О Крымской весне стало принято вспоминать на всех уровнях власти. Местоимение «мы», за которым прячется банальное «я», становится подлежащим в восклицательных предложениях, сбитых в доклады, речи и воспоминания. А каким было это самое «мы» тогда, когда каждый неправильный шаг мог стоить не только карьеры, но и, без капли преувеличения, - жизни.
- Харьков принимал участников Общеукраинской ассоциации органов местного самоуправления, где я представлял Крым, - вспоминает первый заместитель председателя Государственного Совета РК, председатель комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления – Ефим Фикс, - Мэр города пригласил нас на главную площадь для встречи с харьковчанами. Поехали только представители Юго–Востока. Я вышел с приветственным словом от Крыма, и бесчисленная толпа простых горожан взорвалась: Крым, Крым, Крым!
А совсем скоро тот же город предстал перед Ефимом Фиксом совсем в другом свете.
- В помещении большого спорткомплекса должен был выступать экс-президент – Янукович - перед нами заняли места руководители украинских областей, граничащих с Россией. Вдруг они просто встали и покинули зал. Возникло замешательство, люди потянулись к выходу. А на улице бесновалось море радикалов. Милиция еле справлялась с их натиском, а наша делегация не могла найти свои автобусы. Уже в самолете нам позвонил один из бывших «отцов» Крыма, связавший себя с Киевом, и дал установку немедленно убираться из Харькова.
Автор этих строк встречал Крымскую весну в Москве. Можно сказать одно: Москва слушала и смотрела все, что передавали о Крыме. Запомнилась реакция мамы подруги, простого клерка из управления соцзащиты. От частых звонков она стеснялась набирать мой номер. Звонила подруга, жаловалась, что мама не спит ночами и просила рассказать ей, что происходит в Крыму на самом деле? Не убивают ли русских людей, и чем можно помочь моим друзьям? Примерно тогда на унылом заборе в районе Таганской площади появилось граффити с ответом на вопрос: чей Крым? А сразу после подведения итогов референдума важный чиновник, вхожий в наш дом, спросил, рады ли крымчане возвращению в Россию и высказал свое личное мнение: « В стране кризис, а тут еще ваши дырки латать придется».
Версия о прорыве полуострова в Россию ради латания дыр, оставленных Украиной, однозначно не жизнеспособна. Вспоминая судьбоносную сессию Верховного Совета, открывшуюся 27 февраля 2014 года, Ефим Фикс уточняет ее повестку дня. Никакого прорыва в Россию: депутаты голосуют за возвращение к Конституции 1992 года, обеспечивавшей Крыму больше свобод в составе Украины. Референдум изначально планировался на май, но выходки Киева вынудили действовать решительней.
- Уже 6 марта сроки референдума приблизились, а вопросы изменились, - рассказывает Ефим Фикс, - Этому во многом поспособствовала команда украинских силовиков – арестовать Аксенова и Константинова и вывезти в багажнике из Крыма.
Пожалуй, этот момент можно назвать финальной точкой для попыток крымских политиков решить кризис отношений между Украиной и автономной республикой по букве закона. Бесспорно, этому способствовало движение крымской интеллигенции: 25 февраля на стол Владимира Константиновна легло знаменитое «письмо пятнадцати», подписанное видными общественными деятелями Крыма.
- Мы подписали текст, в котором обратились к председателю Верховного Совета Владимиру Константинову с просьбой взять политическую ситуацию под контроль, - вспоминает один из пятнадцати – журналист Алексей Васильев, - Конечно, выразили готовность оказать всестороннюю поддержку. Там же был предложен вариант вопросов на референдум: Крым в составе Украины, Крым в условиях полной автономии или обращение властей Крыма к России о вхождении в ее состав.
Перед подачей в Верховный Совет текст письма был зачитан участникам митинга возле его стен и получил полное одобрение. Таким образом, на коротком промежутке времени, которому предшествовали долгие годы политического, экономического и социального пренебрежения Крымом, совпали все объективные факторы Крымской весны. Эксперты не перестают напоминать о крайне важном моменте, сопровождавшем судьбоносную сессию крымского парламента, прошедшую 27 февраля 2014 года, - полное спокойствие под зданием Верховного Совета. От митингов, где мирные крымчане противостояли толпам экстремистов, не осталось и следа. Новая веха истории полуострова началась с чистого листа – спорить с чем, стало пустой тратой времени.