История одного кадра: кто первым поймал солнце в Золотых воротах

Реализовать задуманное на Кара-Даге Александру Бурдонову удалось с шестой попытки

10.04.2018 в 20:43, просмотров: 1079

По словам фотографа, это был концептуальный кадр образа дикой природы Крыма в ее пиковом по энергетике состоянии, первооткрытие которого состоялось в декабре 1991 года

История одного кадра: кто первым поймал солнце в Золотых воротах

Теорию и практику съемки Александр начал постигать в университетском фотокружке. Сначала брал камеру у друзей, а потом обзавелся и собственной - брат-моряк привез ему немецкую Praktica L.

- Отличная камера, чистая механика, - рассказывает фотограф. - Уже через полгода занятий мой первый снимок опубликовали в «Крымской правде». Это был вид на площадь Ленина с балкона театра, который тогда назывался Крымский областной украинский музыкально-драматический. Потом много снимал в походах. В универе в 70-х мы, студенты-физики, создали свою дискотеку и понадобились слайды крымских пейзажей для проекции на большой экран в актовом зале. Мы тогда классно работали, делали слайд-программы и одними из первых начали применять спецэффекты, например наложение кадров один на другой - даже раньше, чем ТВ. Мы осознанно занимались синкретическим искусством. Мы были физиками и отчасти лириками 70-х, у нас было прекрасное советское студенческое время, мы имели главное - возможность самореализовываться.

Свой самый известный кадр - «Восход на Золотых воротах» - Александр Бурдонов сделал только с шестой попытки. Каждый раз этому мешала погода. Чтобы получились такие лучи, как на этом кадре, нужно на объектив надеть УФ-фильтр - оптическое стекло, которое срезает ультрафиолетовый спектр, потом вазелином «нарисовать» на нем лучи, при это видеть, что получится на пленке. Но мастер использовал другую технику - так как на шестой раз просто забыл вазелин. Какую именно? Не рассказывает, говорит - профессиональная тайна. Фотосъемка велась на пленочный зеркальный фотоаппарат Pentacon Six TL (ГДР) с шахтой, кадр 6х6 см.

фото: vintage-technics.ru

Солнце в дырке

- Как-то летом 91-го мы с приятелем сидели на берегу Пограничной бухты и смотрели на Чертовы ворота, - вспоминает Бурдонов. - Я и говорю: «Как классно было бы, если солнце будет в дырке». Приятель мне не поверил, что это реально. Но физика есть физика, а астрономию я вообще в школе преподавал после универа. Я взял компас и пошел вдоль берега, чтобы замерить азимут на створ ворот, пока они не сомкнулись. И получилось - самый крайний азимут для приличного кадра 123 градуса. А это как раз есть азимут восхода солнца в день зимнего солнцестояния 22 декабря. Ну не мистика ли? Ну и стали готовиться и ждать декабря. А это 91 год, путч в августе, развал СССР в декабре, перед этим сын Валентин родился 29 мая... Приехали мы на Кара-Даг в декабре, заночевали на Биостанции у географа Дмитрия Михайленко. В 4 часа утра - подъем на Кара-Даг на хребет Хоба-Тепе, потом спуск более 500 метров по крутому ущелью через дайку Льва по сыпучке. Расчетное время восхода 5:30. Пришли к воротам, сидим на пляже, ждем восхода. В итоге - тучи, восход не видно, пошли обратно. Приезжали каждые 2-3 дня - и так пять раз. В шестой приехали, уже под самый Новый год. В 4 утра мы на Хоба-Тепе, и снова всё небо в тучах. Ну и, честно говоря, лень спускаться впустую. Сидим, примусочек запустили, чай пьем, смотрим на тучи, на Кара-Даг и на свинцовое море внизу. Тут смотрю - на горизонте как-то странно светлеет. Говорю - идти, однако, надо. А приятель мне: «Та не, не пойдем, шестой раз за две недели туда-сюда, голый зимний лес, скользкая сыпучка, в рюкзаках фототехники с объективами и штативами под 20 кг. Короче, в лом…» Я его пытался переубедить, что, пропустив этот восход, ждать придется уже следующего декабря - точка восхода Солнца с азимута 123 градуса уйдет к северу. И это точно будет крутой облом еще на год.

Непонятно - есть там вообще восход солнца в воротах или нет. Расчет расчетом, а практически его еще никто не видел. Ну вот и решили, что все- таки надо идти, даже если снова ничего не увидим. Только мы дошли по хребту до спуска к морю возле скалы Чертов камин, как приоткрывается щель между туч на горизонте и всё… Всё оранжевое! Тучи, подсвеченные солнцем снизу, от горизонта до горизонта оранжевые и мощно отражают оранжевый свет на море и горы. Бешено, насыщенно - всё от горизонта до зенита, справа налево ярко-оранжево! А нам еще 500 метров вниз. Это ж нужно было пять раз выезжать, чтобы в шестой полениться и пропустить. Мы ломанулись вниз так, что эти 500 метров, где по тропе, а где прямо по сыпучке, не пробежали, а пролетели! Несусь вниз и про себя повторяю: «Солнышко, не спеши, солнышко, подожди! Ну, пожалуйста!» На пляж Пограничной бухты буквально вылетели с сыпучки. Выбегаем в створ азимут 123 и видим - есть… Есть восход солнца в воротах! Восторг неописуемый. Ставим штативы, фотоаппараты, но тут я и говорю - не снимаем, пауза. А вы представьте, от перегрузки при спуске ноги дрожат и почти не держат, руки трясутся, пот градом - в таком состоянии снимать нельзя, кадр нужно чувствовать. И чувствовать и снимать надо так, чтобы потом то, что в кадре, почувствовали другие. А это и эмоционально-чувственные ощущения, и точный расчет, и знание свойств техники и пленки, и чтоб всё получилось. Кто-то скажет: это какой-то мазохизм - приезжать пять раз, и, когда на шестой получилось увидеть восход солнца в воротах - сесть и просто созерцать, не снимая. Однако сидим, солнце потихоньку поднимается в створе Золотых ворот, наполняемся ощущениями грандиозности кадра... Ну, и, не докурив сигарету, мы начали. В итоге я сделал 12 кадров, слайды 6х6 Kodak. На каждом кадре лучи выводились вручную, глядя в шахту фотоаппарата. Вся съемка прошла на одном дыхании, в ощущении этой красоты и бешеной концентрации, чтоб ничего не упустить и не напортачить.
Через две недели томительного ожидания «получилось - не получилось» пленки пришли из проявки в московской лаборатории ТАСС, и результат, хоть и несколько отличался от того, что ощущалось тогда, но тем не менее был грандиозен.
Справка МК Справка "МК"

Александр Бурдонов - фотограф, журналист, эксперт в сфере туризма, по базовому образованию физик-теоретик и лектор-международник. Родился 4 мая 1957 года в Нижнем Тагиле. В начале 60-х с семьей переехал в Феодосию, заканчивал школу в Симферополе. В 1979 г. получил диплом Симферопольского государственного университета им. М.В. Фрунзе (сейчас это КФУ им. В.И. Вернадского) - кафедра теоретической физики. Снимать начал на первом курсе. Это был фотоаппарат Praktica L (разработан фирмой Pentacon в ГДР), оснащенный фокусировочным экраном с микрорастром и линзой Френеля, для упрощения фокусировки. Диапазон выдержек от 1 секунды и ручной до 1/1000 секунды).

Продуманный до мелочей

По словам фотографа, это был концептуальный кадр образа дикой природы Крыма в ее пиковом по энергетике состоянии, первооткрытие которого состоялось в декабре 1991 года, а его первая публикация состоялась на плакате-календаре АО «КрымТур» с разработанным им же слоганом «Откройте для себя Крым».

Кадр концептуальный - продуманный, рассчитанный и подготовленный, как при одиночной стрельбе из тяжелого орудия. В отличие от «пулеметной» серийной съемки «что вижу, то снимаю» нынешними цифровыми камерами, что, впрочем, иногда тоже дает возможность снять шедевры.

- Я себе сказал, что этот уникальный кадр восхода в «Золотых воротах» вселенная «подогнала» мне как первооткрытие, - говорит Александр. - Идея кадра пришла в голову, азимут совпал, природа не сразу, но открыла возможность съемки. Однако если ты грамотный и профессиональный фотограф, то докажи это, докажи еще раз самому себе, что этот кадр не был случайным. И я поставил для себя задачу - снять еще один концептуальный кадр. Выбрал Ласточкино гнездо как символ курортного Крыма, который снимают все. Но я хотел снять так, как не снимал еще никто. И снова расчеты и мистика. Съемка в день летнего солнцестояния 22 июня, когда солнце восходит на носу Медведь-горы, да так, чтобы с солнечной дорожкой к Ласточкиному гнезду. При съемке со стандартным объективом (f-50 мм) или широкоугольником, чтоб вместить всю Ласточку с близкого расстояния, Аю-Даг в 22 км от нее виден, как маленькая горка на берегу. Потому, глядя вблизи на Ласточкино гнездо, его практически не замечают и в расчет при фотосъемке, как правило, не берут.

Задуманное удалось Александру Бурдонову с пятой попытки. Кадр получился шедевральный. Но это уже история другого кадра, который вместе с фотографией заката в Севастополе - с Памятником затопленным кораблям - образуют символический триптих: дикая природа Крыма (на востоке), курортный Крым (на юге) и героический Крым (на западе), и так, чтобы везде была дорожка солнца.

- Азимут нужного заката оказался 270 градусов, в день весеннего или осеннего равноденствия, - акцентирует фотограф. - Ну и скажите, что это не мистика?!