У мыса Тарханкут откроют подводную экспозицию находок Черного моря

Экспонатов для подводного музея у Черноморского центра подводных исследований предостаточно.

Подводный музей находок Черного моря планируется открыть у мыса Тарханкут на западном побережье Крыма. Экспозиция, которая займет около 2 га морского дна, дополнит аллеи вождей и якорей, проложенные для дайверов.

Идея устроить подводный музейный комплекс возникла в 2015 году. По словам заместителя директора по научной работе Черноморского центра подводных исследований Виктора Вахонеева, инициатива исходила от властей села Оленевка, которое стало центром дайвинга в Западном Крыму.

- Предложили нам создать у одного из мысов Большого Атлеша подводный музей - затопить крупногабаритные объекты, которые сегодня нерентабельно восстанавливать, - отметил Вахонеев. - Акватория на хороших глубинах, где течение и шторма не разрушат объекты, а рядом находятся знаменитые подводные аллеи - «Аллея вождей» и «Аллея якорей».

Мыс Большой Атлеш приютил на морском дне «Аллею вождей» - подводную галерею лишних на суше скульптур, бюстов и памятников бывших партийных коммунистических руководителей и лидеров СССР. Первым был памятник Ленину, и за более чем 20-летнюю историю подводной аллеи в его компании оказались больше полусотни Марксов, Энгельсов, Сталиных и Дзержинских. Каждое лето аквалангисты опускают на дно новые экспонаты. А рядом находится аллея из 18 якорей различных эпох.

Подводный учет

Еще в 2012 году в Крыму была начата работа по паспортизации памятников подводного культурного наследия. На научном учете состояло более 2,5 тыс. подводных объектов. Только самолетов за годы Великой Отечественной войны на Черноморском театре военных действий было затоплено несколько тысяч. Совсем недавно, при строительстве газопровода Кубань - Керчь, в проливе было найдено три боевых летных машины.

- Собственно, идея создания подводного археологического парка для аквалангистов появилась, когда поднимали сбитый в 1944 году штурмовик «Ил-2», поскольку Тарханкут до недавнего времени являлся центром дайвинга, - напомнил Вахонеев.

Экспонатов для подводного музея у Черноморского центра подводных исследований предостаточно. В прошлом году исследователи выявили два неизвестных немецких транспорта, затопленных в 1943 году, - «Boy Federsen» и «Birgit».

- Советская авиация затопила «Boy Federsen», и он находится на глубине 95 метров, благодаря чему сохранился груз немецкой военной техники, - уточнил Вахонеев.

Непосредственно у Тарханкута на глубине 40 метров археологи обнаружили немецкий бомбардировщик Heinkel. Найти его помогли рассказы местных жителей о том, как в 90-е годы на Тарханкут приехал пожилой немец с супругой.

 - Их круизное судно стояло в Севастополе, и супружеская пара приехала на такси, -рассказывает Виктор Васильевич. - Иностранный гость долго смотрел в море с мыса Тарханкут, а еще раньше старожилы вспоминали, что в годы войны здесь недалеко от берега сел на воду немецкий самолет. Таких историй огромное количество, в каждой деревне рассказывают. Но небольшая разведка показала на глубине 44 метра немецкий бомбардировщик в прекрасной сохранности.

Самолеты, танки, орудия и военные автомобили необходимо оставить в привычной водной среде и обеспечить сохранность. Сделать это возможно на едином участке морского дна с музейным статусом, где есть развитая инфраструктура и охрана.

- Еще на первом этапе мы планировали разместить в подводном музее орудия с немецкого транспорта «Santa Fe» и несколько самолетов, - говорит Вахонеев. - У нас сегодня проблемные объекты находятся на глубине 10-20 метров, поскольку они доступны для всех, имеющих навыки подводного плавания и снаряжение. Они подлежат транспортировке первыми.Проект пришлось приостановить из-за юридической коллизии - морская акватория находится в федеральном подчинении и местные власти не полномочны выделять участки дна. Однако благодаря научной археологической конференции «Подводная археология в России. Основные направления исследований», которая проходила 21-23 марта на базе Черноморского центра подводных исследований в Феодосии, удалось выяснить о реализации подобного проекта в Краснодарском крае.

 - Все юридические нюансы мы проговорим и, возможно, в ближайшее время вернемся к реализации этой идеи. Тем более что Министеpство обороны РФ планирует создать нечто подобное, и, объединив усилия, мы получим результат, - считает Вахонеев.

Погружение к кораблекрушениям

Помимо единого подводного археологического комплекса, исследователи предлагают сделать объектами посещения места уже исследованных кораблекрушений. Так, в Новосветской бухте возле Судака находится пизанская галера, знаменитая тем, что имеет точную дату затопления - 14 августа 1277 года.

 - Место этого кораблекрушения известно с 1999 года, - рассказывает эксперт подводной археологии. - Экспедицию возобновили в прошлом году - обнаружено множество предметов, вплоть до личных вещей членов экипажа, деталей оружия, а глубина небольшая.

Для модного нынче рэк-дайвинга (wreck-diving) после разминирования подойдет покоящийся на дне Феодосийского залива грузовой теплоход «Жан Жорес», а также легендарный пароход «Веста», затонувший в 16 км от мыса Тарханкут.

 - Любой затонувший корабль - потенциальный объект подводного туризма, - уверен Вахонеев. - Мы готовы проводить исследования, разрабатывать и предлагать места для организации погружений.

Отдельные планы у Черноморского центра подводных исследований на античный город Акра. Поселение, существовавшее на протяжении тысячелетия на берегу Керченского пролива, прекрасно сохранилось под толщей воды и песка.

 - Это уникальная площадка для создания подводного археологического парка, - отметил Вахонеев. - Вместе с коллегами из Санкт-Петербурга обсуждаем вопросы музеефикации «крымской Атлантиды», уникального по сохранности памятника античности.

Через популяризацию подводных объектов культурного наследия археологи хотят донести важность их сохранения и повышать сознательность дайверов. Для сухопутных туристов к предстоящему активному сезону центр подводных исследований готовится презентовать в Феодосии отреставрированный фасад Дачи Стамболи, где сейчас находится Музей подводной археологии и реставрационный центр. Ремонтно-реставрационные работы ведутся последние два года, и через полтора года центр получит современный музейный комплекс.

 - Сейчас мы понимаем, что, благодаря Федеральной целевой программе развития Крыма, нам удалось спасти памятник от разрушения - при разборе конструкций металл гнулся рукой, - подчеркнул Виктор Васильевич. - Противоаварийные работы в здании завершены, на 95-98 процентов закончена реставрация фасада и крыши. И к сезону туристы получат отличную фотозону на фоне одного из символов Феодосии.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру