13 стульев в Керчи: кому оно надо?

12.07.2018 в 20:19, просмотров: 1155

В керченской литературной гостиной СПРК самоорганизовался дискуссионный клуб

13 стульев в Керчи: кому оно надо?

Заметим, справедливости ради, что рефрен типа: «Кому это надо? Никому не надо! Кому это нужно? Никому не…» звучал внутри нашего литературного и около сообщества (студия «Депо Пегаса» & Co) едва ли ни чаще, чем вовне. В частности на официальной странице Союза писателей Республики Крым в Facebook, как только там было размещено следующее объявление:

Скоро в литературной гостиной Керченского отделения СПРК.

Лекция магистра социолингвистики Е. Митиной «об английской литературе».

А также диспут:

«Кто вместо Достоевского?»

Отечественное общее образование выпускает в жизнь человека, вооружённого нравственными критериями «от Достоевского, от Л. Толстого и Тургенева», от великой русской литературы. Кто же на пресловутом Западе служит аналогичным моральным ориентиром? Кто нравственный учитель молодого англосакса в литературе? Да и есть ли он?

Оно и понятно. Углубляться в теорию литературоведения, в то время как звучат со всех сторон жалобы, что не то, что почитателей, но и читателей для литературы сыскать нынче непросто (а читатели всё как-то больше почитатели от слова почитать - на досуге и необременительно)? Само по себе рискованно.

Да и попытки уже предпринимались неоднократные, но, как говорит наш молодой контингент, «не зашло». А тут, чуть ли не вдруг, и чуть ли не спонтанно, на высказанную вслух мысль: «А почему бы нам не послушать и не поговорить о...» (о современной европейской литературе, о вырождении отечественной культуры в массовую, о модных поэтических тенденциях и т.д. и т.п.) прозвучало едва ли не хоровое: «А почему бы и нет? А я бы и послушал (а)». Тем более, что магистр, хоть и натуральный, но и из своих – немногим более 20 лет от роду.

Так рядом с лаконичной табличкой на двери недавно реставрированного кабинета в «общественном андеграунде» (читай цокольном этаже) на Гагарина 1: «Литературная гостиная» появилась ещё одна как бы контекстная:

Дискуссионный клуб

«Тринадцать стульев»

(не по числу вообще имеющихся, а по исполкомовскому списанному гарнитуру в стиле «советской готики», ставшему основой интерьера, -  так что все прочие аналогии вплоть до Ильфа и Петрова будут мимо)

Итак, табличку с наглой рыжей мордой местного талисмана, развалившегося на стуле, - повесили, объявление о мероприятии размножили, талисмана загодя переложили на диван, и...

Даже страшновато стало, а не сбылась ли «мечта идиота»? Ведь не викторианский «talking club» мерещился, - напротив, нечто вроде легендарных скандальных диспутов времён футуристов и «Лефа». Даже инструкцию на свой страх и риск опубликовал в сети, пусть ироническую, но не без намёка на ожидаемый эффект.

О методах проведения скандального диспута:

Доклад должен состоять из: провокационного тезиса, сомнительной аргументации, но ярких примеров. Публика должна: выдвигать контрдоводы и подавать остроумные, по возможности, реплики, метать в докладчика стулья... и т.п.

Забегая вперёд – до метания стульев дело не дошло, но диалог состоялся и вполне себе бурный, по крайней мере, за неимением маузера, модераторам приходилось хвататься за колокольчик, и часто.

Шумели.

Шумели все - от пенсионеров до школьников, от шабашников до преподавателей.

Кто-то радостно вспоминал знакомые названия и фамилии. Кто-то лихорадочно записывал новые и неизвестные. Кто-то вступился за Дж. К. Джерома, не вошедшего в список великих. Кто-то едва не свалился в обморок, осознав, что движение суфражисток не вызвало к жизни ни строчки, но, напротив, породило мутную волну женских романов. Кто-то уличал докладчика в легкомыслии, с которым феномен Льюиса Кэрролла был вычеркнут из числа значимой литературы. Рыжий талисман настаивал, чтобы сэра Ч. Дарвина внесли в список писателей-фантастов, вроде Г. Уэллса, но ему дали корма и он пошёл на компромисс. Одним словом, было по-настоящему интересно. Думаю, если не за всех, то за многих подпишусь под тем, что крайне полезным было как упорядочить в голове отрывочные знания английской литературы, так и заглянуть со стыдливым ужасом в бездну своей не компетенции.

Я вот, например, вообще думал, что после сексуальной революции 60-х Запад так увлекся лозунгом: «Есть у революции начало! Нет у революции конца!», что полностью перешёл на американскую пиктографию комиксами. Что нет опосля Голсуорси никого в приближении к нашему Горькому. Ан, нет. Докладчик посмотрела на меня строго, как протокол товарищеского суда к стенгазете пришпилила, де, «не читал, но осуждаю?» И просветила, что есть-таки и новейшая британская литература и даже совсем современная, но как литература уже не национальная, а над (глобализация, знаете ли...)

И хоть так и не выясненным остался, заявленный как дискуссионный, вопрос, - а где их, присущие русской литературе, обращение к человеку и человеческому? Где, их Наташи Болконские, Раскольниковы и Мышкины? Базаровы и Кирсановы с их извечными принсипами и вопросами: «Тварь ли я дрожащая или Кто виноват?» Где, столь любимая нами рефлексия и прочая само-эксгумация? Но... Надо признаться, что больше пробел в знаниях, чем разница в менталитете, оставила этот вопрос на компромиссном пеpекрёстке - дескать, в традиции английской литературы её социальная ориентированность, а мы как-то всё больше о душе...

В любом случае, чудо как хорошо, друзья мои, что скрипели от волнений и прений и все 13-ть стульев гостиной и прочие, принесённые из окрестных кабинетов. Что все до хрипоты соглашались, что подобные встречи полезны и душеспасительны, необходимы и впредь для утоления интеллектуального голода, ибо... И только талисман «Депо Пегаса», приняв на душу корму, являл сакральное хладнокровие, изредка открывая глаз, как бы вопрошающий: «Ну что глотки драть? Мне б ваши заботы...»

По итогу: собрание прошло замечательно, жертв и разрушений нет.

Но уже следующее заседание дискуссионного клуба обещает быть по-настоящему жарким, ибо предстоит:

«Battle of generation»!

Битва поколений.

«Лира Боспора» литературное объединение, обобщающее литераторов «old kind school» (старой школы) и «Депо Пегаса» молодёжная литературная студия, генерирующая новые поколения, встанут с поднятым забралом и лицом к лицу критиковать итоговые сборники друг друга, одноименные «Лиру Боспора 2017» и «Депо Пегаса 17».

Боюсь, будет весело.