Потребительская кооперация Крыма продолжает борьбу за свое выживание

Случай с национализацией имущества «Крымпотребсоюза» возмутителен не только откровенным противоречием законодательству Российской Федерации, но и экономическими последствиями.

Крепким орешком для инициаторов крымской национализации стал «Крымпотребсоюз». Общество, не получившее из бюджета ни единой копейки, не намерено отказываться от имущества, созданного за счет пайщиков.

Напомним, что на момент национализации в 2014 году пайщики потребительской кооперации построили сеть магазинов и рынков, организовали собственный автопарк и даже наладили производство. Все это, пусть и в полуразрушенном состоянии, должно вернуться законным владельцам по решению Конституционного суда. Однако, вместо наведения порядка в хозяйстве, потребительским обществам предстоит отстаивать право на жизнь в залах судебных заседаний.

Захватили - разорили

В своем вердикте на тему крымской национализации Конституционный суд РФ дал четкое определение тому, какое имущество можно зачислить в актив государства. Это то имущество, которое, на момент возвращения Крыма в состав России, числилось за Украиной либо вообще являлось бесхозным. Понятно, что рынки, магазины, производственные цеха и рестораны, принадлежавшие «Крымпотребсоюзу», ни к одной из названных категорий не относятся. Структура перерегистрировалась в российском правовом поле и законно владела всем тем, что ранее было создано за счет ее пайщиков.

Но отнимать всегда приятней, чем возвращать: потребительские общества так и не получили отнятое. И дело здесь, пожалуй, не только в жадности их оппонентов. Как признать, что был допущен перегиб, если национализация сшибла с ног не только потребительскую кооперацию, но и другие успешно работающие в рамках закона организации? Вернуть имущество пайщикам - значит потерять и другие лакомые куски, отнятые у законных собственников. Тут и с выполнением решения Конституционного суда выгодней потянуть, и экономическую сторону вопроса, безусловно важную, на второй план отодвинуть. Главное - не отступать с занятой высоты под натиском активных пайщиков потребительской кооперации, а удержаться любой ценой, чтобы потом тихонько отойти, якобы по собственному желанию.

Случай с национализацией имущества «Крымпотребсоюза» возмутителен не только откровенным противоречием законодательству Российской Федерации, но и экономическими последствиями. Ладно бы новые хозяева, получив чужое имущество, распорядились им по прямому назначению и просто перенаправили прибыль в свой карман. Так нет, все, что годами создавали пайщики, бездумно разрушено. Новая хозяйственная деятельность свелась к самому легкому получению прибыли: сдаче помещений в аренду.

- Производства больше нет, автопарк разобран и распродан, сдано в аренду все, что может принести хоть какие-то деньги, - комментирует ситуацию заместитель председателя правления «Крымпотребсоюза» Владислав Степанов. - Те торговые объекты, которые мы строили без расчета на рентабельность, попросту заброшены и сейчас бессмысленно разрушаются и растаскиваются по частям.

Засада для самого слабого

Говоря о нерентабельных для сдачи в аренду помещениях, Владислав Степанов имеет в виду магазины, построенные пайщиками в отдаленных селах. Сразу было ясно, что полузаброшенные села на отшибах денежный оборот стимулировать не смогут, но, поскольку пайщики потребительской кооперации не из высоких кабинетов, а из сел, деревень и райцентров, необходимость создания полновесной торговой сети им была ясна. Это только на карте наш полуостров кажется совсем маленьким. На деле, особенно для жителей глубинки, не имеющих личного транспорта, он очень даже большой. Ездить на перекладных из Сакского района в Евпаторию за хлебом и мылом - занятие не из приятных и легких. В особенности с учетом того, что глубинка - ореол обитания людей преклонного возраста. Молодежь из таких мест рвется в города и удар на себя не принимает.

Так что помимо пайщиков потребительской кооперации от национализации пострадали самые не защищенные слои крымского населения. Чего стоит положение дел на отнятых рынках: высокая арендная плата разоряет мелких предпринимателей, а нас, потребителей, ставит перед фактом непомерно завышенных ценников.

Четвертый год «Крымпотребсоюз» борется за свои права на захваченное имущество. За это время можно было не только восстановить все, что пострадало от национализации, но и открыть новое производство, расширить и улучшить торговую сеть.

- Конституционный суд России, признавший своим определением наши права на отнятое имущество, вселил в пайщиков большие надежды, - признает Владислав Степанов. - Но наши оппоненты нашли неожиданный способ вывернуться. Они решили прекратить деятельность организаций потребительской кооперации как юридических лиц.

Провокация с регистрацией

Казалось бы, миссия невыполнима: организации перерегистрировались в российском правовом поле еще в 2014 году. Срок оспаривания регистрации - два года - давно прошел. Но способ нашелся и весьма лукавый. Организацию решили разваливать «снизу». Как рассказал Владислав Степанов, в различных регионах Крыма представители райгосадминистраций находят пайщиков потребительской кооперации и предлагают им заманчивый ход. Людям обещают получение компенсации или возмещение убытков за национализированное имущество. Поскольку судьба выплат решается в суде, предлагают оформить доверенность на адвоката. Деньги на селе никогда не лишние, и люди оформляют такие доверенности, не опасаясь подвоха.

- Вместо денег пайщикам доверенности приносят проблемы организации, - поясняет Владислав Степанов. - Через суд предпринимаются попытки отменить регистрацию кооперативных организаций. Аргументация надуманная: дескать, истец не присутствовал на собрании по утверждению устава и считает свои права ущемленными.

Ход продуманный, но традиционно ошибочный. Собеседник пояснил, что структура потребительских обществ является двухуровневой. Есть вопросы, которые решаются на общем собрании, есть и такие, которые решаются на уровне районных представителей. Не приезжает на общий сбор все райпо в полном составе, а делегирует своего представителя. Для утверждения устава всех пайщиков собирать не нужно.

В большинстве случаев затея с доверенностями проваливается. Правление разъясняет пайщикам, какую «компенсацию» они потребовали в суде, и люди отзывают иски. Но бывает и так, что иски остаются в судах. По этой причине потребительской кооперации предстоит отстаивать право на существование.

- Мы будем заявлять в судах о злоупотреблении правом на защиту, - не скрывает ходов Владислав Степанов. - Если мне, пайщику, райпо что-то задолжало, как я добьюсь возвращения долга, если отменю регистрацию райпо? Где получу необходимые для суда справки? Да я просто лишу себя последнего шанса - вот в какой правовой тупик поставлены люди в регионах.

Открытое заявление

Мы не раз писали о том, что пайщики потребительской кооперации хотят провести акцию протеста в Симферополе, чтобы открыто заявить о своей проблеме. На площадь, по согласованию с городскими властями, готовы выйти тысячи пайщиков. Да только как получить согласование городских властей, которые принципиально не хотят видеть плакаты потребительской кооперации? Мы писали, что выделить место для акции протеста обещал Севастополь. Но и там вопрос не решился. Владислав Степанов говорит, что администрация города-героя побоялась ввязываться в скандал.

- Если нам нельзя открыто заявить о своих проблемах в Крыму, мы заявим о них в Москве, - делится планами собеседник. - Будем пикетировать Государственную Думу и Администpацию Пpезидента.

«МК в Крыму» не сомневается в сказанном и обращается к администрации Симферополя с открытым заявлением - найти возможность для согласования законной акции пайщикам потребительской кооперации. Люди, отстаивающие право жить и работать по российским законам, вреда столице российского Крыма не причинят.

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: Крепкий орешек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру