Пять часов между жизнью и смертью

Как крымчанин атомные подлодки чинил

Сын двух семей, уроженец села Вилино Бахчисарайского района, капитан 2 ранга Гришко Станислав Федорович в разгар холодной войны готовил атомные подлодки к трансокеанскому подледному переходу и ремонтировал суда после их боестолкновений с иностранными субмаринами.

Как крымчанин атомные подлодки чинил

Когда фашисты входили в Крым, Прасковья Пимоновна Гришко, техничка школы в селе Бурлюк (ныне Вилино), вынуждена была отдать годовалого Стаса своей родной сестре Ольшанской Вере Пимоновне в Симферополь. И он на долгие 10 лет стал Ольшанским Станиславом Демьяновичем. Бездетных женщин немцы угоняли в Германию. Своих детей у Веры не было, и младенец стал ее оберегом от страшного принудительного путешествия в чужие земли. Новые родители окружили ребенка любовью, теплом и заботой. Внешность малыша была привлекательной – блондин с голубыми глазами, не остался равнодушным даже немец, который был у них на постое. Он надевал на Стаса свой френч и играл с ним в партизаны. Забирал его с собой на продовольственный склад и угощал конфетами и шоколадом.

В первые послевоенные годы отец много времени уделял сыну. Работал Демьян Ольшанский сторожем на лесопильном комбинате, на территории которого находился небольшой магазин. Однажды лунной ночью Демьян увидел на крыше магазина человека и узнал в нем соседского парня, окликнул по имени, а в ответ - выстрел. Пуля попала в голову. Хоронили Демьяна вся улица и комбинат. В этот день Стас узнал, что это был не родной отец. А родная мать - Прасковья.

После похорон Стас сбежал в Бурлюк к своей маме и братишке Виталику. В четвертый класс пошел уже Гришко Станислав Федорович. Так воссоединилась семья, и Прасковья продолжала растить сыновей. Муж Прасковьи с фронта не вернулся. На все запросы был один ответ: «Пропал без вести в июне 1944 года».

В 1958 году Прасковья решила продать дом в Вилино и переехать в Севастополь. Присмотрела дом в Троицкой балке на улице Тоннельной. Рядом с 13-м заводом. Там и обосновались. Виталий закончил ГПТУ в Севастополе и всю жизнь проработал на Севморзаводе. Станислав закончил техническое училище в Севастополе и успел поработать в торпедном арсенале в качестве электромонтера по приборам торпедной стрельбы. Как военный специалист, он мог рассчитывать на то, что повестка из военкомата ему не придет. Но к моменту призыва парней 1941 года рождения, годных к призыву в армию, оказалось очень мало. Повестка могла прийти в любой день. Гришко решил идти в училище.

В отделе кадров «Голландии» офицер посмотрел документы Станислава. В аттестате только по немецкому языку и литературе четверки. Остальные – пятерки. Поэтому был допущен к вступительным экзаменам. Экзамены сдал блестяще.

Учился в Высшем военно-морском инженерном училище на специальном факультете (ядерные энергетические установки). Командиром роты был капитан 3 ранга И.П. Демин. Ядерные реакторы преподавал Ашот Аракелович Саркисов. Позже он возглавил кафедру ядерных реакторов, а потом был начальником училища. Первая поездка на практику на Северный флот запомнилась деревянными вагонами. Потом была Западная Лица. Очередная практика проходила в Ленинграде на Адмиралтейском судостроительном заводе. В 1965 году училище принимало участие в Параде Победы в Москве. Запомнились экскурсии по всем достопримечательным местам столицы. Даже в Большом театре побывали курсанты. В 1967 году получил погоны лейтенанта, кортик и распределение на Краснознаменный Северный флот.

Ремонт атомоходов – дело ответственное

По окончании училища «ядерщиков» распределяли по трем должностям: командир группы автоматики, командир турбинной группы и командир группы дистанционного управления. По воле командования ВМФ СССР служба Станислава Гришко на КСФ началась в 12-й эскадре атомных подводных лодок в поселке Гаджиево. Затем лейтенант Гришко был переведен на 10-й СРЗ ВМФ Главного управления судоремонтными заводами.

Первая серьезная и ответственная должность – ответственный сдатчик АПЛ проекта 675 после среднего ремонта. Председатель приемной комиссии – контр-адмирал Каравашкин Валентин Степанович, ответственный сдатчик – капитан-лейтенант Гришко. Несмотря на разницу в званиях, с задачей Станислав справился. Чтобы разница в званиях не бросалась в глаза, Гришко постоянно надевал робу без знаков различия. Аналог этой лодки был и в Балаклаве, только с четырьмя контейнерами и на дизельном ходу. На атомоходе разместили восемь контейнеров с крылатыми ракетами. Оружие испытывали у Феолента в Балаклаве, а внедряли в боевой строй на атомоходах на Севере.

А дальше было приказано организовать испытание ракетного комплекса АПЛ проекта 675 с использованием УДР (учебных действующих ракет). Задача несвойственная для инженера-механика АПЛ. Ракета загружалась в контейнер, ставилась на тормоза и запускался двигатель. Рев стоял как при взлете реактивного самолета. Ракета контейнер не покидала, а все узлы и механизмы подвергались тщательному испытанию.

В дальнейшем пришлось познакомиться с АПЛ К-3 проекта 627. Легендарная лодка «Ленинский комсомол» весьма поизносилась за время морских походов. Требовалась замена всех кабельных трасс (кабель в руках рассыпался), ряда механизмов и систем, а также участков прочного корпуса, в основном в районе реакторного отсека. Первую советскую субмарину такого класса реанимировали и ввели в строй.

Пятикурсники - выпускники училища "Голандия" (Гришко в центре)

Пришло время сокращения вооружения, и командованием была поставлена задача перед 10-м СРЗ ВМФ демонтировать ракетные шахты с АПЛ К-19 («Хиросима») проекта 658. Это трехракетная подводная лодка с шахтами в рубке. Три баллистических ракеты вертикальной компоновки. Работа проводилась под пристальным наблюдением иностранных наблюдателей. Пролетавшие спутники ежедневно снимали ход работ. Шахты извлекли из рубки лодки и сложили на всеобщее обозрение зарубежной разведки на специальной площадке. Это была демонстрация разоружения. А саму лодку К-19 в 1979 году переоборудовали в корабль специальной космической связи КС-19 по проекту 658С. В этой роли она и дослужила свой век, пока ее не порезали «на иголки» в 2003 году. Из боевого состава выведена в апреле 1990 года. От лодки сохранилась лишь рубка, которая находится в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа».

Также коллектив 10-го СРЗ по чертежам, найденным в архиве музея ВМФ, восстановил легендарную Лунинскую дизельную лодку К-21, переоборудовав ее в музей. Установлена К-21 на пьедестале в Североморске.

Период АПЛ второго поколения

Перед 10-м СРЗ была поставлена задача готовиться к среднему ремонту атомной подлодки проекта 670. Станислава Гришко назначили начальником отдела подготовки производства. Вся деятельность завода была направлена на подготовку к решению сложной задачи. Когда подготовка производства была закончена, завод принял АПЛ в ремонт, а Гришко С.Ф. приказом ГК ВМФ назначен ответственным сдатчиком этой лодки.

В 1978 году перед 10-м СРЗ командование КСФ ставит новую задачу - подготовить к трансокеанскому переходу две АПЛ проекта 670 с Северного на Тихоокеанский флот. И эта задача была успешно выполнена. Атомоходы совершили трансокеанский подледный переход через Северный полюс на Краснознаменный Тихоокеанский флот, пройдя в общей сложности 4570 морских миль, из которых – 1760 подо льдами.

"Лодочка" - знак Командир подводной лодки, утвержден в 1942 году, дающий право на самостоятельное управление подводной лодкой

Командовал переходом контр-адмирал Голосов Рудольф Александрович (позже – вице-адмирал, начальник штаба ТОФ, затем с 1983 по 1990 годы - начальник кафедры оперативного искусства ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС СССР). Старшим на борту К-212 назначен капитан 1 ранга Томко Е. А. Командовали лодками К-212 капитан 3 ранга Гусев Алексей Алексеевич (впоследствии – капитан 1 ранга, старший на борту погибшей в 1983 году в районе Камчатки подлодки К-429), К-325 - капитан 2 ранга Лушин Владимир Петрович. За успешный переход 4 ноября 1978 года командирам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Лушин В.П. в звании капитана 1 ранга прибыл на КСФ в свою родную дивизию и был назначен приказом командующего КСФ председателем приемной комиссии заказа 702. Вот так судьба снова свела Лушина и Гришко. При первой их встрече на заводе Владимир Петрович Лушин пожал руку Станиславу Федоровичу и сказал: «Половина Звезды Героя – твоя заслуга». Эти слова для Гришко стали самой высокой наградой.

Пять часов между жизнью и смертью

А дальше была совместная работа по завершению ремонта АПЛ 670 проекта зав. № 702, подготовка к ходовым испытаниям и ходовые испытания. Далеко не всё шло гладко. На ходовых испытаниях произошел «угон турбины турбогенератора левого борта». И как следствие произошло разрушение навешенного питательного насоса. В результате сработала аварийная защита реактора. На глубине более ста метров атомоход оказался без хода и без света (только аварийные фонарики). На борту 87 членов экипажа, порядка десяти членов приемной комиссии и заводская сдаточная команда в количестве 30 человек, расположившихся на торпедных стеллажах в первом отсеке.

Благодаря высочайшей профессиональной подготовке и выдержке Лушина В.П. и членов его экипажа, при четком взаимодействии членов сдаточной команды с личным составом АПЛ, через пять часов подводная лодка вышла на поверхность. За этот период была проделана большая работа, которая позволила принять нагрузку на аккумуляторную батарею. Реактор был введен в строй. Лодка пришла своим ходом на акваторию 10-го СРЗ. Пострадавших нет. В кратчайшее время были выполнены работы по замене турбогенератора. В результате этой аварии были выявлены недоработки в противоугонной системе автономных турбогенераторов АПЛ проекта 670, которые были впоследствии устранены на всех лодках этого проекта.

И несмотря на все трудности, коллектив 10-го СРЗ ВМФ сдал Краснознаменному СФ подлодку в установленный срок. Это был самый крупный заказ в истории 10-го СРЗ. В ремонте этой атомной подлодки принимало участие 47 предприятий СССР. А ответственному сдатчику 29 декабря 1980 года присвоено очередное воинское звание капитан 2 ранга. Позже, в сентябре 1994 года, Лушин был уволен в запас, стал депутатом Государственной Думы Российской Федерации 3-го созыва, заместителем председателя думского комитета по обороне.

Это основные штрихи службы главного строителя атомных подводных лодок 10-го судоремонтного завода ВМФ. На акватории завода одновременно находилось до 20 АПЛ. Частенько приходилось заниматься аварийными ремонтами лодок после столкновения «с подводными плавающими предметами» на глубине 80-100 метров. Как правило, имели дело с осколками ходовых фонарей, с кусками легкого корпуса или с кусками противолокационного покрытия субмарин иностранных государств.

Тыл подводника, как и положено, обеспечивала любимая жена Гришко Римма Петровна

«Скорая помощь» для атомоходов КСФ

В этой ратной работе по обеспечению боевой готовности Краснознаменного Северного флота всегда были рядом отличные специалисты. Среди них руководители и командиры разных уровней.

Директор завода – капитан 2 ранга Чуриков Ю.Д., в дальнейшем начальник ГУСРЗ ВМФ, вице-адмирал. Директор завода – капитан 1 ранга Кольнер В.Б. Зам. командующего по электромеханической части 1 флотилии КСФ – контр-адмирал Никитин Л.Б. Старший офицер Технического управления КСФ – капитан 2 ранга Бавленцев В.В. Начальник военной приемки – капитан 1 ранга Защиринский С.С. Его надежные заместители Ю. Харченко и А. Старцун.

Пора возвращаться в Севастополь

Завершающий аккорд воинской службы - 331-й СРЗ ВМФ в Балаклаве. Ремонт подводных лодок и их переоборудование для иностранных заказчиков.

Тыл подводника, как и положено, обеспечивала любимая жена Гришко Римма Петровна. Двое сыновей в 1985 году поступили в СВВМИУ на спецфакультет и в 1990 году пополнили ряды подводников Северного флота. В конце 1986 года Станислав Федорович был уволен в запас. Сегодня у него три внучки - Квитослава, Златослава и Елизавета, два правнука - Станислав и Демьян, правнучка Вероника.

В 1990 году Станислав решил найти могилу отца. Стал писать в архивы МО РФ, на телевидение в программу «Жди меня», в Общество Красного Креста, в «Военные мемориалы», в «Народную память», в Военную академию ГШВС РФ. По результатам переписки составил солдатский путь своего отца. Призван в июле 1941 года в Бахчисарае. Дальше – Смоленск, Белгород, Харьков, Сталинград, опять Смоленск, Гатчина, Выборг. С 10 по 20 июня 1944 года, вероятней всего, участвовал в Выборгской операции, так как пропал без вести в июне 1944 года. И тогда, в начале поиска, и теперь Станислав Федорович не может понять, почему красноармеец три года воевал, участвовал в Сталинградской битве и не оставил никакого следа. Ни на этой земле, ни в документах Советской Армии. Неужели за три года войны он не был награжден медалью или орденом? Увы, ответ на этот вопрос так и остается неизвестным.

После увольнения в запас Станислав Федорович продолжил трудовую деятельность в качестве помощника директора завода «Металлист», потом был контрольным мастером судоремонтной мастерской Бригады пограничных кораблей и возглавлял профсоюзный комитет этой бригады. Занимался охраной труда и организацией производства на частных предприятиях Севастополя, в настоящее время принимает активное участие в работе «Союза советских офицеров».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 29 ноября 2017

Заголовок в газете: Пять часов между жизнью и смертью

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру