Станислав Говорухин: "Мой зритель жив, но он умер для проката"

Замечательного человека, актера и режиссера Станислава Сергеевича Говорухина больше нет с нами, но останутся его работы, высказанные мысли, суждения и наша добрая память о нём.

В Крыму он и много снимал, и часто отдыхал. Режиссер наших любимых фильмов «Вертикаль», «Десять негритят», «В поисках капитана Гранта», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок» рассказал нам о том, какие ему нравятся женщины и какие не нравятся фильмы, почему ему пришлось снимать морской фильм на Канарских островах, а не в Крыму и на что ему жаловался Александр Абдулов. Это интервью мы готовили к его 80-летию...

Замечательного человека, актера и режиссера Станислава Сергеевича Говорухина  больше  нет с нами, но останутся его работы, высказанные мысли, суждения и наша добрая память о нём.

- Многие из ваших картин посвящены женщинам. Это случайное совпадение или намеренный выбор темы?

- Да, действительно в последних картинах в центре внимания женщины. Почему? Наверное, пришло время отдать долг женщинам – существам высшего порядка, в моем понимании. Но при этом картины не только о них. Фильм «Пассажирка» по мотивам рассказов одного из моих любимейших писателей Константина Станюковича. Главная героиня, как следует из названия – женщина, но в целом это морская история, которую я давно мечтал снять. Раньше на нее не давали денег, а сейчас режиссеры вынуждены их доставать сами и я подумал, если достану, то почему бы не «поимпровизировать». Мне хотелось показать, каким был и должен стать русский флот, в назидание нынешней молодежи и нынешним морякам. Ну, и конечно, не обошлось там без любви…

- Если бы полвека назад вашу заявку одобрили, и вы начали снимать «Пассажирку», кого вы бы пригласили на главную роль?

- В конце 60-х я хотел снимать в роли пассажирки Марину Влади, а в роли горничной – Наташу Гундареву. Наташа  тогда только начинала, только-только ее звезда начинала всходить. А Марину… Потому что мы дружили с Володей Высоцким, и она читала эту повесть. У нас была такая совместная идея.  Ну вот, не получилось. Госкино в то время не приветствовало фильмы без большой идеи, и на «пустячок» так просто денег не выделяли.

- По каким критериям сейчас вы выбирали главную героиню? Веру Андреевну Кларк у вас сыграла модель Анна Горшкова...

- Это зависит от вкуса режиссера. Вот вы видели мой фильм «Благословите женщину» (в главной роли Светлана Ходченкова – прим. авт.)? Я люблю женщин такого плана. Мне, я честно могу сказать, отвратительны, непонятны, да и не симпатичны вот эти вот нынешниебезгрудыетощие «селедки». Да еще когда молодые девушки себя, у которых конституция  совсем другая, все таки хотят вернуться вот в это стадо и стать такими как все, начинают садится на диету, пытаясь соответствовать образцам «высокой моды». Это мне совсем противно. Поэтому и выбор такой… А вообще режиссеру лестно не только снять удачный фильм, который полюбился бы зрителям и жил  долго, но и открыть артиста или артистку, которые бы засветились и потом стали звездами. Эта задача всегда привлекала меня. Я же открыл многих. Еще детьми у меня в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» снялись Влад Галкин и Маша Миронова. А в «Ворошиловском стрелке» стразу три молодых пацана сработали, сыгравшие там главных мерзавцев: Алексей Макаров, Марат Башаров и Илья Древнов… Я даже, если честно опасался, что этой картиной испорчу им дальнейшую карьеру. Но, слава Богу, обошлось. Вот, Леша Макаров, в основном героев добрейшей души играет, а Марат Башаров вообще с экранов не сходит.

- Вы оставляете своим актерам простор для импровизации или у вас на съемочной площадке суровый диктаторский режим?

- Если артист способен, если он талантлив, если он хорошо чувствует материал, в этой схеме, которую ему очертил режиссер, то почему нет? Всегда приветствуется. Да и себе позволяю похулиганить даже в самом серьезном фильме. Но это же все заранее не планируется… Бывают кадры, которые иначе как озорством режиссерским не назовешь. Иногда это в масть, иногда ни к селу, ни к городу.

- В работе над «Пассажиркой» вам удалось осуществить еще одну свою давнюю мечту – снимать на знаменитом паруснике «Крузенштерн»…

 - Да, хотя это и было не самое удобное для парусных съемок время и место. Но у «Крузенштерна» свой график, выбирать не приходилось. Нам же еще нужно было декорировать корабль: мы поставили трубу, потому что уже двигатель был паровой, поставили мостик таким, каким он был, и прочие всякие детали, которых сегодня нет на современном судне. Мы снимали в океане возле Канарских островов и почти месяц не могли там поймать ветра в паруса. На парусном судне вся съемочная группа из 50 человек, разумеется, жить не могла – там и четверых то, разместить негде, поэтому пришлось нанимать судно сопровождения. Экспедиция вышла очень дорогой. Одно горючее только для того, чтобы корабли могли дойти до места съемок, стоит около 700 тысяч евро. А еще аренда двух кораблей. И за вход-выход в порт 5 тысяч евро. Это, кстати, что на Канарах, что в Ялте. Одинаково. Хотя условия совершенно разные. Здесь в Крыму, учитывая эти условия с отсутствием оборудования и всякой подготовленности, низким уровнем обслуживаниядолжно стоить 5 евро. И если бы мы захотели снимать, предположим, в Ялте, нам бы это обошлось еще дороже. Здесь вообще сумасшедшие цены начинаются, какая-то глупость.

- Другие проблемы, например, морская болезнь съемкам не мешали?

- Я же раньше много снимал на море и никогда морской болезнью не страдал. Здесь вот на Черном море я месяц плавал на паруснике «Товарищ», когда мы снимали с болгарами фильм «В поисках капитана Гранта». Еще я снимал на теплоходе – ходил тут  такой, когда вас еще не было, перекрашенный, с вязью на борту «Цесаревич». Еще «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». На Ялтинской киностудии была «Эспаньола», теперь из нее, кажется, сделали ресторан. Много, очень много я снимал и снимался на море. Здесь в Ялте каждый год сидело 10-15 групп съемочных из Москвы в основном. И я помню, как они нас все время встречали, потому что у нас были красивые девушки на пароходе, знаменитые артисты…

   - Даже в «Ассе» у вас не обошлось без морской прогулки. Кстати, Сергей Соловьев не собирался воскресить вашего Крымова во второй части?

- Нет, нет, все убили Крымова и слава Богу. Хотя я, когда узнал о продолжении, говорил ему в шутку: «Чего ж, Серега, давай с реанимации начни». Не верю я в этот проект, нельзя войти в одну и ту же воду дважды. И я не помню примеров, чтобы история получалось интересной. Повторение пройденного, – не верю я в это. И вообще я не очень люблю  сниматься. Если честно, по-настоящему как актер чувствовал себя комфортно только у Сережи Соловьева в той же «Ассе». Мелькнул вот в «Пассажирке», Но не потому что захотел вдруг сыграть, а просто из экономии средств картины. Группа так решила: «Станислав Сергеевич, чего мы повезем на корабль артиста из-за маленькой роли. Сыграйте вы этого консула» Вот и пришлось надеть мундир. Но это по сути массовочная роль. И приглашать не нее актера действительно не экономично. 

- В своей работе вы по-прежнему обходитесь без спецэффектов и компьютерной графики, потому что категорически против того, чтобы развлекать зрителей?

- Кино – должно быть развлекательным и увлекательным. Но этого же можно добиться и без спецэффектов.Каков был девиз ЖюляВерна, на котором воспитывались десятки поколений? «Воспитывать, развлекая». В романе «Дети капитана Гранта» Жюль Верн умудряется рассказать молодому читателю и о химии, и об астрономии, и о физике, и о биологии, и минералогии, и о прочем. Так что фильм не будет интересным, если он не будет увлекательным. Да, конечно,  надо развлекать, но только для того, чтобы этот фильм сильнее запал в душу, сильнее подействовал. Благородное, высокохудожественное, но скучное кино, я не люблю еще больше, чем этот низкого пошиба кинематограф. Это еще вреднее, на мой взгляд. Да и потом, это вообще не искусство. Это как, если говорить о скучной книге. Толстой говорил о скучной книге так: «Это как жилы в мясе, пожуешь, пожуешь и выплюнешь». И таких фильмов, к сожалению, очень много: пожуешь, пожуешь и выплюнешь или не досмотришь. Сегодняшние фильмы, если говорить о молодежи, ничему хорошему не научат. Не выполняется главная задача, которую должен ставить перед собой художник, будить добрые, благородные чувства. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Вот – это девиз каждого художника. А чему хорошему может научить сегодняшнее кино? Нет, оно может разбудить только низменные инстинкты и никакие струны в душе не заденет.

- А есть хоть какие-нибудь работы последнего времени ваших соотечественников коллег-режиссеров, которые вам как зрителю понравились?

        - Да, есть. Я в восторге от картины Никиты Михалкова – «Двенадцать», при том, что не являюсь его другом. Но я умею быть объективным. Это – настоящее искусство, мощная, талантливая картина. Он всегда умеет поставить игру актеров. Еще, навскидку, назову фильмы – «Коктебель», «Свободное плавание», «Остров», «Кукушка»…У фильма «Кукушка», на мой взгляд, были все шансы получить «Оскара», а номинировали тогда почему-то «Дом дураков»…Это фильмы, не относящиеся к потоку коммерческого, потребительского кино, которое к искусству не имеет никакого отношения. И такого «ширпотреба» - подавляющее большинство. Вы, наверняка, видели этого «потребителя», если в кинотеатрах бываете. Обязательно с поп-корном сидит, умудряется во время сеанса SMS отправить, по телефону поговорить, за пивом из зала выйти… Где уж тут ему идею фильма уловить?. Главное - зрелище. А еще много людей просто привыкли сидеть у телевизоров и перестали отличать плохое от хорошего. У нас же одновременно показывали «В круге первом» Глеба Панфилова и новую экранизацию «Золотого теленка». Я правда не видел этого «теленка» с Меньшиковым, но мои друзья говорят, что без обморока смотреть не удается. И что характерно - рейтинг у лабуды был выше! А все, что касается, так называемых, кассовых фильмов, мне не просто не нравится, а глубоко противно – все эти «гамбиты», «дозоры», «статские советники» и «бои с тенями». Это кино изначально рассчитано на «кассу». А кто сегодня ходит в кино? Процентов семьдесят – это подростки. Им надо подкинуть какую-то дурь и быстро собрать «кассу». И еще есть одно течение в нашем кинематографе, так называемое фестивальное кино, которое чаще никто и смотреть не будет. Такое кино изначально сделано для высоколобых критиков, в основном больных людей, сдвинутых на сексуальной и психической почве. Через пару лет зрители и не вспомнят название фильма, которому вручили тот или другой приз…Все перепуталось в нашей жизни сегодня: многим неизвестны духовные радости, они существуют на уровне физиологического прозябания.И во многом это оттого, что во все сферы искусства полуграмотные люди ринулись, а настоящие таланты забываются, унижены, плохо зарабатывают. Но всему судья – время: фильмы, восхваляемые сегодня критиками, через два года никто не может вспомнить. А есть фильмы, которые год от года молодеют и которые сегодня не теряют актуальности: «Осенний марафон», «Я шагаю по Москве» Данелии, фильмы Рязанова и многие другие. Поэтому и я к критике своих фильмов серьезно не отношусь. Даже считаю, что  критики сейчас в некотором смысле являются тормозящей системой в развитии кинематографа. Они положительно оценивают ложное искусство. Это трагедия общества, когда общественный вкус вывернут наизнанку. У меня сегодня иллюзий нет: положение со зрителем катастрофическое. Мой зритель жив, но для прокатчиков он умер.

- Ну а то, что Сокуров или Звягинцев предлагают зрителям, как вам?

- Честно сказать, мне трудно представить человека образованного, много читающего, который смотрит сокуровскую мутотень. Я вообще считаю, что  фильмы Сокурова, равно и восхваляемого критиками Тарковского, вообще не имеют никакого отношения к кино, это все мистификации какие-то… Хотя их фильмы называют одним словом — искусство. По мне уж лучше тогда смотреть «Антикиллер».

- В вашей «Артистке» одну из последних своих ролей сыграл Александр Абдулов…

- Саша, как бы в шутку, часто жаловался, что я его только в «массовке» снимаю, а на главные роли не приглашаю. Но этого происходило только от его постоянной занятости – он же был «многостаночником»: сам что-то ставил, где-то снимался, играл в театре, задумывал фестивали, помогал восстанавливать церкви. Только поэтому он у меня снимался в таких небольших, но, согласитесь, ярких ролях, таких, например, как Энтони Марстон в детективе «Десять негритят». И приглашая его сниматься в «Артистке» я позвонил ему и сказал: «Саша, ты все жалуешься, что я тебя в массовках снимаю, вот наконец-то есть для тебя  роль со словами. Ты как - согласен?». И он не читая сценария ответил: «Согласен».  Он вообще редко читал сценарий. В «Десяти негритятах» его ведь, если помните, убивают первым. Вот он дочитал до того места, где его убили и всё - дальше не читал сценарий. А потом на съемках всю картину допытывался у всех: «А кто же убийца?». И ему все морочили голову.

- Какие еще вам хотелось бы снять из своих отложенных в прошлые годы проектов?

-   Очень хочу снять какую-нибудь историю с юмором, но драматургии хорошей нет.

- То есть юмор «суровому Говорухину» не чужд?

- А что хорошие юмористы обязательно должны быть веселыми людьми с улыбками до ушей? Вы Чарли Чаплина когда-нибудь видели улыбающимся? В кино он никогда не улыбался. Или Михаил Зощенко? Он был очень мрачный человек. Кстати, «Артистка» - это довольно смешная история. Я был несколько раз на показах и судя по тому, что зал хохочет бесконечно, можно считать, что это комедия. Хотя мы снимали лирическую историю. И «Пассажирка» с юмором, несмотря на то, что это романтическая история…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру