Первая фотография, датированная 1942 годом. На ней командиры подводных лодок Черноморского флота капитан-лейтенанты Е. П. Поляков, А. С. Жданов, И. С. Израилевич, старший лейтенант Д. И. Суров. Есть фотография личного состава на борту крейсера. В папке оказались и фотографии связанные с бронепоездом «Железняков». Все говорило о том, что в руки попала часть архива человека, который занимался систематизацией исторических документов, возможно, что и составлением конспектов экскурсий и лекций для личного состава кораблей.
Письмо командира
В подлинном письме командира подводной лодки «Л-4» («Б-34»), входившей в состав Черноморского флота, капитана 2-го ранга Дмитрия Митрофановича Муратова описывается история создания Константином Симоновым стихотворения «Песня лодки «Л-4». Поэт-воин участвовал в четвертом боевом походе подводной лодки в сентябре-октябре 1941 года и написал это стихотворение в подводном положении. (На момент написания письма стихотворение не было опубликовано.)
Песня лодки «Л-4»
«Там, где черная пилотка,
Где подводник на посту,
Там гуляет наша лодка,
Пеня море на версту.
Если слышится в эфире
«СОС» фашистского судна,
Это значит «Л-4»
Довела его до дна.
Корабли уходят скопом,
Прячась к вражьим берегам,
Там, где мы под перископом
Ходим, смерть неся врагам.
Если на загробном пире
Стая чаек собралась,
Это значит «Л-4»
Там с торпедой пронеслась.
Пусть фашисты с кислой миной
Нас ругают день за днем,
Если мимо будет мина,
Мы торпеду в них воткнем.
Если враг пошел, как гиря,
Прямо к рыбам на обед,
Это значит «Л-4»
Не жалеет здесь торпед.
Не найдется в мире порта,
Где не сыщем мы врага,
Если надо даже к черту
Мы полезем на врага.
Уже будет или шире,
Далеко иль глубоко,
Мы пройдем на «Л-4»
Сквозь игольное ушко».
Сентябрь-октябрь 1941 г. Борт подлодки «Л-4».
Это стихотворение не попало в поэтические сборники. Широко известно другое произведение Симонова - стихотворение «Над черным носом нашей субмарины взошла Венера, странная звезда». Написаны эти стихотворения в одно время, но судьба у них разная.
А вот строки из письма подводника Муратова Константину Симонову:
«Уважаемый тов. К. Симонов! Пользуясь тем, что мне пришлось участвовать в боевых походах на подводной лодке «Л-4» во время Великой Отечественной войны, а впоследствии командовать этой подводной лодкой, мне пришлось тщательно познакомиться с историей этого корабля. Шла лютая война с ненавистным германским фашизмом, это было грозное время для Крыма, сентябрь-октябрь 1941 года. Подводная лодка «Л-4» совершала 4-й боевой поход, во время которого были и Вы, Константин Михайлович. По просьбе комсомольцев подводной лодки «Л-4» Вы написали песню, посвятив ее подводной лодке «Л-4».
Все, что было мечтой в Вашей песне, личный состав во главе с коммунистами сделали, ведя борьбу с немецкими захватчиками. За боевые успехи на фронте борьбы с немецкими захватчиками 12 октября 1942 года указом Президиума Верховного Совета подводная лодка «Л-4» была награждена орденом Красного Знамени. Это свершилось год спустя после Вашего пребывания на подводной лодке «Л-4» в боевом походе, во время которого было первое боевое соприкосновение с вражеским эскадренным миноносцем, т. е. подводная лодка вела своеобразный бой с врагом. Войну личный состав подводной лодки «Л-4» закончил потоплением восьми кораблей и транспортов противников, за что были отмечены многими правительственными наградами коммунисты, комсомольцы и беспартийные, проявившие стойкость, мужество и героизм.
По проверенному печатному материалу в Севастополе, Ваша песня, посвященная подводной лодке «Л-4», не была опубликована. И если она появится в печати, то впервые, текст которой прилагаю к данному письму.
С уважением, бывший и последний командир «Л-4» («Б-34») капитан 2 ранга запаса Муратов. 7 июня 1958 г. Мой адрес: Севастополь-15, бухта Голландия, 14, кв. 34. Муратов Дмитрий Митрофанович».
Будущий экскурсовод Сергей Белов, обнаруживший рукописи, с большим уважением отнесся к своей находке.
- Неумолимо идет время, уходят из жизни свидетели того нелегкого времени, и тем более бесценны становятся сохранившиеся документы, фотографии, газеты тех времен, - говорит он. - Работа с ними является важной государственной задачей. Неоднократно обращаются сотрудники музея к ветеранам с просьбой передавать на хранение в специализированные фонды музея имеющиеся у них личные фотографии, письма, документы того времени. Часто такие вещи являются семейными реликвиями и бережно передаются из поколения в поколение. Но в жизни бывают ситуации, когда прямые наследники Победы своих отцов теряют возможность контролировать условия хранения реликвий и тогда «Иваны, не помнящие родства» бездумно выбрасывают старые вещи, не потрудившись разобраться, что они творят.
История «Гарибальдийца»
Удалось найти информацию о самой подводной лодке. Заложена она была в Николаеве на заводе имени Марти (завод № 198) под названием «Гарибальдиец». Экипаж - 54 человека. Этот минный заградитель мог нести в кормовых аппаратах до 20 мин крупного калибра и торпеды в шести носовых торпедных аппаратах. Рабочая глубина погружения лодки - 75 метров, максимальная - 90 метров. Скорость хода в подводном положении - чуть больше 8 узлов. В октябре 1931 года лодка вошла в состав Черноморского флота. Командовал лодкой П. И. Болтунов, помощником был И. А. Бурмистров. Войну лодка встретила в Севастополе, где стояла на капитальном ремонте. Под командованием Евгения Петровича Полякова лодка в течение 1941 года выполнила 7 минных постановок (основное предназначение лодки - постановка минных полей в подводном положении). В мае 1942 года лодка совершила 7 походов от берегов Кавказа в Севастополь и обратно. Лодка доставила 160 тонн боеприпасов, 290 тонн продовольствия, 27 тонн бензина, эвакуировала 243 человека.
Самым рискованным и ответственным был поход из Новороссийска, который начался в полдень 27 июня и завершился в Севастополе почти в полночь 29 июня. Из Севастополя лодка вышла в 3:20 ночи 30 июня. Немецкие самолеты и катера засекли ее на переходе уже утром и до полудня сбросили на лодку 44 глубинные бомбы. В 5 часов утра 2 июля лодка прибыла в Новороссийск. На ее борту этим рейсом было эвакуировано 105 человек.
В 1943 году с марта по апрель лодкой командовал Гремяко Борис Васильевич. 11 мая 1944 года лодка успешно атаковала немецкий транспорт «Фредерикс», направлявшийся в Севастополь для эвакуации немецких войск. С марта 1943 года Гремяко командовал лодкой «Л-6». В апреле 1944-го эта лодка в очередном походе пропала без вести.
В 1949 году 16 июля лодка «Л-4» переименована в «Б-34», а в ноябре 1954-го выведена из боевого состава, передана для использования в учебных целях Севастопольскому высшему военно-морскому инженерному училищу. В 1956 году лодка сдана в ОФИ на слом. Лодка совершила 23 боевых похода при 5 торпедных атаках и 17 выпущенных торпедах. Ею совершено 10 минных постановок (200 мин).
Что касается участия фронтового корреспондента «Красной звезды» Кирилла Симонова (Константин - литературный псевдоним журналиста) в походах лодки, то можно только предполагать даты таких выходов в море. В 1941 году лодка базировалась в Севастополе и ходила только к берегам вражеской Болгарии. Только 1 ноября лодка передислоцировалась в Батуми. Но в произведениях журналиста Симонова этот период освещен очень скромно.
Найденные документы будут переданы в музей Героической обороны и освобождения Севастополя и пополнят его экспозиции.