Твою alma mater! Крымский медуниверситет шлет сигналы бедствия

Страсти вокруг Крымского медицинского государственного университета им. С.И. Георгиевского разгораются с каждым днем. Вуз, всеми силами стремящийся сохранить автономное положение в системе образования республики, едва ли не насильно стремятся включить в состав Крымского федерального университета. Студенты и сотрудники медуниверситета протестуют, заявляя, что в случае ухода КГМУ под крыло КФУ будет разрушен фундамент подготовки кадров для крымского здравоохранения. Но чиновники стоят на своем.

Здравствуйте, доктор! На что жалуетесь?

Скандал, который успевали окрестить войной одного человека против целого вуза, берет свое начало с весны прошлого года, когда начались разговоры о создании Крымского федерального университета. Объединение ведущих вузов республики и научных учреждений в единый научно-образовательный центр должно, как убеждают общественность, повысить качество образования. 4 августа 2014 года распоряжением правительства РФ на базе ТНУ им. В.И. Вернадского и был создан Крымский федеральный университет, включивший в себя семь вузов и семь научных организаций. Создание федуниверситета предполагает другой, более высокий уровень финансирования науки и преподавания. Москва обещает выделить на развитие КФУ 5 млрд. рублей. Сыр-бор разгорелся, когда в списке оказался КГМУ им. С.И. Георгиевского: студенты, преподаватели и руководство которого решительно высказались против такого объединения. Что же напугало медиков?

— Если мы войдем в состав КФУ, то будем подчиняться министерству образования, хотя десятки лет подчинялись Минздраву. Но дело, разумеется не только в ведомственной подчиненности. Мы сейчас студентов учим в клиниках, на практической базе больниц, а в КФУ они будут сидеть за партами. В случае вхождения КГМУ в состав КФУ будет произведена ликвидация клинических баз, студенты лишатся учебной практики, и, получив диплом КФУ, они не смогут работать врачами! Элементарно у выпускников в дипломе не будет записано «врач», они станут педагогами по медицинским направлениям. Студентов лечебному делу сейчас учат врачи практического здравоохранения, а потом будут педагоги. Представьте себе врача, который впервые увидит больного только после интернатуры?! Восемь лет отучится, но не будет знать, как роды принять, — поясняют суть главной угрозы сотрудники медуниверситета.

Напряженная ситуация складывается и с иностранными студентами, которые обучались в вузе. Диплом КГМУ, подтвержденный Международным образовательным обществом (лондонским сертификатом) широко котировался за рубежом, говорят в вузе. С дипломом КФУ молодых врачей на своей родине в Азии или Африке не ждут.

— Иностранные студенты и заключали договор с КГМУ с тем условием, что наш диплом признается в их стране, которая и отправила их учиться. С новыми раскладами мы теряем этих студентов, которые сами теряют годы и деньги. Более того, они уже подают иски в суд, что грозит выплатой очень больших неустоек, — заявляют сотрудники КГМУ.

Битва ректоров

Впрочем, эти и другие доводы мало интересуют ректора КФУ Сергея Донича, которого называют главным лоббистом включения медуниверситета в состав федерального вуза. Первая же встреча Сергея Георгиевича с активом КГМУ прошла на повышенных тонах.

— Сергей Валерьевич Аксенов поручил мне эту встречу. Она не была спонтанная, она лично мне как бы и не нужна, — фраза от ректора КФУ в одночасье ставшая крылатой красноречиво говорила о нежелании идти на диалог с самого начала. Почти три часа в вузовском зале сверкали молнии, но Донич упорно указывал на распоряжение правительства, говорил, что вопрос решен и «сопротивление бесполезно». Со временем конфликт перерос в медийные баталии. В СМИ не раз выходили высказывания Донича, где он фактически обвинял ректора КГМУ Анатолия Бабанина и его близких в приватизации вуза и чуть ли не разворовывании средств. Бабанину, руководящему университетом с 1996 года, приходилось держать удар.

— Это ваше, Сергей Георгиевич, заявление в печати о якобы разворовывании мною вуза выглядит очень странно, если не сказать более. Это не ректорский уровень, а уровень бандитских разборок, когда все средства хороши, – комментировал нападки Бабанин.

Ректор КФУ не успокаивался.

— Лондонский сертификат — это филькина грамота, за которую ректор КГМУ отвалил сто тысяч, хотя он стоит всего пятьдесят, — то ли с очередным выпадом, то ли хвастаясь знанием расценок так заявил Сергей Донич в одном из комментариев СМИ.

Впрочем, в этом утверждении ректор не одинок. К примеру, Олег Романько, до недавнего времени профессор КГМУ, затем перешедший в КФУ, также назвал лондонский сертификат «филькиным», а утверждения Бабанина — «ерундой».

— Я везде заявлял, что я противник самостоятельного КГМУ, — написал в соцсетях Романько. — Я написал заявление в КФУ еще в декабре, горжусь, что один из первых вбил осиновый кол в гроб прежнего руководства КГМУ. Майдан разгромлен, но будет еще испускать зловоние. И еще находятся люди, которые верят в бабанинскую ерунду с филькиным сертификатом и вранье о дипломах «преподавателей медицины»! Теперь новая мулька — снижение зарплаты в два раза. В России лечебную надбавку дают только тому, кто реально в клинике работает. И не важно — сотрудник он самостоятельного медуниверситета или медакадемии в составе федвуза.

Увольнение по скорой

Но вернемся к событиям вокруг КГМУ. На прошлой неделе их было предостаточно. 27 января в КГМУ прибыл проректор КФУ Владимир Михеев. Приехал он с офтальмологом Нанули Ивановой, которую Донич назначил руководителем медицинской академии (так хотят переименовать КГМУ после «интеграции»). Визитеров сопровождала «группа поддержки» из двух десятков неизвестных, которые по словам сотрудников КГМУ агрессивно вели со студентами, снимающими действия гостей на мобильники. 

В тот же день Донич уверял журналистов, что решение о назначении Ивановой принято «консолидировано после разговора с главой Крыма Сергеем Аксеновым и спикером парламента Владимиром Константиновым». Примечательно, что еще летом прошлого года Аксенов заявлял о том, что будет лично опекать здравоохранение как «жизненно важную отрасль» и выступал за самостоятельность вуза.

– Отказ от автономного существования одного из старейших университетов Крыма – медицинского – нес пусть и потенциальную, но все же опасность в деле подготовки специалистов, – уверял Аксенов. Но по всей видимости сейчас на позицию главы республики повлиял кто-то из Москвы.

— Освободить Бабанина Анатолия Андреевича 28 января 2015 года от должности ректора Государственного учреждения «Крымский государственный медицинский университет имени С.И. Георгиевского». Основание: пункт четвертый статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, — гласит соответствующий указ главы республики.

Усиление давления на Анатолия Бабанина не прошло бесследно: 74-летний ректор с гипертоническим кризом был доставлен реанимацию больницы им. Семашко. Увольнение ректора в КГМУ считают неправомерным.

— Аксенов освободил ректора от занимаемой должности, ссылаясь на пункт статьи Трудового кодекса РФ, который звучит «в связи со сменой собственника». Но смены собственника у нас не произошло! — пояснила «МК в Крыму» помощник ректора КГМУ по юридическим вопросам Елена Лагута. — Крымский государственный медицинский университет как юридическое лицо не ликвидирован и не реорганизован. До 1 марта мы действуем в рамках законодательства и у нас есть срок на перерегистрацию для вхождения в КФУ. Но пока имущество, денежные средства, кадровый потенциал не передан КФУ. Передаточный акт мы не подписывали, и до нас не довели механизм перехода. За два месяца, как положено по закону, нас должны были предупредить об увольнении или сокращении штата, но ничего этого сделано не было. А сокращения будут массовые, это видно из штатного расписания КФУ. Людей пытаются уговорить написать заявления по собственному желанию в связи с переходом в КФУ. Но пока лишь преподавателей берут стопроцентным составом. Административный аппарат, бухгалтерия, юристы, кадровая служба, обслуживающий персонал, проректоры по лечебной работе – все пойдут на улицу. Например, моей должности в КФУ нет, и, если я напишу заявление, мне никто не выплатит зарплату за январь или выходное пособие. Люди в шоке, собираются проводить митинги, мы их еле сдерживаем.

Сергей Георгиевич против Сергея Георгиевского

По словам Лагуты, против прессинга на КГМУ было собрано 6000 подписей, отправленных в высокие кабинеты Москвы. Также трудовой коллектив и студенты твердо стоят на защите своего ректора.

— На нашего ректора девять месяцев льется грязь. Вы посмотрите на Бабанина — авторитетный руководитель, доктор наук, профессор, а с ним ведут себя как с пацаном! Приехали ознакомить с указом о его увольнении, когда он находился на больничной койке, разве это нормально? В вузе – проверка за проверкой: уходит прокуратура, заходит следственный комитет. Уходят следователи, заходит ФСБ. Думаете, сердце у человека выдержит? Бабанин болеет за коллектив, за сохранение медицины в Крыму, за воспитание нормальных врачей, а не просто педагогов. У нас не одно поколение научных и медицинских кадров вышло из вуза, самые лучшие хирурги, офтальмологи, а тут такой натиск, — сокрушается Лагута.

Интересно, что Сергей Донич, так безапелляционно настаивающий на вхождении вуза в КФУ, сам выпускник Крымского госмединститута (1985). Член Совета Федерации РФ от Крыма Сергей Цеков назвал позицию Донича по отношению к своему вузу предательской, высказав предположение о личной мотивации ректора КФУ.

— Я сам выпускник Крымского медицинского университета и считаю, что выпускник медуниверситета не может поступать так с вузом. Не был бы Донич врачом по образованию, тогда, я думаю, тема Крымского медицинского университета и не возникла бы. А здесь было огромное желание трудоустроить Донича, поэтому включили в состав КФУ Крымский медицинский университет, — более чем доходчиво сообщил журналистам сенатор.

Пока актив КГМУ уповает на решение Москвы и лично президента РФ о сохранении своей самостоятельности, ректор КФУ открыто заявил: сотрудникам, не желающим переходить в медакадемию, стоит становиться на биржу труда. Студентов медуниверситета, не желающих переходить в академию, также собираются лишить стипендии. История с КГМУ все чаще напоминает крымчанам о громких скандалах, связанных с размещением частных медклиник в государственных больницах и обнаруженных в подвалах больниц тоннах испорченного медоборудования и лекарств, выделенного ранее по гуманитарной линии. И звучит в этих скандалах вовсе не фамилия Бабанин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 4 февраля 2015

Заголовок в газете: Твою alma mater!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру