Керченская альтернатива: "Я не умный, знайте, люди…"

Не так давно на нашем сайте была опубликована статья: «Депо Пегаса»: вечер с безногими моряками в Джанкойском порту…», в которой, обобщая, речь шла о судьбах молодых людей, посвятивших себя музыкальному творчеству. Нет, не о тех, кто упорно учит гаммы в музыкальных школах, а потом нервно ждёт распределения по окончании консерватории. А о тех, кто репетирует свои авторские песни в подвалах и гаражах, выступает в арт-клубах и ресторанах, а то и музицирует на улице… Кто ещё ждёт своего «звёздного часа» и во имя этого достаточно призрачного будущего жертвует настоящим: бытом, карьерой, а то и семьёй… О тех, кто (как следовало из вывода, озвученного от лица «среднестатистической» молодой девушки) не внушает «уверенности в завтрашнем дне» своим потенциальным спутницам. Казалось, объективность этого житейского резюме не вызывала сомнений. Ан, нет. Вот вам и контрапункта. Вступились за наших «непризнанных гениев» их боевые подруги:

Керченская альтернатива: "Я не умный, знайте, люди…"

Конформисты и нон...

Во все времена разделение на конформистов и нонконформистов, материалистов и идеалистов, обывателей и романтиков было актуально. Отношение к творческой молодежи скептическое, а иной раз и откровенно неодобрительное. Причем не только у старшего поколения, но и у достаточно молодых людей.

Что это – навязанное воспитанием мнение или ограниченность кругозора, неспособность посмотреть на мир с иной точки зрения, отбросив обывательские стереотипы?

Давайте попробуем разобраться.

Главное, что вызывает возмущение у носителей вышеупомянутых взглядов – «неприкаянность» молодежи «от искусства», отсутствие стабильности в обывательском понимании: регулярного заработка, способности достойно содержать семью (буде такая), в конце концов, «успеха» в общепризнанных параметрах.

Герои нашей заметки Сергей Олейник и Виталий Вилликрим. Оба – творческие молодые люди, назвать их музыкантами – значит выхватить лучом фонарика лишь одну из сверкающих граней самоцвета. Художники – в самом широком смысле – вот подходящее определение.

Сергей нестандартен не только внутренне, но и внешне. Листаем фотки в соцсетях – длинные волосы, которым позавидовала бы иная девушка, очки в стильной оправе, борода цвета фуксии… впрочем, она не всегда такая, он ее (страшно сказать!) перекрашивает. Сергей занимается музыкой, графикой, живописью, пишет стихи. Отличительная черта его творчества – неожиданность. С его полотен смотрят существа иного, параллельного мира, доступного для восприятия только автору. Причудливо переплетающиеся пальцы, перетекающие друг в друга животные и их части, чертежи женщин – беременных и не очень. Стиль нельзя определить как нечто целостное – это, если хотите, авангард, дробленный на импрессионизм, нарочитый примитивизм, абстракционизм и даже кубизм в сочетании с реалистическими вкраплениями.

А вот на поэзии Сергея стоит остановиться подробнее.

«Я не умный, знайте, люди…» - так начинается одно из его стихотворений.  И это вовсе не значит, что у автора есть сомнения в собственных интеллектуальных способностях. Этой фразой он стремится показать, что он – простой, обычный человек, без излишнего самомнения и «звездной» болезни. Его волнуют те же проблемы, что и многих. Ведь повседневное, бытовое гораздо ближе всем нам, чем какие-то заоблачные проблемы философско-космического толка. Сергей стремится писать доступно, понятно, тем самым возвращая популярность поэзии как жанру и «от мира сего», воскрешая его «передвижнический» дух. В его стихах – узнаваемые образы из городской жизни, «гопота с района», будни продавца зоотоваров, любовь равно как к баклажанам, так и девушкам. Тут же – акварельная романтика парка, божественное в «бытовушности», тонкий юмор.  Подобный подход пробуждает интерес к жанру стихосложения даже у тех, кто поэзии никогда не любил, воспитанный на нудном устаревшем «нашем всём». Без преувеличения можно сказать, что в поэзии Сергея Олейника – портрет эпохи.

Да, все это хорошо, скажите вы. Ну а материальная сторона? Как бы ни были прекрасны воздушные замки, мы же не в них живем? Конечно, сложно, занимаясь творчеством, достичь еще и благосостояния. Это было не так-то просто во все времена. Тут надо либо попасть в «тренд продаж», оказаться в нужное время в нужном месте, быть подхваченным на волну Фортуны… Либо – да, играть на улице. Стоять там же со своими картинами, в надежде, что ими кто-то заинтересуется… Про поэзию я вообще молчу – самый коммерчески невыгодный вид творчества в наше время. Тут хоть бы вернуть минимальный интерес общественности к данному литературному жанру, не говоря уж о том, чтоб собирать стадионы.

И что?

Безработица, отсутствие крыши над головой, неприкаянность, неуверенность в завтрашнем дне, безнадега. В общем, маргинальность и регресс. Именно так воспринимает жизнь «творящей» молодежи большинство граждан.

Стоп. 

Но ведь есть и оборотная сторона, не заметная обывателю. Нужна ли творцу эта самая «уверенность в завтрашнем дне»? Если обратиться к различным философским системам, можно убедиться, что они провозглашают истинность жизни «здесь и сейчас», настоящий момент. Ведь, по сути, и нет ничего, кроме этого самого «сейчас». И не лучше ли быть счастливым в данный момент, не заглядывая в темное и неясное будущее? Заниматься любимым делом, тем, что выращивает за твоими худыми лопатками крылья. Путешествовать, ощущать себя совершенно свободным, радоваться распускающемуся вишневому цвету… Ибо в противовес - завод, офис, суета сует. Стабильность, но под руку с неудовлетворенностью. С 6 часов утра - в цех, и тут уж не до цветения сакуры. И проносятся годы белкой в колесе…

А вот что ребята сами говорят по этому поводу.

Виталий большую часть жизни проводит в путешествиях. Путешествия автостопом, не привязанность ни к чему, меняют мировоззрение, расширяют границы, стирают стереотипы. Подобная жизнь – параллельна, альтернативна привычной реальности. Держится она на  людях, живущих любовью к Искусству и Вселенной. По всему миру существуют сети коммун, фестивали, где люди живут на природе, рисуют, играют, творят. В таких сообществах царит философия добра, равнодушие к политике, религии, к общественному мнению, наконец.

Но пение Вилликрима звучит не только под звездными сводами у вечерних костров или на, пугающих обывателя, «квартирниках». Его музыка востребована в солидных клубах Москвы, Питера и Европы. Подобный образ жизни избавляет от заболоченной «местечковости», позволяет проникнуться истинным космополитизмом. И тогда уже – зона комфорта повсюду, где под боком мягкий спальник, а в руках гитара.

А еще – Виталя всегда играет только свои песни, не размениваясь на «кабак», который как раз и может принести доход. Полагает, что нет смысла продавать талант, теряя, тем самым, себя как музыканта?

И напоследок. На вопрос, не тревожит ли ребят то, что на них «не ведутся» нормальные, среднестатистические девушки, они хором ответили: «Так это же счастье!» Счастье - в том, что материальная заинтересованность девушки – лакмусовая бумажка. Такая барышня не поедет автостопом по стране, не разделит радость путешествия в экзотические страны и феерию фестивалей. И это - право выбора. Для кого-то радость – стабильность работы с 8-ми до 5-ти, пластиковые окна при взгляде на мир, новый диван с солидным супругом и… заслуженная пенсия. Но есть, да и всегда был сорт людей, не замечающих душного обывательского счастья, существующих в ином измерении, в пространстве идей и несчитанных звезд.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру