в ПРОГРАММЕ:
выступления поэтов старшей юношеской категории из числа:
Молодёжной литературной студии «Депо Пегаса» - Керчь.
Литературного клуба «Переплёт» - Симферополь.
Литературного объединения «Созвездие» - Симферополь.
Республиканской литературной студии им. Н.Кобзева - Симферополь.
Студии литературы и журналистики «Живое слово» - Ялта.
Молодежного литобъединения "Тerra Incognita" - Ялта.
Выступление поэтов позднесоветского периода,
а также
общественно-полезная дискуссия о дальнейших планах развития и вовлечения «Как дальше ЖЫТЬ?»
Вот такого рода объявление со снобистской мордой кота в цилиндре и с моноклем в зелёном глазу висело на двери Центральной городской библиотеки им. Пушкина на одноимённой улице Симферополя. Понятно было, что речь о поэтических чтениях, - не велика диковина - сейчас, что ни день-неделя, то поэтический конкурс, ринг или фестиваль. Что в этом такого, что аж «perdit monocle»?!
Давайте, взглянем. Но сначала небольшая преамбула, для ясности.
Общепринятое мнение - поэзия нынче в забвении.
Очевидный факт - поэзия необычайно актуальна и, особенно, среди молодых, что и понятно - они больше чувствуют, чем понимают. И не могут не высказать своих чувств, пусть и малопонятными «устами младенца», ибо младенец, ощущая себя в… мокрых пелёнках, просто орёт, а не предаётся анализу ситуации.
Поэзия актуальна, востребована и даже модна.
Чему свидетельство не рейтинг продаж, а интернет-рейтинги немногих молодых поэтов, чей «глас вопиющий» был услышан в пустыне WWW. Увы, нельзя не согласиться – эти рейтинги не показатели качества, «уровня» поэта. В том, кто из бесчисленных и безымянных зомби, бродящих по кладбищам интернет-поэзии вроде «Стихи Ру.» или «Все поэты Вконтакте» вдруг обретёт громкое имя собственное – много случайного и даже технологического. Но…
Что становится общим, иначе говоря, «трендом» - это то, что «популярная поэзия» (не побоимся этого рискованного сочетания) становится, прежде всего, - действом, если хотите, - зрелищем.
Смешение искусств: поэзии, театра, живописи, музыки, «важнейшего из искусств» - кинематографа, взрывающие провинциальную тишину библиотек, кажется вызывающей новизной… И не в первый раз. Мы ещё хорошо помним скандальные выходки футуристов начала века, «концепты» авангардистов шестидесятых, а, покопавшись в памяти, так и средневековых вагантов припомним с их похабными пьесками в стихах. Тоже, кстати, в большинстве своём были школяры и студенты.
Сейчас, этот метод популяризации, вернее, завоевания публики поэтами, сплошь и рядом без обиняков называется «театром поэтов», где на сцене не просто поэт, читающий своё произведение, а главный герой моноспектакля, актёр.
Нечто подобное решили завести в Крыму и неугомонные деятели из молодёжной литературной студии «Депо пегаса» (Керчь)… и даже зайти чуточку дальше.
А то «ю-туб» уже трещит от, по сути, «поэтических видеоклипов» а мы всё по старинке: вышел, в меру декламаторского умения разбудил, как мог, укачанную стихами, публику, грамотку-какую получил под вялые аплодисменты… нет. Не то.
Так появилась идея театрализованного и музыкального действа, основой которого будут поэтические тексты.
Так появился:
«Городской романс»
(урбанистическая мистерия).
И это не был спектакль одного актёра с циклом стихотворений на тему «город», и это не было циклом стихотворений разных поэтов на общую «городскую» тему. Это сам «город» зазвучал авторизованным многоголосьем, как гомон улиц, если прислушиваясь к нему, ты вдруг выхватываешь лица горожан, подслушиваешь их внутренние монологи. И более того, слышишь духов и гениев города, будь-то снобистский сыр с плесенью на прилавке, коммуникатор вселенной - унитаз или трудолюбивый бульдозер…
Сам по себе «городской миф» - эпос, легенда.
Отрепетировав, по мере возможности, это действо (назовём его театрализованной поэтической композицией) и отправились мы на «Таврический Пердимонокль *» - первые и надеемся, не последние «поэтические чтения» в новом формате. Чтения «анимированные» (от лат. anima - жизнь, душа). В том смысле, что «одушевлённые», и не только «глаголами жгущими», но и художественным исполнением. Рады и признательны, что поддержали нас в этом рискованном начинании родной Союз писателей Республики Крым и «МК в Крыму», что не оставили на сцене в одиночестве товарищи по перу из других молодёжных литобъединений Крыма. Верим, что грядущие... э… «Пердимонокли» (?) станут подлинными смотрами литературно-художественной самодеятельности. Пока же это только пример и насколько удачный, не нам судить. Вроде хвалили искренне. И, наверное, было за что:
Несмотря на некоторые сумбур и сумятицу (что, в общем-то, и понятно, работали ребята, как говорится, «с колёс» безо всякой рекогносцировки на новой сцене), но в полную силу и с полной самоотдачей: Особенным драматическим накалом запомнились стихотворения юной талантливой поэтессы Анны Ложкиной, которой тут же и были вручены корочки «кандидата в члены Союза писателей РК». Её актёрской игре на дополнительные сто процентов обязано потрясающее стихотворение Алекса Каспера: «В следующей жизни я буду гопником». Литературным изяществом и тонким цинизмом отличались произведения мастеровитого декламатора Сергея Олейника. С пугающим правдоподобием отыграл «городского юродивого» поэт Константин Артёмин, пусть не во всём клиническом многообразии, но истерическую патетику выдавал так, что руки опускались даже у «санитара» Николя Костырко (и тоже диагностированного поэта). Нельзя было не верить катарсисам Анастасии Протасовицкой. Нельзя было не увидеть будущей актрисы в гримасах Валерии Кремлёвой (как недоставало крупного плана для этой игры эмоций!) Здорово помогли опытом подиума и сцены приглашённые артисты: в роли «Модели» - вполне профессионально разила наповал Кристина Шкребтанова; Вадим Рыбалкин - чтец, вернее трибун, провозгласивший «апрельские тезисы» поэта Александра Ведерникова (тут же и принятого в Союз), а также пластичный пантомимист и труженик культуры Керченского ДК «Корабел». Который мы тут поминаем не зря. Ибо уже вскоре на профессиональной сцене КДК вновь прозвучит, затопочет наш «Городской романс», неся надежды и веру в громкое будущее Крымской литературы…
А посему, не прощаемся.
* «пердимонокль» - эвфемизм изумительного зрелища
от французского «perdit monocle» — старый театральный термин, означающий крайнюю степень удивления, при которой взлетает бровь и из глаза выпадает монокль.