Кукольное ханство: в коллекции Эльмиры Хайрулаевой 4 тысячи игрушек в национальных костюмах

С Эльмирой Хайрулаевой из Симферополя, представляющей Народный региональный центр народных ремесел «Орьнек» Ассоциации народных художественных промыслов Крыма, мы познакомились на одной из ее творческих выставок.

Кукольное ханство: в коллекции Эльмиры Хайрулаевой 4 тысячи игрушек в национальных костюмах

На маленьком столике расположилось целое ханство - куклы в национальных костюмах: женщины и мужчины в красочных одеяниях, юные девушки, а также чабаны, музыканты, представители других профессий. В коллекции Эльмиры Хайрулаевой уже около 4 тысяч кукол, для которых она вместе с дочкой сама сделала исторически точные национальные костюмы.

Вот молодая женщина наклонилась к ребенку, которого удерживает одной рукой, будто пытаясь привлечь внимание малыша к ожерелью из монеток у себя на шее. Другая женщина, несущая гугум - массивный металлический кувшин, ведет за руку девочку. А вот почтенная мать семейства - располневшая, но всё еще привлекательная, у которой каждая минута проходит в хлопотах. На секунду задумалась о чем-то, а ее нетерпеливо теребит за юбку сынишка. Легко представить это пестрое собрание у деревенского фонтана или колодца, которые когда-то служили чем-то вроде женского клуба - единственного места, где можно было ненадолго отвлечься от повседневных забот, поболтать друг с другом, обменяться советами.

Их замечательные костюмы выполнены умелыми руками Эльмиры и ее дочери, Заремы Молла, достаточно известной в Крыму мастерицы, по крупицам восстанавливающей историю крымско-татарского костюма - с домонгольской эпохи, периода Крымского ханства, исламского и доисламского периода.

По образованию Эльмира-ханум - преподаватель английского языка. Ее семья всегда была творческой (отец прекрасно рисовал, дядя - заслуженный художник Украины и Крыма), но она сама всерьез увлеклась новым для нее ремеслом лишь пять лет назад - когда вышла на заслуженный отдых.

- К созданию кукол и их костюмов меня приобщила именно дочь, - рассказывает мастерица. - Она увлеклась ими в 12-летнем возрасте, а в 15 лет у нее уже состоялась первая выставка, появились первые дипломы. Зарема очень скрупулезно и дотошно относится к своему увлечению: воссоздает народные костюмы максимально достоверно и точно, со всеми деталями, характерными для конкретного региона.

Работа над созданием образа может длиться около месяца: консультации, чтение книг, подбор тканей. И даже когда кукла уже готова, это еще не значит, что мастерица к ней больше не вернется.

Все украшения на куклах ручной работы, вышивка, пусть даже простенькая, на платье или мараме тоже выполнена вручную.

Сегодня куклы дочери стали украшением различных выставок и экспозиций в музеях, есть они и в частных коллекциях стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и лично у президента Казахстана! Сейчас она мечтает создать большую композиционную работу из жизни Ханского дворца. Ей интересно выстроить всю пирамиду чиновников, мурз, воинов, весь кукольный двор - от самого последнего слуги до правителя.

- В целом у нас уже около 4 тысяч кукол, - уточняет мастерица. - Некоторые из работ недавно стали экспонатами выставки в подмосковном Царицыно, где вызвали большой интерес у посетителей. Более 60 кукол я привезла в Саки в дни празднования юбилея города. Благодарна вашей городской администрации за приглашения, бываю у вас очень часто. Хочется, чтобы о национальных костюмах крымских татар знали как можно больше людей, ведь это наша история, прошлое нашего Крыма. Добавлю, что большая часть известных изображений этих живописных нарядов, сделанных путешественниками, краеведами и этнографами, относится к концу XVIII - началу ХХ века. Костюмы же, характерные для средневекового Крыма, можно представить лишь по воспоминаниям современников.

Но примечательно, что и в средневековье, и век тому назад уделявшие костюмам место в своих путевых заметках путешественники поражались богатству крымских нарядов. «Женщины даже самых простых татар носят платья из шелка или затканные золотом...» - писал знаменитый ученый Петр Симон Паллас.

Много интересного о бытии, укладе жизни и деталях одежды крымских татар можно почерпнуть из альбома итальянского художника Карло Боссоли «Пейзажи и достопримечательности Крыма», вышедшего в свет в 1856 году.

Всерьез увлекшись этим ремеслом, я узнала много нового. К примеру, о том, что в прежние времена крымчанки одевались дорого и с большим вкусом. Их одежде были присущи яркие цвета, большое количество украшений, к тому же шились они из добротных тканей. Цветастость нарядов была связана с проходившим через Крым Великим шелковым путем.

Бытует мнение, что элементы крымскотатарской одежды позже переняла и Европа. К примеру, они присутствуют в нарядах вельможных особ, в том числе королевы Франции и великой императрицы Екатерины.

Костюмы же, которые носили наши женщины полтора-два века назад, состояли из шаровар, рубашки, двух-трех платьев. Чем больше платьев, тем богаче наряд. Рукава на одежде обязательно были длинными, чтобы скрыть от постороннего глаза кисти рук, манжеты расшиты богатой вышивкой.

Что касается девушек, то они, готовя себе приданое, шили платья «с запасом» - с тем, чтобы их можно было подогнать по фигуре и спустя несколько лет. Объяснялось это просто: хорошие ткани стоили недешево, дорого обходилась и ручная вышивка, а значит, позволить такое великолепие можно было нечасто. Поэтому платье должно было служить своей хозяйке как можно дольше.

Рожать тогда женщины начинали рано, малыши появлялись один за другим, но женщина всегда могла надеть праздничный наряд.

Украшения - особое дополнение к костюму, о них стоит рассказать отдельно. В прежние времена в повседневной жизни даже небогатые женщины носили серебряные пояса, серьги, ожерелья, подвески, украшенные шитьем или серебряными деталями фески.

Если девушка была не из богатого рода, то золотые монеты пришивали на феску, поскольку на ожерелье их не хватало. Состоятельные же ходили в золоте, а в праздники буквально блистали, вынимая из сундуков как можно больше своих сокровищ.

- Сегодня многие молодые пары, вступая в брак, надевают на свадебную церемонию национальные костюмы, - говорит Эльмира-ханум. - Но хотелось бы пожелать всем (и не только молодоженам), а также коллективам крымско-татарских ансамблей быть более точными в пошиве национальных костюмов, учитывать все нюансы. Ведь к своим истокам следует относиться бережно и уважительно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 18 июля 2018

Заголовок в газете: Кукольный мир

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру