По прогнозу экспертов, засуха, в результате которой в четырех районах Крыма объявлена чрезвычайная ситуация, не позволит собрать урожай, превышающий 700-800 тыс. тонн зерна. На вопрос, много это или мало, временно исполняющий обязанности директора Научно-исследовательского института сельского хозяйства Крыма Владимир Паштецкий дает уклончивый ответ: «Бывало и такое, нужно рассчитывать на этот урожай».
Комментируя факт отгрузки крымского зерна для Сирии, Владимир Степанович уточняет, что никакие обстоятельства не освобождают Крым от выполнения договорных обязательств. По его словам, даже прогнозируемый низкий урожай, с учетом имеющегося резервного зерна, полностью покрывает нужды нашей республики в буханках и калачах. Дефицит хлебобулочных изделий, равно как их подорожание, Крыму не грозят.
Будучи зоной рискованного земледелия, наш регион ведет учет потерь яровых культур. Озимые специальных сортов, адаптированных для Крыма, страдают меньше. На фоне пшеницы более жизнеспособным на наших полях является ячмень. Вводятся в севооборот новые культуры, такие как рыжик. Вернулся на полуостров, после долгого отсутствия, хлопчатник. Развивается эфиромасличная отрасль: за год введено в реестр сорок сортов.
Безводье и отсутствие должного количества лесопосадок пагубно отражаются на отдаче крымских полей. По мнению Владимира Паштецкого, обе эти проблемы решаемы. Вложение средств в очистные сооружения позволяет получить воду для полива садов и ряда технических культур. Этот опыт давно взят на вооружение Италией и Китаем. Опытная очистка сточных вод уже проводится в Джанкойском районе. Деньги на строительство станции пришли в Крым из Тюмени и уже сейчас работают с отдачей.
По принципу реверс-аверс засуха щедро распорядилась урожаем плодов, ягод, овощей. Опережая календарные традиции, на кустах и деревьях созревает всё, что служит украшением стола и источником витаминов. Тут бы порадоваться щедротам природы, но мешает человеческий фактор. Острая нехватка холодильников и варварское истребление перерабатывающей отрасли выносит плодам безжалостный приговор.
- Сам стряхиваю черешню с веток, - признается Владимир Паштецкий. - Нет больше заготовительных контор, куда можно сдать урожай. Новый холодильник строится в Красногвардейском районе, но это проблему не решает.
Зато на месте консервного завода имени Кирова и завода имени Первого мая в Симферополе, где выжимались качественные соки и сходили с конвейерных лент овощные закуски, красуются жилые высотки разной степени готовности. Производственные площади, уникальные технологии и рабочие места безвозвратно утеряны. О создании новых заводов, способных возобновить производство крымской халвы, баклажанной, тыквенной и кабачковой икры, томатной пасты по испытанным временем ГОСТам и прочего вкусного и полезного ассортимента, информация не поступает.
Но Владимир Паштецкий аргументированно говорит о возможности решения вопроса обеспечения Крыма питьевой водой с помощью опреснений мало засоленных подземных источников. По его словам, применение технологии опреснения не послужит причиной подорожания водоснабжения для населения. Имеющиеся расчеты позволяют говорить о сохранении действующей ценовой планки.
Имея статус зоны рискованного земледелия, Крым в условиях засухи пребывает в стопроцентно прогнозируемой ситуации. Ничего сверхъестественного на полуострове, который еще в бытность Украины из зоны засушливого земледелия хотели перевести в зону засушливой степи, не происходит. Значит, отмечая начало засухи еще летом прошлого года, совместными усилиями практиков и теоретиков можно было подготовиться к имеющемуся раскладу. Принять специальную программу, вложить деньги в очистку сточных вод - варианты проще перечислить специалистам. Но в нашем случае привычней разводить руками, пенять на капризы погоды и лоббировать точечную застройку в самых неподходящих для нее местах.