Как банка с домашними варениками порадовала на крымском пляже Андрея Вознесенского

История одного кадра

Портфолио фотографа широкого профиля Александра Кадникова никак не увязывается с тихой провинциальностью Симферополя. Тридцать пресс-туров с необъятной географией, 173 обложки маститых журналов и первых полос авторитетных газет. Фотография для Александра - больше, чем искусство или ремесло. Это образ жизни.

История одного кадра

Поймать кадр

Сейчас, когда каждый подросток может щелкнуть на смартфон клумбу в парке или небо перед грозой, на обывательском уровне принято считать фотоискусство очень простым и легким. Иллюзия общедоступности традиционно коварна. Она нисколько не упрощает задачу, а, напротив, ставит непомерно высокую планку для настоящего фотоискусства.

- Фотография - это не просто картинка, выложенная в социальную сеть, - напоминает Александр Кадников. - В каждом кадре должен быть смысл, и, глядя на фотографию, нужно находить его в полутонах и деталях.

Именно смысл, а не постановочный глянец делает настоящую фотографию произведением искусства. Увидеть его может не каждый, а передать - только настоящий мастер. Была у нашего собеседника история, связанная с необычным натюрмортом. Уже задумка, от которой отталкивался Александр, выглядит нетрадиционно. Натюрморт должен был собраться не из букетов и фруктов. Мастеру хотелось запечатлеть мертвую рыбу поблизости от воды, которая так и осталась для нее недоступной. Первоначально Александр пытался налить воду в рюмки и уложить рядом с ними рыбину. Но в красивом кадре не было целостности: рюмки с водой существовали сами по себе, а бездыханная модель тихо пребывала в своем потустороннем мире.

- В течение года я прокручивал в мыслях варианты своего натюрморта, - вспоминает Александр Кадников. - Наконец заменил рюмки привычным граненым стаканом. Рыбу же не оставил в стороне, а всунул головой в воду так, что у нее сломался хребет! Фотография сразу обрела смысл: вот она, спасительная вода, прорыв к которой стоил рыбьей жизни.

Широкий профиль профессиональной подготовки, полученной в Симферопольском училище облбытобслуживания, вместе с многолетним опытом и природным талантом позволяют Александру Кадникову работать в любом жанре. Наш собеседник не уходит в узкую специализацию: его объектив смотрит на мир под самым широким углом. В кадр попадают бесценные моменты жизни, события и люди, многие из которых становятся достоянием истории.

Банкетом по искусству

В уже далеком 1996 году Александру Кадникову выпал шанс снимать поэта Андрея Вознесенского. Андрей Андреевич приехал в Симферополь с замечательной коллегой- поэтессой Беллой Ахмадулиной. С легкой руки Бориса Добровинского, который был в те времена ведущим программы «Крымский мост» на ГТРК «Крым», Александр Кадников стал официальным фотографом на поэтическом вечере московских знаменитостей.

- Интервью Вознесенский должен был дать после выступления, - вспоминает Александр. - Но планы изменились. Вместо вопросов и ответов организовался банкет. Нам, конечно, пообещали встречу на следующее утро, причем в улучшенных условиях - на пляже санатория «Россия». Вот только верилось в успех мероприятия очень слабо: банкет закончился в четыре часа утра!

Судьба человека с фотоаппаратом складывается в рамках пресс-релизов. Коль скоро шанс на встречу с Андреем Вознесенским, хоть и малый, но оставался, а организаторы везли пишущую и снимающую братию на место - к вожделенному пляжу, отказываться от своей удачи было недопустимо. Александр приготовил аппаратуру - тогда «оружием» фотографа был пленочный фотоаппарат «Canon» AE 1 - и тронулся в путь. На пляже санатория «Россия» вместе с коллегами-репортерами наш собеседник оказался ранним утром. Каково же было его удивление, когда взгляд отыскал Андрея Вознесенского на морской глади! Никакой «звездности», никаких долгих ожиданий. Андрей Андреевич вышел на берег и поприветствовал гостей из Симферополя. Казалось бы, всё: теперь интервью состоится и помешать ему ничто не сможет. Но Вознесенский после водных процедур проголодался, и пищу духовную могла перекрыть пища калорийная. Опять накладка? Второй раз еда отодвинула на второй план разговор по душам.

Спасительные вареники

- Тут наш оператор вспомнил, что прихватил про запас банку с домашними варениками, - вспоминает Александр. - Он достал ее и предложил Андрею Андреевичу подкрепиться. Нашелся и нож. Орудуя им вместо вилки, Вознесенский с аппетитом принялся за еду!

Разумеется, кадр, на котором Андрей Вознесенский поглощает на крымском пляже вареники из банки при помощи ножа, получился великолепным! Ради такой удачи страстный фотограф готов на любые жертвы. Но изюминки, выпадающие из стандартов, достаются далеко не всем. Сложно сказать, что больше помогает их добыть: легкая рука, меткий глаз или просто счастливый случай. В жизни Александра Кадникова это не исключение, а, скорее, закономерность.

- Профессию фотографа я получил случайно, - улыбается собеседник. - В училище мне светило обучение сапожному делу: там платили очень хорошую стипендию - восемьдесят советских рублей! Посидев в аудитории среди будущих сапожников, я понял, что она не для меня. После занятий проштудировал ватман с расписанием и отыскал группу фотографов. Уже на следующий день педагог Аркадий Левин возмущался моим запоздалым появлением.

Припозднившийся ученик в итоге пополнил золотой фонд выпускников для учителя. Из всей группы фотографов только Александр Кадников и его товарищ Виктор Булычев получили пятый разряд. Они же, вдохнув авангардную мысль из журнала «Чешское фото», организовали в стенах училища первую выставку.

- Это было в 1985 году, - вспоминает Александр Кадников. - Выставка директору училища не понравилась. Имя этой серьезной дамы я позабыл, но то, как по ее указанию наши работы сняли со всеобщего обозрения, помню.

Не удержала своих позиций - в окнах симферопольского Главпочтамта - и еще одна выставка Александра. Она была открыта в 1988 году и на тот момент выглядела для представителей местной власти откровенно антисоветски.

Возвращаясь к уникальному фото Андрея Вознесенского, сделанному на пляже санатория «Россия», нельзя не сказать, что оно тоже стало выставочным. Вот только события развернулись не в Симферополе, а в Москве и судьей необычной фотографии стал сам запечатленный на ней герой!

- В 2001 году вместе с Виктором Булычевым мы проводили выставку в московском пен-клубе, - вспоминает собеседник. - Подборка фотографий была разноплановой, но акцент стоял на портретах поэтов и писателей, побывавших в Крыму. Мы представили Битова, Аксенова и, конечно, Вознесенского с банкой вареников!

Открывал выставку лично Андрей Андреевич Вознесенский. Знакомясь с фотографиями, он узнал себя на пляже санатория «Россия», но отдавать команду: «снять и забыть», в отличие от провинциальных начальников, не стал. Александр Кадников вспоминает, как Вознесенский задержался у необычного фото, но тем история и закончилась.

А на память о ней остался снимок, с которого шумит крымское море и благоухают домашние вареники. Андрей Вознесенский выглядит на нем по-настоящему счастливым! Смотришь - и понимаешь, что Александр Кадников сумел остановить самый душевный момент крымского визита замечательного поэта.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 4 июля 2018

Заголовок в газете: Завтрак поэта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру