Кино-Крым: для каких капитанов в Ялте создавали корабли

История крымского кинофлота оказалась короткой, но богатой на сражения и приключения

В лучшие времена Ялтинской киностудии наши мастера создавали уникальные морские декорации с парусными кораблями и береговой фортификацией для приключенческих фильмов. Однако уже в начале XXI века для съемок в Крыму парусники приходилось фрахтовать у состоятельных частников или приглашать к участию морские учебные заведения, как это было в фильмах «Бегущая по волнам»(2007) или «Пассажирка»(2008).

История крымского кинофлота оказалась короткой, но богатой на сражения и приключения
Сегодня "Испаньола" находится на набережной Ялты - во время наводнения не пострадала.

Курсом на «Остров сокровищ»

Снимок на фоне кормы бригантины «Hispaniola» - в обязательной программе всех, кто впервые прогуливается по набережной Ялты. Люди с восхищением рассматривают 2-мачтовый парусник, и мало кто отказывает себе в удовольствии выпить на его борту бокал крымского портвейна, мечтательно вглядываясь в морскую даль. Когда-то на этой палубе стояли Джон Сильвер и капитан Смоллетт, на этом же корабле после своих злоключений на родину возвращался Робинзон Крузо. Всё это было на самом деле, но в кино и давным-давно…

«Испаньолу» специально создавали для фильма Евгения Фридмана «Остров сокровищ». С этой картины началась собственная корабельная история Ялтинской киностудии, и этот парусник был пионером крымского кинофлота.

В красавицу бригантину «Испаньола» превратилась из трудового черноморского дубка - рыболовецкая парусно-дизельная посудина с грозным именем «Клим Ворошилов» с 1953 года бороздила просторы Азова и Черного моря. Сначала «Ворошилов», груженный арбузами, курсировал из Скадовска в Одессу, а потом его трюмы наполняли виноматериалами. Киношники отыскали этот дубок в феврале 1970-го на Днепре в Голой Пристани, вмерзшим в лед, и выкупили его у Херсонского винзавода. По требованию инспекции Морского регистра команде Ялтинской к/с пришлось не просто декорировать судно, а полностью его перестраивать, меняя бортовую обшивку, дубовые шпангоуты и всё оснащение. Не только возросли расходы, но и затягивались сроки подготовки игрового судна.

Так создавалась «Испаньола» в 1970-м.

- Летом 1970 года уже полным ходом шли натурные и павильонные съемки фильма «Остров сокровищ», - рассказывал мне инженер-конструктор Валерий Павлотос (1940-2016), которого по праву можно считать адмиралом крымского кинофлота. - Я с группой монтажников-высотников работал в труднодоступной местности: в Никитской расщелине, в урочище Сосняк, на Красном камне и под скалой Шаан-Кая. Из этих уголков Крыма сотканы пейзажи острова, где спрятал свои сокровища капитан Флинт. И когда всё «на суше» отсняли, оказалось, что игровой корабль еще не готов. Возникла пауза в процессе, и меня вызвали в Херсон, где строили бригантину. Оказалось, что наш главный консультант и автор проекта переоборудования шхуны, научный сотрудник Военно-морского музея в Ленинграде Андрей Ларионов отозван своим начальством на работу - его командировка закончилась. Мне в срочном порядке за неделю пришлось принимать у него документацию, притом что я никогда не занимался строительством судов. А тут мне поручают возглавить монтаж рангоута и такелажа парусника XVII века! На стене своего номера в гостинице я повесил огромный чертеж «Испаньолы» и стал надписывать наименования рангоута и такелажа, от которых первое время просто торопел: фор-брам-стень-штаг и тому подобное! Мне казалось, что я никогда не запомню эту абракадабру.

Джон Сильвер в поисках сокровищ капитана Флинта, кадр из фильма "Остров сокровищ" (1971).

В сентябре после достройки деревянного корпуса бригантину спустили на воду у причала яхт-клуба, и к ноябрю завершили монтажные работы на палубе. Старые херсонские мастера собрали деревянный рангоут и стоячий такелаж, а севастопольская команда капитана учебного парусника «Кропоткин» Виталия Букарина уже подвязывала паруса для перехода. 2 ноября 1970 г. шхуна своим ходом вышла из Херсона и через сутки благополучно отшвартовалась в ялтинском порту.

На съёмках фильма "Дикий капитан" в Артековской бухте, 1971 год.

Сроки съемок «Острова сокровищ» существенно сместились, и приключения Джима Хокинса, сквайра Трелони и доктора Ливси в жарких тропических морях пришлось снимать под свист ледяного ветра и при изнуряющей качке до марта 71-го. Летом у берегов Крыма бригантину задействовали эстонцы в фильме «Русалочьи отмели», а осенью она ушла в Сухуми на съемки фильма Станислава Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Прекрасный парусник с тщательной деталировкой, выверенной до мелочей по морским справочникам, был востребован кинематографистами; режиссеры уже записывались в очередь. Шхуну Ялтинской киностудии ждало большое будущее в интереснейших приключенческих проектах, если бы не инспекторы Морского регистра.

Афиша кинофильма "Остров сокровищ" (1971).

- Нас стала донимать уже крымская инспекция с требованиями установить антенны, локаторы, спасательные надувные плоты, обшить дерево металлическими листами с асбестовой прослойкой, - с горечью вспоминал Валерий Павлович. - Вроде бы их претензии справедливы, но кто же станет после этих нагромождений и уродований снимать старинный парусный корабль? Инспекция была неумолима: деревянных кораблей в советском флоте нет и не будет!

Валерий Павлович и его первый корабль для Ялтинского кинофлота, декабрь 2009-го.

Ялтинская к/с вынуждено передала прекрасный парусник на баланс «Интуриста». И «Испаньола» так в 1972 году, всего с тремя фильмами в послужном списке, превратилась в ресторан. На вечный прикол ее поставили напротив гостиницы «Ореанда».

«Беда» для Пуговкина

Новый парусник потребовался Ялтинской киностудии в 1978 г. для съемок фильма Геннадия Васильева «Новые приключения капитана Врунгеля» с Михаилом Пуговкиным (1923 - 2008) в главной роли.

- Помня горький опыт «Испаньолы», - рассказывал Валерий Павлович, - мы решили построить новое судно небольших размеров, чтобы не связываться с Морским регистром. «Маломеры» (до 50 тонн водоизмещением) им не поднадзорны. За основу для «Победы» Врунгеля мы взяли рыболовецкую фелюгу, корпус которой нам с нуля сделали на судоверфи в Приморско-Ахтарске. А всё остальное оснащение с мачтой и парусами изготавливали сами на киностудии. Игровая шхуна получилась на загляденье - с дизельным двигателем мощностью 25 л. с. и пятью парусами общей площадью около 200 кв. м». Как и в случае с «Островом сокровищ», к месту съемок шхуну провел опытный мореход, капитан Виталий Букарин. За три дня он прошел Азовское море и Керченский пролив и прибыл в порт «Артека». С июня по сентябрь у берегов Аю-Дага были сняты все морские эпизоды, в которых помимо Пуговкина поучаствовал и Савелий Крамаров в роли Свирепого Гарри.

Пуговкин на съёмках фильма "Новые приключения капитана Врунгеля" (1978).

- Я с удовольствием играл роль капитана Врунгеля, - вспоминал позже на Ялтинском кинофестивале Михаил Иванович. - Даже собственную бороду отрастил и этим избавил гримеров от дополнительных хлопот. И у меня как никогда много было сцен в воде - и нырял, и плавал. Помню, тепло, хорошо, море, рядом любимая Ялта! Но при этом было много всяких неувязок - то плот раскачается и кто-то из группы в воду упадет, то в катер, где актеры, приходилось осветительные приборы устанавливать - пленка была такая неважная, что солнечного света не хватало. Но в итоге фильм получился веселый, с хорошим юмором.

Михаил Пуговкин в роли капитана Врунгеля, кадр из фильма.

«Восток» для Беллинсгаузена

С появлением в 1987 году уникальной плавательной декорации начался золотой период в морской истории Ялтинской к/с. Для фильма Михаила Ведышева «Странник» по сценарию Эдуарда Володарского об открытии Антарктиды ялтинцам заказали постройку флагманского корабля Фаддея Беллинсгаузена - 3-мачтового шлюпа «Восток». Требовалась не только историческая подлинность на палубе и внутри корабля начала ХIХ в., но и конструкторское решение остойчивости при плавании под парусами огромной декорации.

- Естественно, мы не замахивались на создание копии знаменитого шлюпа, - рассказывал ветеран киностудии Валерий Павлотос. - За основу взяли стальной корпус старого сейнера, который киностудия выкупила у керченского рыбколхоза. Но между сейнером и шлюпом была существенная разница в параметрах. Наш «рыбак» длиной 25 м и шириной 5,5 м, а деревянный «Восток» был соответственно 39 м и 10 м. Вот тут и требовался от нас нестандартный ход, который мы нашли. Учитывая возможности кинематографической оптики - широкоугольных объективов - мы решили строить декорацию шлюпа в масштабе ¾: длиной 30 м и шириной 7 м. Позже такое же решение использовал голливудский режиссер Джеймс Камерон, заказавший копию «Титаника» - три четверти от реальной величины лайнера. В итоге наша плавдекорация имела два корпуса: прочный стальной от сейнера и наружный деревянный, соответствующий шлюпу «Восток». Оригинальным решением оказалось и использование в качестве мощной опоры деревянной декорации «Востока» герметичных емкостей из 700-мм газовых труб. К корпусу сейнера приварили 20 штук таких 2-метровых емкостей и получились своеобразные бортовые були, спасавшие всю конструкцию от шторма.

Валерий Павлотос на съемках фильма "Пассажирка" (2008).

Всё оснащение «Востока» от трапов и якоря до мачт и корабельных пушек, 20 парусов площадью 1200 кв. м, украшения корабля с двуглавым орлом готовили в цехах Ялтинской к/с. Ялтинцы также сами на основе архивных материалов разрабатывали рабочие чертежи корпуса, рангоута, такелажа, парусов, декора и интерьера судовых помещений. В конце августа 87-го «Восток» был готов к съемкам. Отпускники столбенели от удивления и восхищения, когда с набережной замечали корабль Беллинсгаузена под всеми парусами.

Морские съемки фильма «Странник» прошли без ЧП и точно в сроки. Слава о «Востоке» сразу же облетела все киностудии СССР, и в Ялту потянулись эмиссары с заказами на использование этой плавдекорации. Ялтинцы перестраивали «Восток» с изменением декора и парусного вооружения на любое пожелание режиссеров: шлюп превращался и во фрегат, и в каравеллу, и даже в испанский галеон XVI в. для советско-марокканского фильма «Огненные барабаны». В 1988-м польский режиссер Ежи Кавалерович снял на крымском паруснике несколько сцен для своего фильма «Пленник Европы». Потом были картины «Господа артисты», «Царская охота», «Простодушный», «На муромской дорожке». А в 91-м «Восток» переоборудовали в пароходо-фрегат для приключенческой ленты «Сердца трех»: между фок и грот-мачтами была установлена металлическая труба, из которой при съемках валил черный дым.

Звездным для ялтинских корабелов был 90-й год, когда на киностудии запустили сразу три морских проекта: наш «Летучий голландец» режиссера Виктора Кузнецова, «Одиссея капитана Блада» совместно с французами и «Век просвещения» с кубинцами и французами.

«Арабелла» капитана Блада

Звездным для ялтинских корабелов был 90-й год, когда на киностудии запустили сразу три морских проекта: наш «Летучий голландец» режиссера Виктора Кузнецова, «Одиссея капитана Блада» совместно с французами и «Век просвещения» с кубинцами и французами. Продюсер Луи Мальон, ознакомившись лично с возможностями крымских мастеров, заказал сразу несколько плавдекораций парусных кораблей.

- Этот год был знаменательным и в моей творческой биографии, - вспоминал Валерий Павлотос. - Если раньше я участвовал в создании парусных кораблей как разработчик конструкций по эскизам художников-постановщиков, то на фильм «Век просвещения» меня пригласили в качестве художника по кораблям. Я отвечал уже и за декор, планировку интерьеров, насыщение парусников реквизитом. Несколько дней мне довелось поработать в архивах Морского музея Франции, знакомясь с материалами по парусным кораблям ХVШ века. А на Кубе наши партнеры показывали мне побережье острова и приморские города, где планировались съемки фильма.

Ив Ламбрешт в роли капитана Блада, кадр из фильма «Одиссея капитана Блада» (1991).

Для «Одиссеи капитана Блада» шлюп «Восток» перестроили на керченском судоремонтом заводе в пиратский фрегат «Арабелла» с роскошным орнаментом и резными скульптурами по бортам. А в Камышовой бухте Севастополя из обычного сейнера сделали галеон «Ля Фудр», для которого ялтинцы в своих цехах готовили всю обшивку, парусное оснащение и декор. В июле 90-го «Арабелла» и «Ля Фудр» встретились в акватории «Артека», где у Аю-Дага снимали морские бои. Ялтинскую флотилию усилили еще несколькими декорациями парусников. А для эффектности эпизода, связанного с выходом французской эскадры, в картине «Век просвещения» к берегам Крыма специально пригнали знаменитый парусный барк «Товарищ». Кроме того, на берегу моря в Утесе - между Алуштой и Партенитом - возвели впечатляющие декорации набережной Порт-о-Пренс с крепостными сооружениями, причалами, зданиями, куда по сценарию приходят французские корабли. Ялтинская к/с с нагрузками справилась, все проекты отсняли по контрактным срокам, и в знак признания коллектив получил благодарственную телеграмму от Луи Мальона из Парижа. Кроме приятных воспоминаний от работы, у ялтинцев остался и «Ля Фудр», который для простоты переименовали в «Запад». Весь «кинофлот» студии базировался в порту лагеря «Артек».

Капитан Блад и его «Арабелла», созданная ялтинцами в 1990 году, кадр из фильма.

Особой чести киношные корабелы удостоились накануне ГКЧП. 28 июля 91-го парусники «Восток» и «Запад» пригласили на День ВМФ в Севастополь. Игровые суда стояли рядом с грозными крейсерами в Южной бухте перед выходом на парад. По сценарию праздника кинематографисты разыграли перед гостевой трибуной на Графской пристани сражение русского фрегата с турецким парусником. Такой сюрприз командование ЧФ СССР приготовило для VIP-гостей, среди которых был Михаил Горбачев с Раисой Максимовной.

Последнее сражение

Жестокий удар по кинофлотилии нанесла стихия в ночь с 14 на 15 ноября 92-го, на съемках фильма «Империя пиратов». Этот собственный проект Ялтинской киностудии с впечатляющим размахом демонстрировал возможности мастеров киностудии в создании береговых декораций и парусников, в съемках на море и в горах. По плану оставался последний объект - порт пиратской республики Либерталии, декорации которого выстроили в Симеизе. «Восток» превратился в пиратский галеон, а «Запад» стал испанской шебекой.

- В ту роковую ночь над Черным морем пронесся шторм невиданной силы, - рассказывал Валерий Павлович. - В ялтинском грузовом порту стоявшие у причала корабли таранили друг друга, несколько судов затонуло. А в пассажирском - на правительственную яхту «Крым» навалился 100-тонный плавкран. Не пощадил шторм и наши парусники. «Запад» был оторван от причала вместе с чугунными кнехтами, выброшен на камни и разломан на три части. А «Восток», находившийся у волнолома в Симеизе, возможно, и устоял бы, но не выдержал напора стихии сам бетонный волнолом!

Волны раскидали гигантские блоки, словно детские кубики. Парусник выбросило на галечный пляж - рухнули все три мачты с реями, полностью сорвало обшивку и палубный настил. К счастью, никто из экипажа, дежурившего в ту ночь на судне, не пострадал, хотя, как и в Артеке с «Запада», команде пришлось прыгать в воду и плыть на берег, когда «Восток» понесло на пляж.

Киностудия осталась без своих кораблей, и ситуация осложнялась тем, что на 1993 год уже был подписан контракт о предоставлении их для съемок российско-германского фильма «В империи орлов» Донована Скотта. Чудом 70-тонный корпус «Востока» уцелел, его удалось сдернуть с берега в воду и отбуксировать в Севастополь на ремонт. К лету ялтинцы восстановили свой парусник, и «Восток» еще послужил киношникам в фильмах «Гелли и Нок» (1994), «Роксолана» (1995). Но весной 96-го корпус «Востока» дал течь, что стало тревожным сигналом и поводом разобрать фрегат на части. Так закончилась история ялтинского кинофлота…

"Бегущая по волнам" и "Звезда" на съемках фильма Валерия Пендраковского (2007).

Уже в наше время для своего морского проекта «Бегущая по волнам» Ялтинской киностудии пришлось арендовать парусные яхты у частников - «Килиакру» в Болгарии и «Новую» в Николаеве.

- Прискорбно, что в Ялте не смогли сохранить то наследие советской киношколы с колоссальным опытом мастеров - создателей декораций и кораблей, знатоков морского дела, - делился с нами своими мыслями на Ялтинском кинофестивале режиссер Станислав Говорухин (1936 - 2018). - Ветераны уходят, унося свои секреты. Некому было передавать опыт. Мне об этом горько говорить, потому что я сам раньше много снимал на море. Здесь вот на Черном море я месяц ходил под парусами «Товарища», когда мы снимали с болгарами фильм «В поисках капитана Гранта». Еще я снимал на теплоходе - ходил тут такой, когда вас еще не было, перекрашенный, с вязью на борту «Цесаревич». Еще «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», где была «Испаньола» - теперь из нее сделали ресторан. Много, очень много я снимал и снимался на море. И не случайно, что для работы в фильме «Пассажирка» я пригласил ялтинцев Валеру Павлотоса и Алика Федорова - это эксперты в своем деле, штучные мастера. В моем распоряжении был знаменитый парусник «Крузенштерн», и нам нужно было декорировать его: мы поставили трубу, потому что уже двигатель был паровой, поставили мостик таким, каким он был, и прочие всякие детали, которых сегодня нет на современном судне. А снимать пришлось в океане возле Канарских островов - по затратам это оказалось не дороже тех цен, которые нам предлагали тогда в Ялте…

Кстати, опыт и знания Валерия Павловича были востребованы и Никитой Михалковым на съемках фильма «Солнечный удар» - велика Россия, но за специалистами по колесным пароходам пришлось снова обращаться в Ялту, где когда-то был свой кинофлот.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 16 июня 2021

Заголовок в газете: Флинт, Блад, Врунгель и другие капитаны

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру