Тайны Крымской весны: что осталось за кадром телерепортеров в 2014 году

О том, как вершилась история в 2014 году, «МК в Крыму» вспоминал с Аленой Иваниченко, которая была в эпицентре событий и рассказывала об этом всей стране

Уже традиционно важный выбор в Крыму нужно делать 18 марта. В этом году впервые в истории мы выбираем президента своей страны - России. Четыре года назад мы выбирали свою страну. Каждая «галочка» в бюллетене – шаг в новую жизнь... И задолго до Крымской весны Алена Иваниченко, как заведующая бюро и собственный корреспондент «Первого канала» (еще со времен ОРТ), для многих на полуострове была «голосом России». 

О том, как вершилась история в 2014 году, «МК в Крыму» вспоминал с Аленой Иваниченко, которая была в эпицентре событий и рассказывала об этом всей стране
фото Дениса Погорелого

  Неудивительно, что простые люди, обычные зрители в те волнительные дни февраля и марта 2014-го считали ее уполномоченным представителем Кремля. «К нам подходили на улицах во время съемок, звонили по телефону даже ночью, -  рассказывает она. - И с волнением спрашивали: поможет ли нам Россия, просили передать Путину, чтобы он не оставил Крым».

   К началу 2014 года корреспондентский пункт «Первого канала» был единственным в Крыму официально зарегистрированным корпунктом российского телевидения.

   - Нашей темой становились любые значительные события, интересные новости и серьёзные происшествия, - вспоминает Алёна. -  Но основным направлением работы был Черноморский флот России, и Севастополь как его основная база.

   Иваниченко плотно занималась проблематикой флота, начиная с ратификации «Большого договора» и Соглашения о параметрах раздела Черноморского флота в Совете Федерации, и не без оснований считала себя флотским корреспондентом. Делала репортажи с военных учений, в том числе НАТОвских с участием Украины, побывала на десятке полигонов за пределами Крыма, на иностранных военных кораблях - даже на знаменитом американском эсминце «Дональд Кук», выполняла задания редакции в зарубежных командировках.

Гуд бай и здравствуй, Севастополь!

   Особой датой в горячей репортерской работе для корпункта «Первого канала» России в Крыму она считает 23 февраля 2014 года.

    - В этот день мы сначала снимали митинг в Симферополе, перед зданием Верховного  Совета, там же проходила запись в ряды народного ополчения,  - восстанавливает хронику событий Алена Иваниченко. - Желающих хватало, в тот момент дружины самообороны уже были созданы в нескольких регионах полуострова. Обстановка была наэлектризованной, активисты киевского майдана в эфире украинских телеканалов уже угрожали расправиться с сепаратистами в Крыму и призывали отправить в Симферополь «поезд дружбы». Было ясно, что над Крымом нависает серьезная опасность. На Перекопе начали устанавливать оборонительные блокпосты. Но наиболее ярко на провокации украинских националистов отреагировали севастопольцы. В первый раз это случилось в тот же день, 23 февраля, и мы снимали это событие.

   Новый мир рождался на площади Нахимова. Море людей и полотнища триколоров над ними – 35 тысяч собравшихся, по оценке информагенств. «Севастополь, Крым – Россия!»  - скандировали люди. «Россия, Россия, Россия!» - гремело со всех сторон. Накал страстей, кажется, достиг своего пика.

фото Михаила Шишлянникова

    - Когда я разместила фотографии с этого митинга у себя на странице в фейсбуке, украинские репортеры написали в комментариях: «Гуд бай, Севастополь». И были правы, - вспоминает Алена. - Каждого, кто видел митинг на площади Нахимова, не покидало ощущение, что назад, в бутылочное горло, эту бурлящую массу уже не затолкать.

   Спустя сутки, вечером 24 февраля, над зданием севастопольского горсовета активисты укрепили наш триколор.

   Ситуация развивалась снизу, и как урегулировать ее законодательно, никто не знал.

   - Я уверена, что не существовало заранее разработанного плана по возвращению Крыма в Россию, - говорит Алена Иваниченко. - И по поведению нашей редакции это было заметно. «Первый канал» всегда выражал официальную точку зрению. По принципиальным политическим вопросам мы получали четкие инструкции. Но на события на полуострове, вплоть до 26 февраля 2014-го, наше руководство почти не обращало внимания. Например, репортаж с митинга на площади Нахимова редакторы вообще не поставили в эфир, хотя я всячески старалась убедить их в важности происходящего.  События в Крыму тогда еще точно не были «в зоне особого внимания».

Возвращение Крыма

   День 26 февраля 2014 года стал переломным для многих жителей Симферополя.  Противостояние на площади перед Верховным Советом АРК имело все шансы перерасти в кровавое столкновение. Журналисты «Первого канала» России, вместе с коллегами из других СМИ, оказались в эпицентре событий. Кадры хроники сохранили все: столкновения «стенка на стенку», цепь милиционеров, майдановцы в красных куртках, меджлисовцы с черенками от лопат и противостоящие им активисты «Русского Единства». Ряды защитников Верховного Совета постоянно пополнялись.

    -  Предчувствие гражданской войны было у многих, - говорит Алена Иваниченко. -  В разгар митинга у стен Верховного Совета мы с коллегами не были уверены, что вернёмся домой. В какой-то момент наш оператор Денис Погорелый вдохнул «черемухи», инженер-водитель Павел Силин тоже был травмирован, а меня просто отбросили в кусты. Но наш репортаж вышел в эфир программы «Время».

фото пресс-службы Главы РК

   Хотя среди участников митинга оказалось немало пострадавших, массовой бойни в Симферополе удалось избежать.

- На следующее утро, очень рано, мне позвонили друзья и сказали, что над Верховным Советом появился триколор, - вспоминает Алена, -  Мы подумали, что просто у кого-то хватило отваги и дерзости. Быстро собрались на съёмку, приехали в числе первых и сняли, как развевается над главным зданием республики российский флаг. Этот репортаж сразу же вышел в эфир, и потом мы добавляли свежую картинку и новые подробности в каждый выпуск новостей «Первого канала». Тем временем к площади перед парламентом со стороны улицы Пушкина стали подходить люди, появилось милицейское оцепление. Помню, какие-то ребята обнимались и кричали прохожим, показывая вверх: «Смотрите, наши в городе!». К зданию было не пройти, периметр охраняли военные в камуфляже - позже их стали называть «вежливыми людьми».

   К годовщине событий Алёна записывала эксклюзивные интервью с Сергеем Аксеновым и с Владимиром Константиновым: «Спикер рассказал, что вечером после митинга 26 февраля они вместе с Сергеем Аксеновым позвонили в штаб Черноморского флота с просьбой о защите законной власти в Крыму. По его словам, никто из руководителей автономной республики тогда не знал прямого номера телефона президента Путина».

фото Дениса Погорелого

Между строк

   Наш разговор с Аленой Юрьевной не может уместиться в формат газетной страницы. Между строк остаются факты и, к сожалению, люди. Симферопольцы, вставшие на защиту Верховного Совета, севастопольцы, прибывшие к ним на подмогу, и все крымчане, показавшие небывало высокую явку на референдуме 16 марта 2014.

    -  На полуострове к тому времени работали уже несколько групп «Первого канала», мы   могли выбирать для съемок голосования любой регион и выбрали Южный берег, - улыбается репортер. - Рассчитывая немного отдохнуть.  Но курортная Алушта встретила раскатистым «Вставай, страна огромная» и небывалой активностью избирателей. К открытию участков выстроились длинные очереди. В Гурзуфе в полдень урны с бюллетенями уже были заполнены. Иностранные наблюдатели недоумевали - почему люди так спешат проголосовать?

фото Дениса Погорелого

   Примечательно, что зарубежные СМИ прислали на полуостров журналистов, обычно работающих в горячих точках. Алена называет их «буревестниками»:

   - Даже репортеры уважаемых зарубежных агентств и телекомпаний бессовестно искажали информацию об обстановке в Крыму, откровенно врали о «выборах под дулом автоматов». Помню, я поинтересовалась у британского коллеги, который только что вещал в прямом эфире об "ужасах" Крымской весны, не испытывает ли он потребности иногда говорить правду. Он смущенно улыбнулся и ответил, что его главный редактор лучше знает, что правда, а что – фейк. 

   На память о Крымской весне у Алёны остался бесценный архив и яркие воспоминания. Сегодня она – президент кинофестиваля «Святой Владимир» и генеральный директор студии «Дока-продакшн»…  Министерство обоpоны России наградило ее медалью «За возвращение Крыма». Более четкой формулировки в нашей истории подобрать не получится.

фото Дениса Погорелого

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 14 марта 2018

Заголовок в газете: Голос России

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру