Как отмечает начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Республике Крым полковник полиции Виктория Гоптарева, наиболее уязвимыми возрастными группами являются граждане старше 65 лет, несовершеннолетние лица и молодежь.
- В условиях СВО более 100 колл-центров, которые вовлекают наших несовершеннолетних граждан в преступную деятельность посредством Интернета, находятся на территории Украины, - отмечает она. - В частности, звонят и спрашивают персональные данные у несовершеннолетних. Представляются либо родственниками, либо должностными лицами правоохранительных органов, банков, государственных учреждений и организаций.
По словам Виктории Гоптаревой, взрослые должны в дружелюбной форме обсуждать с детьми проблему дистанционного обмана. Ведь по факту контроль даже самого строгого родителя не всегда может уберечь несовершеннолетнего.
- Нужно просто разговаривать со своим ребенком, - дает рекомендации специалист. - Научить его соблюдать гигиену в Интернете. Вызовы с незнакомых номеров не принимай. Если вошел в разговор и мошенники спрашивают имя, фамилию, данные родителей и адрес, нужно сказать так: «Я сейчас спрошу у мамы, можно ли с вами разговаривать».
Помимо сбора персональных данных, преступники проводят вербовку несовершеннолетних и молодежи. Для этого также используется Интернет.
- Это происходит в мессенджерах, - говорит оперуполномоченная по особо важным делам ОБК МВД по Республике Крым майор полиции Алина Торбина. - Вербовщик предлагает легкий заработок. В основном это направлено на несовершеннолетних или лиц до 20 лет. Называется сумма 5-10 тысяч рублей, но для этого нужно поработать «курьером». Взять у кого-то деньги и перевести, положить, передать.
Лицам, достигшим совершеннолетия, мошенники могут предложить другой вариант «легкого заработка», который также противоречит действующему законодательству.
- Для молодежи от 18 лет - открыть счет в банке, а затем передать права на него и банковскую карту третьим лицам, - отмечает специалист. - Это тоже преступление, о котором нужно знать. Никогда третьим лицам нельзя передавать свои банковские карты и счета.
- Знают ли молодые люди, что они нарушают закон?
- Думаю, что соучастники мошенников больше знают, чем не знают. Потому что их всегда просят упаковать деньги скрытным образом, всегда диалог с ними идет через анонимную переписку. И все схемы распространены, о них многие уже знают, - утверждает Алина Торбина.
Если несовершеннолетний, совершив противоправные действия, потом утверждает, что не знал, что думал, будто просто зарабатывает, это не освобождает его от уголовной ответственности.
- Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, - говорит Виктория Гоптарева. - Если он пришел, сказал, что нашел сеть, что его хотели сделать «курьером», к уголовной ответственности он привлечен не будет. Но если взял деньги, переправил, а потом сказал дома и все пришли в полицию - это уже будет смягчающее обстоятельство.
В условиях СВО пагубное пристрастие к легким деньгам может привести лжекурьера даже на путь диверсанта.
- Если несовершеннолетний просто побыл «курьером», тот, кто ему звонит, а звонят с той стороны, где ведутся военные действия, говорит: а теперь давай подожги релейный шкаф, брось смесь горючую в военкомат, - приводит условный пример и предостерегает полковник Гоптарева. - Этот молодой человек уже на крючке, на него есть компромат.
- На какие «крючки» чаще всего ловятся взрослые люди?
- Актуальна схема: «ваш близкий родственник попал в беду», - говорит Алина Торбина. - По ней поступает привычный телефонный звонок. Через Интернет звонят лжесотрудники банков и предлагают перевести деньги на «безопасный счет». А самая массовая схема - звонок через Интернет и предложение продлить услуги связи. Люди соглашаются, а мошенники взламывают аккаунт на «Госуслугах».
Поскольку чаще всего мошенники звонят доверчивым гражданам из-за границы: больше всего колл-центров на Украине, следом идет Польша, затем Франция, Швеция, Швейцария и Казахстан, сотрудникам крымской полиции удается раскрывать порядка 30 % таких преступлений. Поэтому лучшая защита от злоумышленников - вызов без ответа.
- Мы используем все возможные способы профилактики и раскрытия данного вида преступлений, - говорит начальник отдела информации и общественных связей МВД по Республике Крым полковник внутренней службы Наталья Кашкарова. - Устанавливаем ростовые фигуры полицейского, рассылаем СМС-оповещения. Достигнута договоренность о нанесении профилактической информации на платежные квитанции за коммунальные услуги. Расследуя преступления, приходим к тому, что 98 % жертв информированы о данном виде преступлений.