На встрече в Симферополе она рассказывала не только о своих новых достижениях, но и в целом о сути своей непростой профессии - режиссера документального кино.
- Мне всегда хотелось рассказывать о том, что есть прекрасного в человеке, - говорит Олеся Фокина. - Я не занимаюсь чернухой, сбором компромата, мне это глубоко несимпатично. Не участвую ни в каких дискуссиях, особенно политических, считая, что истина так не рождается. Я работаю на того зрителя, который склонен любить, мыслить. Героем нашего времени я считаю людей неравнодушных, которые реагируют сердцем, поступком на то, что происходит в жизни, с ближними.
Глубокое копание
Профессию документалиста Фокина называет грешной, потому что, рассказывая о жизни человека, о забытых или скрытых фактах биографии, он выносит на суд людей его поступки, взлеты и падения, ошибки. Не совпадая в оценках и мнениях со своими героями, «ты их обижаешь, они входят в оппозицию с тобой». Или наоборот, становишься с ними друзьями, они тебя благодарят за то, что ты как-то осветил их жизнь по-новому. Так было с фильмом «Один» о режиссере, авторе мультипликационного фильма «Ежик в тумане» Юрии Норштейне. Он ей прямо сказал: «Олеся, вы сделали нелицеприятный фильм, но настоящий, хотя мне там было не очень».
В 1998 году на экраны вышла одна из самых известных работ Олеси Фокиной в цикле «Человек на все времена». Трехсерийный фильм об Александре Солженицыне «Избранник» кинокритики в один голос признали лучшим из тех, что снимали о писателе. А Фокина была удостоена специального диплома Международного кинофестиваля в Берлине и Гран-При фестиваля «Восток-Запад. Писатель XX века» в Бухаресте.
На встрече Олеся рассказала, каким трудом эта картина появилась. Снимали вместе с оператором, режиссером Сергеем Мокрицким («Битва за Севастополь», «Черновик»).
- Я иногда задумываюсь, откуда у меня находится столько дерзости и наглости, но, если человек тебя интересует, ты берешь его след, как ищейка. Рассматриваю, что было у него на пути, как он это преодолел, откуда взялись силы. Не люблю шаблонные фильмы-портреты с наборами сведений. Надо уметь копать: снял верхний слой, следующий, а я копну десятый. Мы ползли с Мокрицким на вершину под названием Солженицын, но в определенный момент поняли, что взяли не тот след, не туда пошли, и мой первый фильм об Александре Исаевиче запретили. Это были тяжелые времена, когда нужно было отстоять свою позицию. А ведь в этой картине нет ничего плохого о писателе. Мои дети считают ее моим лучшим фильмом. Я воскресила память о людях, о которых узнала по дороге, изучая Солженицына.
Лента была приурочена к 80-летию писателя. Ее показали на телеканале «Россия». Сейчас Олеся делает новую версию фильма на базе старого уже к 100-летию Солженицына.
Ее авторские фильмы не рассчитаны на массовую аудиторию и редко попадают в прокат. Автор с сожалением признает, что всем правит коммерция, проклятый рейтинг, реклама. Победы на кинофестивале - это вклад в личную копилку заслуг режиссера, но они не приносят бурного роста карьеры или дополнительных возможностей. Возможно, пригласят еще на какой-нибудь фестиваль.
Милость умиляет
Фокина говорит, что с радостью нашла бы в Крыму героев для своих картин. Но сейчас важнее сделать фильм о Солженицыне, затем о дирижере Владимире Минине. Есть желание придумать картину о молодежи. Ей хочется понять, что это за люди, что они хотят по-настоящему, отчего у них душа болит, как они любят. Задумавшись, Олеся сознается в своей проблеме: ей мало кто нравится. Бывало такое, что по дороге она разочаровывалась в человеке. И начиналась борьба с собой, перешагнуть через свою обиду и донести главное о герое.
Олеся категорична в нежелании снимать игровое кино, признаваясь, что не видит в себе мощного таланта.
- Я не думаю, что создам шедевр. Предположим, я нашла бы историю, но я столько трачу энергии, копаясь в своем «огороде документального кино», мне едва с этим справиться. Как подумаю, что на площадку выходит 100 человек и ими надо управлять! Нужно сломить волю актера, который вчера напился, ему жена изменила, кто-то пришел в плохом настроении, а третья возомнила себя Сарой Бернар.
Не горит желанием режиссер снимать фильмы о героях Новороссии. Даже если бы ей предложили несколько миллионов рублей, дали охранников - она бы не поехала:
- Может, меня бы это изменило в лучшую сторону, а может, я бы сошла с ума на второй день. Я не гарантирую. Хотя… Если бы мне попалась история о судьбе человеке, чьей-то доброте, тогда возможно. Меня милость умиляет.
Наверное, потому, что авторитетный режиссер - сама олицетворение добра и любви. Любви к людям, творчеству, делу всей жизни. У нее во всём свой необычный подход к работе. Между встречами она находит время пообщаться с жителями Крыма, выступая инициатором разговора, спрашивая, как они себя чувствуют после вхождения в Россию. Ей интересно, как люди меняются со временем и чего хотят сейчас.
- Мне показалось, что есть изменения в лучшую сторону, что жизнь в Крыму становится более цивилизованной, люди работают, не жалея себя. Я замечала, что полуостров чуть-чуть отставал, была какая-то зажатость, закрытость, больше потребления, а сейчас происходит интеграция в мировую культуру. Интересно было бы сделать фильм «Мост», что меняется в Крыму в связи с появлением моста. Думаю, кто-то такое кино сделает, это будет интересно. Может, это будете вы? - неожиданно обращается режиссер к корреспонденту «МК в Крыму».