Крымская магия Романовых: секреты символов Ливадийского дворца

Последний российский император Николай Романов за 18 лет до революционных событий и красного террора в России. В Ялте он неожиданно для всех заболел брюшным тифом. И сразу же вокруг его болезни появились всевозможные слухи – шептались о проклятии и говорили о покушении. Уже всерьез обсуждали наследника престола. Но вдруг произошло чудо — император исцелился…

Крымская магия Романовых:  секреты символов Ливадийского дворца
фото Дмитрия Смирнова

 ... В середине сентября 1900 года российский император Николай II с семьей в очередной раз прибыл в свое южнобережное имение Ливадия, дабы провести среди лечебного ялтинского климата и гармонии покоя несколько месяцев.

Погода, как писал тогда Николай своей матери, стояла прекрасная — теплая и тихая. Обстановка благоприятствовала отдыху и самодержец увлеченно совершал частые прогулки и поездки по окрестностям. Как вдруг, 26 октября, Николай Александрович, еще накануне полный энергии, почувствовал себя плохо. Недомогание усиливалось с каждым часом, а присутствовавший при государе лейб-медик Гирш поставил диагноз — инфлюэнца — острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Шли дни, однако предписанное лечение эффекта не давало, и состояние императора продолжало резко ухудшаться. Тогда из Петербурга был срочно вызван профессор Военно-медицинской академии Попов. И как только профессор прибыл, осмотрел больного, был поставлен новый диагноз — брюшной тиф. Болезнь коварная, тяжелая, зачастую с непредсказуемым течением. А Николаю становилось все хуже и хуже…

"Теория заговора" в Ливадийском дворце

- Ввиду прогрессирующей болезни, - рассказывает автор сценария программы «Теория заговора» Дмитрий Смирнов, - правительством и царедворцами было принято следующее решение: информировать население страны о состоянии здоровья императора через ежедневные официальные бюллетени, а, кроме этого, инициировать вопрос о возможном престолонаследии, в случае неблагоприятного исхода. Так и поступили. Бюллетени рисовали вполне оптимистическую картину самочувствия государя, но информация об истинном положении тщательно скрывалась. И, похоже, было что скрывать.

О серьезности обстоятельств может говорить, хотя бы тот факт, что тогда же в высших кругах правительства и Синода действительно началось обсуждение проблемы престолонаследия в случае смерти Николая II. Конечно же, в этой ситуации нужно воздать должное таланту врачей, спасших Николая Александровича. Однако, часть приближенных ко двору лиц, склонных, скажем так, к альтернативному мировосприятию, шепталась о другом — о мистической, сверхъестественной помощи, полученной Романовыми за счет особой сакрализации пространства Ливадийского дворца. К сожалению, дворец в котором происходили вышеописанные события и создававшийся поэтапно стараниями нескольких архитекторов, начиная с первой половины 19 века, не сохранился — на его месте в 1911 году построили новый, тот, который мы и сейчас можем видеть в Ялте. Соответственно, и о деталях так называемой сакрализации его убранства можем лишь догадываться. Новый Ливадийский дворец, построенный знаменитым архитектором Николаем Красновым в 1911 году на месте старого, оказался наполнен мистическими деталями... Здесь и химеры с горгульями, и колдовские растения, и ритуальная графика, и демон Бельфегор, взирающий на место обычного собрания семьи за общим столом… Из графического символизма особенно выделяется на стенах и потолках Ливадийского дворца так называемый свастический меандр, который следует трактовать в положительном смысле, так как он венчает декор помещений и тем самым олицетворяет древний солярный символ, доминирующий над окружающей обстановкой, ясный и полезный, словно само Солнце.

фото Дмитрия Смирнова

Архивные данные свидетельствуют, что в разработке проекта этого нового дворца императорская чета принимала самое непосредственное участие.

- Этот дом был построен так, как они хотели, - ведущий научный сотрудник отдела истории Ливадийского дворца-музея Людмила Прокопова. - Когда проектировался дворец, Николай Петрович Краснов вносил все пожелания царской семьи в создание проекта. Больше, конечно, в оформление его внутренних помещений. А внешне царская семья приняла с какими-то оговорками.

фото Дмитрия Смирнова

Хотя какой-либо реальный демонизм здесь, возможно, и не при чем, особенно принимая во внимание искреннюю набожность Николая II и императрицы Александры Федоровны. Ведь нужно учитывать общие тенденции времени, в которое создавался дворец, диктовавшие специфическую моду на сверхъестественное. Да и сверхпопулярный тогда архитектурный стиль модерн, заметно повлиявший на вид императорский резиденции, заигрывал с «алхимической романтикой».

Кроме того, различные чудовища и графика расположены и выполнены так, что, согласно семиотике — науке о символах — находятся в подчинении у божественных сил, изображений которых тоже здесь хватает. Таким образом, определенную часть этих изображений можно трактовать, как обереги. Правда, не столь явные, как, например, обереги, запечатленные за несколько лет до появления Ливадийского дворца тем же самым архитектором Красновым в имении князей Юсуповых «Аскерин», расположенном в селе Коккозы — нынешнее село Соколиное, Бахчисарайского района.

Проклятие Юсуповых и их «Аскерин»

Род Юсуповых в дореволюционной России был одним из знатнейших — многие представители этой династии, как по мужской, так и по женской линии в разное время оставили значительный след в истории страны. К примеру, еще в 16-м веке сам царь Иван Грозный за преданность и союзничество одарил ногайского мурзу Юсуфа, основателя династии, своей личной ладанкой. Юсуповы на протяжении всей истории были несметно богаты, владели огромной недвижимостью, а молодой князь Феликс Юсупов, известный впоследствии, как убийца Распутина, породнил свою семью с императорской, женившись на великой княжне Ирине Александровне — племяннице Николая Второго. Казалось, всеми благами земными был обеспечен этот род, но тяготело над ним старинное проклятие, подлинность которого зафиксировано многими источниками.

фото Дмитрия Смирнова

Так и произошло, роковая цифра 26 буквально преследовала Юсуповых, унося жизни молодых мужчин этой семьи из поколения в поколение.

Вот и старший брат Феликса Юсупова, Николай, как считается, пал жертвой проклятия — летом 1908 года он погиб на дуэли в Петербурге, немного не дожив до 26-летия. В этом же году они посвящают себя созданию новой усадьбы «Аскерин», в переводе с тюркского — принадлежащий воину, близ села Коккозы нынешнего Бахчисарайского района. И, похоже, одной из целей при создании архитектурного ансамбля этого имения было — оградиться в нем от древнего проклятия. Для проектировки и строительства усадьбы был приглашен ялтинский архитектор Николай Краснов, который на тот момент уже имел за спиной множество крупных проектов.

- Николай Николаевич завязывался на истории и на ханском дворце, и естественно, здесь появляется этот голубой глаз. - директор Крымского республиканского детского оздоровительного лагеря «Сокол» Валентина Матвеева. - Это защита, оберег в своем роде. Поэтому и берет он эту символику. Изначально мы даже видели эскизы, была голубая крыша. Белое здание с голубой крышей. Это ж не просто так взяли. То есть, опять же, подчеркнут голубой глаз. Если смотреть с высоты птичьего полета, то глаз видели голубой.

фото Дмитрия Смирнова

Кроме этого, во множестве элементов усадьбы был воплощен, и довольно прямолинейно, образ «голубого глаза», ставший визитной карточкой «Аскерина». К сожалению, в настоящее время, после множества реконструкций, от первоначального вида мало что сохранилось. Но известно, что символ глаза украшал башню, фонтан, витраж, внутреннее убранство помещений и даже фарфоровый сервиз. Но почему именно этот образ, или, скорее, символ? Согласно официальной версии — голубой глаз в символике появился из-за того, что он связан с топонимикой местности: название Коккозы, в переводе с тюркского и означает «голубой глаз». Например, исследователь Крыма Иван Пузанов сто лет назад считал, что название местности пошло от вида здешней долины, в которой река, словно оправлена в лесную зелень, наподобие глаза. Другие же краеведы отмечали, что это было связано с цветом глаз местного населения — результат ассимиляции татар с проживавшими здесь же потомками готов и римлян…

 

Больше подробностей и открытий - в выпуске программы "Теория заговора": https://www.youtube.com/watch?v=dmh9leUpPSo

 

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру