Большая тройка: как Сталин принимал в Ялте союзников

78 лет назад в Ялте состоялась историческая встреча лидеров великих союзных держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании.

За восемь дней Крымской конференции (4-11 февраля 1945 г.) Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились о зонах контроля и влияния в послевоенном мире. 

78 лет назад в Ялте состоялась историческая встреча лидеров великих союзных держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании.
Улыбка генералиссимуса: заядлый курильщик Сталин предупредил ещё более заядлого курильщика Черчилля о вреде курения для здоровья, фото из архива МИД РФ.

Они в своих интересах перекраивали границы в Европе и на Дальнем Востоке, договорились о новых «правилах игры» с отведением роли мирового арбитра - Организации Объединенных Наций. И по схеме «Большой тройки» мир на планете худо-бедно, но сохранялся в течение полувека.

Встреча на высоком уровне

Встрече лидеров трех держав антигитлеровской коалиции в Крыму предшествовало полгода предположений и согласований. Первым о необходимости такой конференции высказался президент США Ф. Д. Рузвельт в послании 19 июля 1944 г. к И. В. Сталину: «События развиваются так стремительно и успешно, что, я думаю, в скором времени следовало бы устроить встречу между Вами, Премьер-министром и мною». Такое же пожелание Сталину в своем письме выразил и У. Черчилль. Американский президент и английский премьер предлагали встретиться и поговорить «где-нибудь на севере Шотландии» уже в сентябре 44-го. Но Иосиф Виссарионович терпеть не мог тумана и мужиков в юбках даже в качестве декораций, поэтому сослался на свою занятость по военным делам и невозможность длительных переездов, которые категорически воспрещены его врачами. Через дипломатов условно договорились, что встреча «Большой тройки» возможна на черноморском побережье в СССР в ноябре 44-го, но уже Рузвельт попросил перенести ее на время после выборов президента США (20 января). Окончательно определились, что оптимальным сроком будет конец января - начало февраля 1945 г., а местом - Крым. Перед началом большой дипломатической игры Сталин не только имел преимущество «своего поля», но и владел стратегической инициативой - на момент встречи советские войска находились в 60 км от Берлина, а союзники - в 500 км.

Легендарная фотосессия Большой тройки в Итальянском дворике Ливадийского дворца, 9 февраля 1945 г. фото: U.S. National Archives

За два месяца (декабрь 1944 г. - январь 1945 г.) на полуострове с разрушенными городами и сожженными селами после ожесточенных боев с фашистами - в авральном режиме произвели колоссальный объем работ. В Крым подогнали около 1 500 вагонов с дефицитными в годы войны материалами, оборудованием и мебелью. А впереди паровозов, заблаговременно, 4 полка войск НКВД плюс 1200 оперативных работников и мотоциклетный отряд в 120 человек. Резиденциями делегаций на время конференции стали три дворца - Ливадийский, Воронцовский и Юсуповский. По уровню оснащенности и обустройства каждый из них представлял собой автономный хозяйственный объект.

Дворец для Рузвельта

Резиденция делегации США в Ливадии (3 км до Ялты, 15 км до Алупки).

Во дворце: 43 комнаты (1902 кв. м). Лично для Рузвельта на 1-м этаже: приемная, кабинет, спальня, сообщавшиеся с большим залом, где проходили пленарные заседания. Свитский корпус для сопровождающих лиц: 48 комнат (1203 кв. м). В помещениях: отопительная система, горячая вода, водоснабжение, автономное электроосвещение.

Ливадийский дворец, фото М. Львовски.

АТС на 20 номеров: связь во дворце, с советской и английской делегациями, с портами и аэродромами. Бомбоубежище в подвале дворца. Для обслуживающего персонала гостиница в Ялте на 60 мест, с кухней и столовой.

VIP: Президент Ф. Д. Рузвельт, его дочь Анна, спецпомощник президента Г. Гопкинс и его сын Роберт, госсекретарь Э. Стеттиниус, адмирал В. Леги, генерал Дж. Маршалл, адмирал Э. Кинг, посол в СССР А. Гарриман.

Дворец для Черчилля

Резиденция делегации Великобритании в Алупке (15 км до Ливадии).

Во дворце: 22 комнаты (600 кв. м), в том числе три отдельные трехкомнатные квартиры со всеми удобствами. В Шуваловском корпусе дворца: 23 комнаты (899 кв. м). В помещениях: горячее и холодное водоснабжение, отопительная система, автономное электроосвещение, вентиляция.

Воронцовский дворец, фото М. Львовски.

АТС на 20 номеров: связь во дворце, с делегациями СССР и США, с портами и аэродромами. Для сопровождающих лиц - гостиница в 2 км от дворца: 23 комнаты (546 кв. м). Для обслуживающего персонала - 24 комнаты на 100 мест в доме отдыха военного округа, со столовой и кухней.

VIP: Премьер-министр У.Черчилль, его дочь Сара, министр иностранных дел А. Иден, его зам А. Кадоган, фельдмаршал А. Брук, адмирал флота А. Каннингхэм, маршал авиации Ч. Портал, генерал X. Исмей, посол в СССР А. Керр.

Дворец для Сталина

Резиденция делегации СССР в Кореизе (8 км до Алупки, 7 км до Ливадии).

Во дворце: 20 комнат класса «люкс» (610 кв. м) и приемный зал (77 кв. м). Три доп. корпуса: 33 комнаты (550 кв. м). Бомбоубежище в 100 м от дворца: 3 комнаты (61 кв. м) с узлом связи и автономным электропитанием.

Юсуповский дворец, фото М. Львовски.
В помещениях: автономное электроосвещение, горячая вода, вентиляция, холодильники. Телеграф «Бодо» и станция «ВЧ» обеспечивали связь с Москвой, фронтами и всеми пунктами СССР. АТС обеспечивала связь внутри дворца, с английской и американской делегациями, с портами и аэродромами.

VIP: тов. Сталин, нарком иностранных дел В. Молотов, нарком ВМФ Н. Кузнецов, замначальника Генштаба А. Антонов, посол в США А. Громыко, посол в Англии Ф. Гусев.

Апартамент тов. Сталина в Юсуповском дворце, фото М. Львовски.

Все парки и подъездные пути были приведены в порядок. Делегациям США и Великобритании выделялись по 15 легковых авто, 20 «виллисов» и 5 грузовиков. Ко всем АТС прикреплены сотрудники, владеющие английским языком. В резиденциях созданы запасы живности, дичи, гастрономических, бакалейных, фруктовых, кондитерских изделий и напитков, Из ближайших районов организована доставка дичи, свежей рыбы, вин, фруктов и других продуктов. Специально была оборудована хлебопекарня с квалифицированными работниками хлебопечения; на месте организована ловля свежей рыбы.

Для обеспечения своевременной доставки корреспонденции из Москвы на время работы конференции выделялось 10 самолетов. Для выполнения специальных заданий главы советской делегации на месте стояли в готовности два самолета дивизии особого назначения ВВС КА, пилотируемые генерал-майором авиации Грачевым и подполковником Асафьевым.

И.В. Сталин на переговорах с президентом США Ф.Д. Рузвельтом, фото из архива МИД РФ.

Для приема англо-американских самолетов был подготовлен аэродром Саки с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами, одна длиной 1400 м, другая - 1000 м. В качестве запасных аэродромов на случай закрытия туманами аэродрома Саки были подготовлены аэродромы Сарабуз (Крым), Геленджик (Кавказ) и Одесса.

4 февраля 1945 г. в 17 часов в Большом зале Ливадийского дворца открылось первое пленарное заседание Крымской (Ялтинской) конференции. За большим круглым столом встретились делегации СССР, США и Англии...

Договорились: тов. Сталин нашёл общий язык с Уинстоном Черчиллем, фото из архива МИД РФ.

Тайна попугая Черчилля

По вопросам войны и мира предки и потомки сэра Уинстона Черчилля в Крыму бывали не раз. Первый визит - 155 лет назад - для герцога Мальборо закончился плачевно: он был сражен в кавалерийской атаке под Балаклавой. Другим везло больше - и они увозили с собой в Англию сувениры и приятные впечатления о вояжах. Так, в мае 2007 года Крым посетила и леди Мэри Соамс (Lady Mary Soames) - младшая дочь легендарного премьер-министра. В поездке ее сопровождали леди и джентльмены из международного исторического общества Черчилля во главе с председателем этого клуба, лордом и полковником Найджелом Ноккером. Они проехали по историческому маршруту от аэродрома в Саках через Симферополь к дворцам в Ливадии и Алупке, посетив места, связанные с пребыванием английского премьера на Ялтинской конференции 1945 года.

Младшая дочь Уинстона Черчилля - леди Мэри Соамс в мае 207-го посетила Ливадийский дворец, фото А. Иваниченко.

Ливадийский дворец стал особым пунктом в их маршруте. Леди Мэри привезла с собой 10 книг о своем отце, чтобы передать их на хранение в мемориальный кабинет- библиотеку Уинстона Черчилля, который была открыт в феврале 2004-го в присутствии старшей дочери экс-премьера - Сары Соулз.

Осматривая дворец, леди Мэри заметила, что она ревностно относится к тому, что ее старшая сестра Сара побывала здесь значительно раньше. Тогда, в 45-м, Сара - командир отделения женского вспомогательного корпуса королевских ВВС - сопровождала отца в поездке на Крымскую конференцию. А Мэри осталась дома. Она, кстати, тоже служила - в составе сил ПВО защищала британское небо от налетов люфтваффе. Леди Мэри охотно рассказывала, каким был ее отец.

- Другого такого нелицемерного человека я не знаю, - говорит Мэри Соамс. - Его лицо в политике не отличалось от того, каким мы видели отца дома. Когда он был в хорошем расположении духа - это был редкий шутники и весельчак. Он, например, обожал петь арии из мюзиклов, и, если вокруг были друзья - никто не мог устоять, ему все подпевали хором. А еще он удивлял своей невероятной памятью, в детстве он рассказывал мне множество стишков, считалок, а потом оказалось, знает наизусть почти всего Шекспира.

По словам леди Мэри, Уинстон Черчилль очень любил животных - в родовом загородном поместье в Чартвелле он разводил черных лебедей, у него были кошки, собаки, свинки. А его домашним любимцем был огненно-рыжий кот. Подбирая определение окрасу, Мэри Соамс назвала кота мармеладным, чем рассмешила своих друзей. Те поспешили добавить: «Скорее апельсиновый». Также она в очередной раз опровергла байку о том, что у ее отца якобы был попугай ара по кличке Чарли, непристойно ругавший Гитлера и нацистов.

Открытие памятника Большой тройкев Ливадии, 2015 г., фото М. Львовски.

- В Чартвелле до войны обитал серый габонский попугай по кличке Поли, - уточнила леди Мэри. - Но он был не слишком разговорчивым и прожил там всего три года. А вот ары у моего отца никогда не было. И поверьте, в те сложные для страны времена у него было много занятий важнее, чем обучение попугая ругательствам. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 5 февраля 2020

Заголовок в газете: Большая тройка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру