По официальным данным, в первый год проката фильм Бориса Дурова по сценарию Станислава Говорухина «Пираты ХХ века» посмотрели 87,6 млн зрителей, а на стенде киностудии им. Горького висел лист с информацией дирекции - 103 млн! Этот рекорд будет вечным... Успех первого советского боевика был ошеломляющим и спровоцировал в стране массовое увлечение восточными единоборствами. В полуподпольные секции карате валом валила молодежь, а во дворах мальчишки отрабатывали удары судомеханика Сереги и боцмана Матвеича, сопровождая движения выкриками пирата Салеха «И-й-а»! Впервые на нашем экране советские герои жестко били негодяев не только по лицу... Для Николая Еременко, Тадеуша Касьянова и Талгата Нигматулина эти роли стали по-настоящему звездными. Зрители увидели впечатляющий пример того, как простой советский парень, отслуживший в советской армии, может справиться с целой бандой жестоких отморозков...
Крымская экзотика
В фильме Бориса Дурова советский сухогруз «Нежин» из порта некой страны Юго-Восточной Азии (предположительно Индонезия или Филиппины) с грузом опия для советских фармацевтов направляется во Владивосток. «Этот опий нужен заводу как воздух! - поясняет представителю иностранной фирмы после приемки 10-тонного контейнера капитан «Нежина». - Большой стране нужно много лекарств». Собеседник Ивана Ильича является агентом под кодовым именем Лотос. Он связан с международной бандой морских грабителей и передает им сведения о советском корабле. В водах Тихого океана «Нежин» попадает в пиратскую западню… По словам Станислава Говорухина, идею этой истории он почерпнул из газетной заметки. Наш корреспондент-международник в «Известиях» сообщал в 1977 году о вопиющем факте пиратства: в Южно-Китайском море на итальянский сухогруз напали морские бандиты, расстреляли команду и захватили вместе с судном 200 тонн урановой руды.
За экзотикой тихоокеанских злоключений советских моряков режиссер Борис Дуров и его команда отправились в Крым. Картину снимали на базе Ялтинского филиала киностудии им. Горького с апреля по август 1979 года. Два судна: сухогруз класса река-море «Фатеж» и теплоход «Адмирал Лунин» (тогда порт приписки - Жданов), задействованных в картине, кинематографистам в помощь выделило Азовское морское пароходство. «Фатеж» сценаристы переименовали в «Нежин», а «Адмирал Лунин» стал пиратским кораблем «Меркурий». И первые кадры фильма в порту с погрузкой опиума на борт «Нежина» сняты в Мариуполе, а не в Ялте. Перегонять такой мощный корабль к берегам Крыма смысла не было, поэтому эффектную панораму с «Нежиным» в открытом океане снимали в водах Азова, так же как и сцены, где боцман-каратист Матвеич (Тадеуш Касьянов) на палубе разбивает ногой доску, а потом и взятие пиратами сухогруза на абордаж. Смуглолицых полицейских в «зарубежном порту» сыграли ученики Тадеуша Касьянова, среди которых были и индийские студенты, и наши казахи с узбеками.
К берегам Крыма из Жданова пришел уже только пиратский теплоход. Остров туземцев с бухтой, где укрывался «Меркурий», снимали на восточном побережье полуострова. Декорации деревни ловцов жемчуга - с бутафорскими пальмами и тростниковыми крышами - замечательный художник-постановщик Ялтинской киностудии Борис Комяков выстроил на берегу Тихой бухты, недалеко от поселка Орджоникидзе. Тогда там был военный городок с режимной зоной, и поэтому съемочный объект легко ограждался от туристов-зевак. А первое знакомство советских моряков с «островом» происходит в 15 км от «деревни» - на Карадаге, в районе хребта Карагач, как раз там, где проходит экологическая тропа от биостанции в Коктебель. Пиратский же теплоход киношники прятали в Голубой бухте возле Нового Света, это уже за Судаком. Поклонники отдыха в этих местах легко узнают не раз мелькающий в фильме профиль горного массива Караул-Оба. Дозор пиратов, с которым лихо разобрались боцман Матвеич и матрос Стеценко (Виктор Жиганов), располагался в этой же бухте на мысе Капчик. Здесь же в скальных расщелинах прятались буфетчица Маша (Наталья Хорохорина) и библиотекарь Айна (Майя Эглите).
Кораблекрушение в бассейне
К природе экзотического острова добавлены и черты западного побережья Крыма. Эпизод с выходом «Меркурия» из бухты и всплытием мин снимали уже на Тарханкуте.
- В тот год наша Ялтинская киностудия была загружена как никогда, - рассказывал мне о съемках Валерий Павлотос. - На нас свалилось сразу три суперпроекта. Кроме «Пиратов ХХ века», мы уже работали над «Акванавтами» (1979) и готовились к съемкам картины «Через тернии к звездам» (1980). Мы договорились, что подводную натуру со всплывающими рогатыми минами снимем в конце их экспедиции у нас на мысе Тарханкут, где находился базовый лагерь «Акванавтов». И в середине лета съемочная группа на игровом судне отправилась из Нового Света к атлешскому побережью Тарханкута. Переход мимо Севастополя и Евпатории занял почти сутки. Ночью теплоход попал в шторм, а наутро выяснилось, что волной с палубы смыло одну из бутафорских мин. Мина-то бутафорская, но для тех, кто об этом не знает, - она выглядела как настоящая! И съемочной группе пришлось давать курьезную радиограмму, извещать Черноморский флот, что потеряна мина, но она не представляет опасности!
Там же, на западе Крыма, сняты красивая картинка со сквозным 98-метровым тоннелем Малого Атлеша, по которому проходит пиратский катер, и эффектные прыжки с «Меркурия» Николая Еременко и Тадеуша Касьянова.
Захватывающий подводный эпизод на тонущем сухогрузе «Нежин» снимали в обычном плавательном бассейне гостиницы «Ялта-Интурист». Старший механик Сергей (Николай Еременко), рискуя жизнью, проплывал по затопленным коридорам, чтобы спасти девушек - буфетчицу и библиотекаршу, которых пираты заперли в судовой библиотеке. И как раз декорацию интерьера судовых помещений «Нежина» создавали под руководством Валерия Павлотоса.
- Все наши конструкции мы выстроили в той части бассейна, где находится глубокая прыжковая чаша, - вспоминал Валерий Павлович. - Не обошлось без курьеза. Когда мы заполнили ее подогретой морской водой, сразу же всплыли все двери. Постановщики закрепили надежно все предметы, а вот о том, что надо прикрутить дверные петли наоборот - просто забыли. И поэтому из обычного положения петель двери под давлением воды выскочили. После устранения этой проблемы за дело взялся наш оператор-подводник - профессиональный водолаз Владимир Карпичев, неизменно руководивший с 1977 года подводными работами всех без исключения кинопроектов с участием Ялтинской киностудии. Благодаря его мастерству, а также отличной работе под водой Николая Еременко, эти кадры спасения в фильме получились очень выразительными.
Вердикт Брежнева
Премьера «Пиратов ХХ века» планировалась на конец 1979 года. Но после контрольного показа ответственным лицам из ЦК ВЛКСМ картину с ярлыком «идеологически вредной» отложили на полку. Комсомольцы были в шоке от обилия опиума и зубодробительных драк, хотя в Госкино к режиссеру особых претензий не нашлось.
Но как уже не раз бывало до этого (например, в случае с «Джентльменами удачи»), картину для народа спас главный киноман страны - генсек Леонид Ильич Брежнев. Ему на дачу отвозили все копии, в том числе и «отложенных» отечественных новинок. От «Пиратов» Леонид Ильич был в восторге, и картина вошла в число его избранных лент, которые он пересматривал во время отпуска в Крыму. Как рассказывали сотрудники госдачи в Нижней Ореанде, генсек частенько засыпал перед экраном и терял нить сюжета, а просыпаясь в момент какой-нибудь драки, переспрашивал: «Это наш его …бнул?» А те, кто был с ним рядом, подтверждали: «Наш, наш, Леонид Ильич». И генсек удовлетворенно бурчал: «Молодец, Коля».
Идеологи вынуждены были запустить картину в прокат... До распада СССР, пока велась такая статистика, число зрителей, посмотревших этот фильм, превысило 250 млн - условно всё население страны. При скромном по тем временам бюджете - всего 470 тыс. рублей - картина принесла государству почти 150 млн долларов. Но никому из творческой группы от «пиратского золота» ничего не перепало. Как не раз в интервью рассказывал Николай Еременко, он купил себе на гонорар от фильма - ковер и цветной телевизор, но зато снискал любовь зрителей. Голосованием читателей журнала «Советский экран» он был признан лучшим актером СССР за 1980 год в придачу к премии Ленинского комсомола!
«За роль Сореля в фильме «Красное и черное» лучшим не признали, а сыграл судомеханика Серегу - называют», - сокрушался Еременко. Он, кстати, мечтал снять продолжение этой истории. Но его планам не суждено было сбыться - сначала в 1985 г. трагически погиб его друг Талгат Нигматулин, а потом от инсульта в 2001-м возрасте 52 лет умер и Николай…
Пираты ХХI века
40 лет назад история, рассказанная создателями фильма, о захвате советского судна морскими головорезами для зрителей казалось фантастичной, хотя и была основана на реальном случае - единичном, но вопиющем и диком. Сегодня же сообщения о захвате судов «пиратами ХХI века» общественностью уже воспринимаются как обычное ЧП - если это не касается их родных и близких. За последние несколько лет в плену у вооруженных корсаров побывали десятки российских моряков, которые могут на своем опыте сравнить киноисторию с реальностью. Старший механик - как и герой в исполнении Николая Еременко - севастополец Валерий Драпов пробыл 63 дня в плену на западе Африки - у нигерийских боевиков «Движения за освобождение дельты Нигера». Его история в 2008 году закончилась хеппи-эндом, и уже в Севастополе он рассказывал с улыбкой о своих приключениях.
- Фильм «Пираты ХХ века» раньше много раз видел и сейчас, если в программе будет - пересмотрю с интересом, - говорит Валерий. - Но то, что в кино и на самом деле - две большие разницы. В моем случае сопротивление оказать было сложно, потому что кроме меня на «пароходе» из европейцев был только старый капитан, а остальная команда - вся из темнокожих, еще 11 нигерийцев. Договориться по-русски, чтобы не поняли пираты, - не с кем, а английский они хорошо знают. А так, конечно же, был порыв что-то сделать - но шансов на хороший исход при этом немного. И потом в таких случаях останавливает то, что заложников берут не для того, чтобы потом их расстрелять. Я даже потом общался с теми, кто захватил наш «пароход», и они говорили, что еще ни разу не убивали своих пленников.
9 сентября 2008 года в личном календаре Валерия Драпова отмечен как «черный вторник». Вместе с командой британского судна «H/T Blue Ocean» он оказался в заложниках у боевиков MENDа (Movement Emancipation Niger`s Delta) - «Движения за освобождение дельты Нигера». В новостях официальные источники сообщали, что причина захвата остается неизвестной. Мотив нападения не совсем ясным был и для самих боевиков.
- Мы ведь в тот день вообще никуда выходить не планировали, - вспоминает Валерий Драпов. - Сидели, баклуши били. И тут распоряжение - надо сменить экипаж на «Коммандере», который обслуживает нефтяные платформы «Шелла», и забросить им запасы топлива, воды и провианта. Думали, часов за 12 обернемся. На борту, кроме нашего экипажа - 13 человек (60-летний капитан-англичанин Роберт Хьюз, я - старший механик и 11 нигерийцев), еще 13 человек смены (три водолаза - один англичанин и два белых парня из ЮАР и нигерийцы остальные). Мы были уверены, что покинули зону риска - вышли из дельты реки, удалились от берега миль на 15 и расслабились. Автоматные очереди я услышал у себя в каюте - где-то в 21:15, стемнело уже. По суете на палубе понял - мы попали под расклад! И попали всерьез - стало ясно, когда один из этих клоунов начал палить с мостика по палубе - пули пробивали потолок у меня в каюте, осколки летели в голову и руки. Я подумал: «Надо выходить, иначе пристрелят вот так - по глупости, случайно». Разложили нас лицом вниз, руки на затылке - белых отдельно, черных отдельно. Пока мы лежали под стволами, другие бойцы пошли по каютам - тащили всё, что им было интересно. Мой рундук прошили очередью, когда замок сбивали, - там на вешалке рубашка висела, а в кармане очки оставались - пули разбили и стекло, и оправу титановую. Позже, когда нас на лодках в лагерь сепаратистов привезли, я узнал от бойцов, что они совсем на другой пароход охотились. Но у них уже заканчивалось топливо, и тут подвернулись мы. Как говорят англичане: оказались не в то время и не в том месте. Тогда я и предположить не мог, что задержусь у них на два месяца.
Вооружены и непредсказуемы
Первую неделю Валеру вместе с товарищами по несчастью каждую ночь перевозили из лагеря в лагерь. Базы повстанцев затеряны на многокилометровых просторах джунглей, разрезанных мелкими речками. Сориентироваться там непросто даже аборигенам. А для поисковых групп обнаружить заложников вообще представлялось делом безнадежным.
- Ребята они незлобные, но совершенно непредсказуемые, - с юмором рассказывает о своих злоключениях стармех. - Молодые пацаны беспрерывно курят марихуану, курят по-страшному! Количество выкуренной человеком марихуаны за день нашего миллионера разорило бы. На поднос высыпают гору травы - подходи, бери, сколько надо забить. Обычный европеец от такого количества травы упал бы и умер, а они же при этом еще весь день двигаются, что-то делают. Трава местного посева, но они говорят, что индийского происхождения. Перемкнуть в такой обкуренной голове может в любой момент по непонятной для нас причине - так что напряжение сохранялось.
За людей с «Blue Ocean» сепаратисты поначалу запросили у компании-судовладельца 25 млн долларов.
- Это не стихийная кучка отморозков, - говорит Валерий, - а отлаженная организация с хорошим менеджментом. Их боссы достаточно образованные люди и понимают, чего они хотят. Бойцы как-то хвастались, что у них армия численностью не меньше 10 тысяч стволов. Вооружены все в основном автоматами Калашникова - разных стран производства - есть и наши, и Китай, и Румыния. Видел я бельгийское и английское стрелковое оружие, наши РПГ, которые они называют «ар-пи-джи». Проходящие корабли они атакуют на моторных лодках «Yamaha» с двигателями по 75 лошадиных сил. Скорость у них до 60 км/ч. Для сравнения наш пароход шел максимум 20 км/ч... Я очень благодарен Майку Вуду - английскому джентльмену с большой буквы, который всё это время был в контакте с сепаратистами и оставался в Нигерии. Он очень колоритный дядька, весь в морских татуировках, и до нюансов знает, как вести переговоры с пиратами. Кстати, компания «Hydrodive» была готова с первого дня заплатить за нас деньги - но этого делать нельзя было, расценили бы как пособничество мировому терроризму. Майка даже арестовали местные власти за попытку передать для нас через сепаратистов продукты и лекарства.
Жить в плену стало «веселее», когда Валеру с двумя англичанами и троих непростых нигерийцев из лагеря боевиков перевезли в рыбацкую деревню под покровительство семьи Чифа - старшего из трех братьев. В деревушке недалеко от океана местных было всего шесть хижин и 12 человек.
Валера, как механик экстра-класса, починил в деревне всё, что было выведено из строя. Запустил генератор, перебрал двигатели для лодок. Говорит, что сами работу искали, потому что без дела сидеть было тоскливо.
- Ну, в генераторе мы сами были заинтересованы, - поясняет он. - Это же свет, телевизор. У них, правда, антенны нет, они по DVD-плееру фильмы смотрят. И нам всё свои нигерийские комедии подсовывали - смешного для нас там немного, но смотреть от нечего делать приходилось. При этом у них полная коробка нормальных дисков была - с ограбленных кораблей. Из голливудских фильмов - «Анаконда» у них в почете, вместе с ними и мы несколько раз его смотрели. И потом мы надеялись от генератора зарядить мобильный телефон. Мне же чудом удалось свой прихватить с «парохода». На камеру я даже несколько кадров в деревне снял...
Все эти 63 дня возвращения тогда 39-летнего Валерия в Севастополе ждали жена Ирина вместе с 13-летним сыном Антоном и маленькой 9-месячной дочуркой Олесей. Что она пережила в душе - большинству из нас приходится только догадываться. О себе и своих чувствах мне она рассказывала уже сдержанно, даже шутила.
- Впервые после захвата он позвонил домой через месяц, - вспоминает Ирина. - Как-то уговорил хозяина деревни, чтобы ему предоставили такую возможность. Пытался говорить, что всё с ним нормально, скоро приедет. А на самом деле он же и сам не знал, когда отпустят, - те пираты только и твердили: «Скоро, очень скоро». Тогда было очень страшно за него. Это он дома всё весело рассказывает, как будто побывал в Диснейленде. Но чем это «приключение» для всех нас могло обернуться - даже думать не хочу… Но я верила. А потом он снова позвонил - ночью, в воскресенье, и сухо как-то, без эмоций сказал: «Меня освободили». Это был его второй звонок...