Валерий Аксенов: «Если закон нельзя отменить, его нужно исправить»

Зампред комитета по строительству и жилкомхозу Госсовета РК дает ответ на коммунальный вопрос

На финишной черте прошлого года в столице Крыма появилась новость, способная серьезно повлиять на одну из самых важных жизненных сфер - коммунальную. Заявления об уходе подали сразу три начальника симферопольских МУПов: Центрального, Киевского и Железнодорожного районов. Коль скоро ни одно из поданных заявлений не возымело соответствующих результатов - увольнения, слова должностного лица звучат более чем убедительно. Работать на коммунальном поприще действительно нужно, а о том, что тормозит работу и как с этим бороться, читателям «МК в Крыму» рассказывает заместитель председателя комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Государственного Совета РК Валерий Аксенов.

От ЖЭКов к МУПам

Управляющие компании больше не пугают крымчан новизной названия и непредсказуемостью функций. Другое дело, что к своим обязанностям - содержать в надлежащем состоянии жилищный фонд Крыма - не все из них относятся с должной степенью ответственности.

- В нашей республике официально зарегистрировано 214 управляющих компаний различных форм собственности, - приводит цифры Валерий Николаевич. - А вот реально работают лишь сто из них. Остальные существуют только на бумаге. По поручению первых лиц Крыма мы будем разбираться с этим явлением и принимать соответствующие меры.

«Мертвые души» в разношерстных рядах наших управляющих компаний - не единственная проблема, требующая решения. По мнению Валерия Аксенова, главная ошибка, оказывающая негативное влияние на функционирование управляющих компаний, была допущена в период их создания. Тогда, при первых шагах вхождения нашего региона в правовое поле России, МУПы опрометчиво стали правопреемниками украинских ЖЭО. А это означает, что на вновь созданные структуры обрушились все долговые обязательства ЖЭО, накапливавшиеся десятки лет.

- На законодательном уровне такие долги необходимо признать невозвратными, - предлагает пути решения проблемы собеседник. - Наш комитет уже отправил запросы по старым долгам в управляющие компании. По мере поступления ответов мы сможем получить четкую картину и принять окончательное решение.

Как пояснил Валерий Аксенов, происхождение долгов никак не связано с грехами ЖЭО. Просто при Украине из бюджета не компенсировали разницу между тарифами, выставленными населению, и реальными затратами. Счетчик щелкал, и его цифровые показатели росли. Почему платить за некомпетентность чужого государства должны российские управляющие компании, не ясно. Вызывает вопрос и схема происхождения средств на покрытие старых долгов: не перекладывать же украинские грехи на головы крымских потребителей?

- Украинская сторона активно требует погашения долгов, - констатирует малоприятный факт Валерий Аксенов. - Дела рассматриваются в наших судах, и решения по ним выносятся отнюдь не в пользу управляющих компаний.

Еще одна проблема управляющих компаний - оторванность от системы жилищно-коммунального хозяйства. Компании функционируют сами по себе, и Валерий Аксенов сравнивает их с полевыми командирами, вынужденными отстаивать свое место под солнцем в одиночку. Впрочем, и этот, казалось бы, малоприятный факт при желании можно обернуть на пользу. Если, конечно, работать на совесть.

Евпаторийский десант

Начиная с июня 2017 года в комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству не поступило ни единой жалобы из Евпатории. Там научились работать, и горожане отвечают поддержкой.

- Муниципальное образование принимает программу, и каждую неделю проходит совещание, где обсуждается ход ее выполнения, - делится евпаторийским опытом Валерий Аксенов. - Сейчас в Евпатории ремонтируют подъезды многоквартирных домов, чинят освещение, ремонтируют козырьки.

Люди видят, что их платежи не залегают на счетах, а приносят реальную пользу. Схема: «заплатили - получили» стимулирует рост показателя добросовестных плательщиков. Надобность в проведении претензионной работы отпадает.

- Копить долги и не принимать никаких мер для их погашения просто недопустимо, - убежден собеседник. - В доме, где я проживаю, всего 30 квартир, а по состоянию на 1 сентября 2017 года сумма задолженности составляла 180 тысяч рублей! Провели работу с неплательщиками - показатель снизился до 20 тысяч. Вывод прост: работать нужно во всех направлениях.

Радует, что уже сейчас существуют компании, которые отлично справляются со своими функциями. Причем, не только в курортной Евпатории, опыт которой наш собеседник обещает тиражировать по всему Крыму. Так, одна из крымских компаний, в ведении которой находится двадцать один жилой дом, имеет в своих владениях одного-единственного должника. Это одинокая старушка, возраст которой перевалил за восемьдесят лет. Разумеется, к такому должнику управленцы относятся с пониманием.

В качестве благоприятной перспективы для управляющих компаний Валерий Аксенов рассматривает их вхождение в общую коммунальную систему.

- Когда над головой течет крыша, человек думает о ремонте, а не об обращении в антимонопольный комитет, - аргументирует собеседник. - Управляющие компании должны работать в общей системе. Есть задумка по созданию Ассоциации управляющих компаний, что поможет покончить с практикой «полевого командирства».

Убийство экономики - в законе

- На Всероссийском коммунальном форуме я четко высказал свое мнение о том, что Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и коммунальных нужд» является убийцей экономики, - говорит Валерий Аксенов. - Меня поддержали коллеги со всей страны. Этот закон губителен не только для Крыма, но и для России в целом.

Провальность ФЗ № 44 собеседник показывает на конкретном примере. Согласно нормам, прописанным в нем, предельной суммой самостоятельного освоения средств является сто тысяч рублей. Всё, что свыше - предусматривает проведение торгов. Что можно сделать в коммунальной сфере за сто тысяч рублей, сказать сложно. Валерий Аксенов говорит, что даже яму хорошую не выкопать. Как следствие, любые работы и закупки подпадают под систему торгов.

- С начала года мы занимаемся торгами и конкурсами, затем отменяем их результаты через Федеральную антимонопольную службу, - вводит в курс дела собеседник. - Снова организовываем конкурсы, а ремонт крыш начинаем осенью, под дождем.

И ладно бы только сроки проведения важных работ тормозились. Проблема сложнее: конкурсы выигрывают подрядчики, которые обещают выполнить работы с минимальными затратами. Стоит по экономическим выкладкам объект сто миллионов - выиграет подрядчик, готовый сработать за десять миллионов. Затем победитель срывает аванс и сразу привлекает субподрядчика за половину полученной из бюджета суммы. Поскольку денег крайне мало, субподрядчик с делом не справляется. Подрядчика на тот момент и след простывает, а некачественную работу необходимо переделывать за государственный счет.

- Если ФЗ 44 нельзя отменить, то его нужно исправить в двух основных положениях, - убежден Валерий Аксенов. - Обещание провести работы за низкую цену не должно определять победителя, а сумма для самостоятельного освоения должна увеличиться до двух миллиона рублей.

Два миллиона - цифра не случайная. Именно столько, по словам собеседника, стоит ремонт крыши стандартной девятиэтажки. Получи управляющие компании возможность организовать массовый ремонт крыш, появится четкий ответ на один из накопившихся коммунальных вопросов.

Цитата

Валерий Аксенов:

«Этот факт (увольнения начальников МУПов - прим. Ред.) прежде всего связан с эмоциями. Лично я рекомендовал руководителям МУПов не заявления писать, а работать».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 17 января 2018

Заголовок в газете: Валерий Аксенов: «Если закон нельзя отменить, его нужно исправить»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру