Первый звоночек тревоги для автора этих строк прозвучал из-за мелкой поломки ноутбука. Новое устройство дало сбой, в результате чего пришлось обращаться в сервисный центр. Первое, что попросил сделать специалист сервисного центра – предъявить гарантийный талон. Попытка подсунуть вместо заполненного и проштампованного продавцом гарантийного только кассовый чек не увенчалась успехом. И это при том, что, выдавая чек на ноутбук, продавец одной из популярных в Крыму торговых сетей клятвенно заверил, что других документов для обслуживания в сервисе не понадобится. Гарантия по чеку – выдал четкую схему дальнейших действий продавец.
После визита к мастеру пришлось снова наведаться в торговый центр и добиться заполнения гарантийного талона. Разумеется, без чека убедить работника торговли выполнить прямые служебные обязанности вряд ли бы удалось. Ситуация с ноутбуком успешно разрешилась, а не сумевший заменить гарантийный талон кассовый чек был отправлен на надежное хранение. Прошло несколько месяцев, и возникла необходимость уточнить стоимость ноутбука для коллеги. Как ни странно это прозвучит, чек, бережно сохраненный в папке с документами, оказался совершенно чистым клочком бумаги! Чудесным образом с него исчезла вся информация, столь необходимая для потребителя.
- Этот вопрос не входит в нашу в компетенцию, - комментирует ситуацию начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора в РК – Виктория Воронова. - Кассовые аппараты фиксирует налоговая – туда и обратитесь. Но, насколько мне известно, с июля 2018 года вступит в силу законодательный акт, согласно которому чеки при покупке товаров можно будет получить не только в бумажном, но и в электронном виде. Продавец будет направлять их на электронную почту покупателя или на его чат в Вайбере.
Безусловно, новость, о которой рассказала Виктория Александровна, очень даже порадовала. Электронный чек – надежный документ, способный защитить интерес потребителя. Но как быть тому же потребителю до того момента, как начнет действовать новшество, осталось не понятно. Выполняя рекомендации Виктории Вороновой, мы обратились в контакт – сервис ФНС по РК. К сожалению, желанного результата общение не принесло. Если диалог с первым специалистом закончился переадресацией звонка, то со вторым – окончательно сбил с толку. Нас заверили, что налоговая служба не имеет никакого отношения к кассовым чекам, выдаваемым при покупке товара. Оператор напомнил, что в обязанности налоговых структур входит сбор налогов, а не отслеживание качества бумаги на кассовых лентах. Дальше последовал совет обратиться в организации, которые продают кассовые аппараты. Наверняка, там бы нам порекомендовали отыскать производителей кассовых лент и спросить, почему они делают бумагу, не пригодную для длительного хранения информации. Понимая безнадежность такого пути, мы решили получить консультацию адвоката по теме запасного варианта – ксерокопии чека.
- Ксерокопия чека совершенно бесполезна, - вынесла вердикт адвокат Маргарита Катаева. - Ее нельзя рассматривать как документ. Может помочь товарно – кассовый чек, который продавец оформляет от руки. Но такие чеки выдают только в тех случаях, когда не работает кассовый аппарат. Пока на законодательном уровне не будет прописана норма - печатать чеки на бумаге, длительно сохраняющей информацию, ничего сделать нельзя.
Собрав все мнения, делаем вывод: единственный способ обезопаситься до вступления в силу правила выдачи электронных чеков – требовать от продавца оформления гарантийного талона в надлежащей форме. А вот как быть с чеками, подтверждающими перевод денег на почте или оплату услуг в терминале, увы, не ясно. Остается надеяться, что разбирательство по этим вопросам не зайдет в крутое пике.