всей Восточной Европы. Портретную галерею индейцев Гойко Митич пополнял еще 20 лет: Зоркий Сокол – «След Сокола» (1968), «Белые волки» (1969), Черный Барс – «Смертельная ошибка» (1970), «Оцеола» (1971), «Текумзе» (1972), Ульзана – «Апачи» (1973), «Ульзана» (1974), Твердая Скала – «Братья по крови» (1975), «Северино» (1978), «Вождь Белое Перо» (1983), Медвежий Глаз - «Охотники в прериях Мексики» (1988). Оставался у него оперативный простор и для ролей в других жанрах – «Сигналы: приключения в космосе» (1970), «Спартак» (1975), «Архив смерти» (1980), «Фронт без пощады» (1984)… С 1992 года – актер Мекленбургского театра в Шверине, снимается в немецких телесериалах и до сих пор выступает в роли Виннету на ежегодном театрализованном фестивале Карла Мэя в Бад-Загеберге под Гамбургом.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру