Нужна ли России Панорама Севастополя?

Точку в истории шедевра Рубо, по мнению общественников, может поставить… банальная техническая вода

Эпическое полотно, от лучших баталистов всех времен, привлекало пристальное внимание в период создания, вдохновляло во время смены власти, сегодня же оно находится в центре скандала.

Точку в истории шедевра Рубо, по мнению общественников, может поставить… банальная техническая вода
фото: crimea.mk.ru

Дело государственно важности

Франц Алексеевич Рубо являлся, по признанию современников, «наследником и продолжателем лучших традиций русской школы батальной живописи, прямым последователем Василия Верещагина». До вступления в должность профессора Петербургской Академии художеств Рубо вел работу над панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 годов» (первоначально она называлась «Отбитие штурма Малахова кургана 6 июня 1855 года»). По собственному признанию художника, задача «передать грандиозный сюжет обороны Севастополя не имеет себе предшественников…»

Заказ на панораму был передан Рубо в августе 1901 года. 15 октября художник прибыл в Севастополь, где тщательнейшим образом ознакомился с архивными документами и материалами, прошел по местам боев, осмотрел расположение оборонительной линии. И немедля приступил к написанию этюдов. Когда подготовительная работа была закончена, Франц Алексеевич выехал в Петербург.

«Книга Гиннеса» отдыхает

Эскиз будущей панорамы художник выполнил тушью тонкой кистью на бумажной полосе длиной 11,5 метров и шириной чуть более метра. В январе 1902 года эскиз выставили для всеобщего обозрения в Зимнем дворце. Рубо охотно принимал дельные советы своих коллег-художников, прислушивался к мнениям военных специалистов и участников обороны Севастополя. После утверждения эскиза Франц Алексеевич отбыл в Мюнхен (кстати, именно там его застало назначение на должность профессора Петербургской Академии художеств). Холст живописного полотна выткали в Брюсселе на фабрике Моммена и подвесили в павильоне на деревянном кольце диаметром 36 метров. Чтобы создать необходимое натяжение ткани нижнюю часть холста прикрепили к тяжелому железному кольцу того же диаметра. На цементном полу павильона проложили рельсы (также расположенные по окружности). По рельсам перемещались рабочие площадки художников – самого Рубо, его коллег Л. Шенхена, И. Мерте и К. Фроша, которым в свою очередь помогали двадцать студентов Баварской академии. Для создания монументального батального полотна понадобилось около двух лет напряженной работы. И вот пришло время отправлять грандиозный заказ по месту назначения. Летом 1904 года монументальное произведение навернули на деревянный вал длиной 15 метров и сечением один метр. Для транспортировки понадобились две сцепленные вместе железнодорожные платформы. В отдельном вагоне перевозили модели предметного плана, весившие свыше 11 тонн.

Севастопольская страда

В Севастополе по проекту инженера, полковника Оскара Ивановича Энберга и при непосредственном участии Валентина Августовича Фельдмана для ожидаемой панорамы построили круглое массивное здание с классическим порталом, облицованное инкерманским камнем. Купол поддерживался стропилами из литой стали общим весом 52,4 тонны. На крыше здания имелась небольшая площадка для осмотра города и окрестностей.

3 сентября Ф. А. Рубо приступил к подвеске картины и установке предметного плана. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» открылась 14 мая 1905 года. Размер картины составлял 14 на 115 метров, натурные макеты занимали площадь 900 квадратных метров. Стоимость здания оценивалась в 115 000 рублей, картины – 85 000 рублей. Картина была укреплена на специальных подвесах и не прикасалась к стене. Свет поступал через большое кольцевое окно в крыше и отражался на картину полотняным рефлектором, укрепленным под потолком. Нижним краем картина сливалась с предметным планом, доходившим до подножия смотровой площадки, расположенной в центре помещения. На предметном плане Рубо поместил натуральные пушки, ядра, укрепления, макеты сооружений, фигуры людей.

Цензура добровольная и не очень

Весной 1909 года Франц Алексеевич узнал, что, по желанию императора Николая II, его севастопольскую Панораму свернули, с тем чтобы доставить на просмотр в Петербург.

Для временной установки масштабного живописного произведения неподалеку от Зимнего дворца, на Марсовом поле, специально отстроили деревянный павильон. Рубо следовало восстановить живопись в местах, поврежденных во время перевозки Панорамы, и списать холст с предметным планом. Кроме того, по строжайшему требованию императора художника обязали внести в композицию некоторые изменения. В частности, заменить фигуру командующего эскадрой, главного командира порта, военного губернатора города Павла Степановича Нахимова (по причине ее несоответствия «высочайше одобренным и установившимся официальным понятиям») изображением генерала от артиллерии, князя Михаила Дмитриевича Горчакова, а также исключить портретный показ рядовых солдат и матросов. Рубо в категорической форме отказался. Но в дальнейшем ему всё же пришлось пойти на компромисс – закрыть фигуру П. С. Нахимова облаком порохового дыма.

Для внесения корректив и реставрации Панорамы художник, как и следовало ожидать, призвал на помощь учеников своей академической мастерской. И тогда Митрофан Греков, а вернее Митрофан Мартышенко (на тот момент художник еще не был Грековым, его родители поженились позже, вследствие чего будущий великий баталист и изменил фамилию), к которому учитель относился с особым расположением, внес свою маленькую лепту в эпохальное творение.

Правки и коррективы

Когда Панорама по возвращении из Петербурга второй раз устанавливалась в павильоне на Историческом бульваре, оказалось, что необходимо вырезать большой кусок холста с осыпавшимся красочным слоем и заменить его вновь написанным фрагментом. Помня добросовестность и искренний интерес, проявленный учениками батальной мастерской, Рубо вновь прибегает к их помощи. В Севастополь приезжают Авилов, Безродный, Добрынин, Ахикьян, Лучуна и, конечно же, Мартыщенко. В этот раз молодые баталисты на только прорабатывают большие куски на возобновляемом полотне, но и самостоятельно вписывают отдельные детали в жанровую часть картины.

В 1926 году член Ассоциации художников революционной России, создатель и вдохновитель Новочеркасского филиала Общества молодежи АХРР Митрофан Борисович Греков поднял вопрос о необходимости реставрации панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.». Митрофан Борисович направил вернувшемуся на родину, в Германию, Францу Алексеевичу Рубо письмо с просьбой приехать в Советский Союз. Рубо отказался. «Я стар и болен, - мотивировал он свой ответ, - к тому же недавно пережил смерть любимой дочери…» Франц Алексеевич благодарил за приглашение и выражал надежду, что столь достойный его ученик, каким был Греков, и сам прекрасно справится с этой работой. Реставрация под руководством М. Б. Грекова прошла успешно. Рубо наверняка остался бы доволен, увидев, что облако, почти двадцать лет скрывавшее фигуру Н. С. Нахимова, рассеялось – Греков восстановил фигуру выдающегося русского флотоводца на прежнем месте. Действия матросов-комендоров и солдат на переднем плане прописали более четко.

По образу и подобию

В начале 30-х годов в ознаменование пятнадцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции было решено соорудить восемь крупных художественных агитационно-пропагандистских панорам-диорам. Руководство работой возлагалось на народного комиссара просвещения А. С. Бубнова. Воплощение идеи поручалось Союзу советских художников.

Адъютант командующего Первой конной армией С. М. Буденного генерал П. П. Зеленский утверждал, что мысль о сооружении советской панорамы впервые зародилась у командиров и бойцов Красной Армии еще тогда, когда они, сбросив войска Врангеля в Черное море, впервые увидели севастопольскую Панораму Рубо. Зеленский вспоминал: «Было это в половине ноября 1920 года. Члены РВС Первой Конной в легковой машине под прикрытием броневика прибыли в только что занятый передовыми частями Севастополь. После того, как Ворошилов и Буденный приняли участие в заседании созданного в освобожденном городе Ревкома, они решили осмотреть Панораму. Зрелище Панорамы произвело на всех огромное впечатление. Ворошилов сказал: «Как замечательно Рубо изобразил историческое событие! Будет время, и наши художники так же увековечат героизм восставших масс в художественной панораме исторических боев на Перекопе».

23 ноября 1934 года Греков получил удостоверение в том, что он командируется в Симферополь – Армянск – Чонгар для работы над панорамой «Бои за овладение Крымом».

По пути в Крым художники панорамной группы, возглавляемой Грековым, горячо обсуждали цель своей поездки – создание достойного памятника героям Перекопа, первой советской панорамы, которая должна стать «не хуже, а лучше, чем у Рубо». Об этом же говорили при встрече с Самокишем в Симферополе. Но с Рубо конкурировать было трудно. Все это единогласно признавали и потому решили: прежде чем отправиться на Перекоп и приступить к работе, следует съездить в легендарный город и осмотреть легендарную Панораму. Греков этой поездки не выдержал. Слишком сильным потрясением и, увы, последним впечатлением оказалась для Грекова встреча с Панорамой всей его жизни. Наверное, ее он любил больше самого себя.

С риском для жизни

С началом Великой Отечественной войны и обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. работа Панорамы не прекратилась. Она тоже боролась с фашистами. По-своему. Поддерживала в защитниках города боевой дух, веру в победу. Всматриваясь в полотно Рубо, правнуки нахимовских матросов находили в себе тот же источник несокрушимой силы, что когда-то помог выстоять их предкам.

Но положение в осажденном городе становилось всё хуже. Налеты вражеской авиации учащались, артиллерийский обстрел усиливался. Надо было что-то делать…

Из воспоминаний бывшего секретаря Севастопольского горкома ВКП(б) Б. А. Борисова известно, что, когда встал вопрос об эвакуации полотна, сформировали специальную комиссию. Но выводы специалистов оказались неутешительны – снятие и транспортировка могли погубить полотно. Поэтому решили ждать до последнего, однако усилили меры противопожарной безопасности. Но, увы, это не помогло.

25 июня 1942 г. пять самолетов Ю-87, спикировав, сбросили бомбы на Панораму. Здание Панорамы загорелось. Пришлось действовать сообразно с обстоятельствами, спонтанно.

«Большая часть полотна была сорвана взрывами со стены и лежала на полу... Потолок горел. Краснофлотцы тт. Волович, Маметов и Каверин, младший сержант Шек, краснофлотец товарищ Мещеряков и другие самоотверженно спасали картину. Краснофлотцы сворачивали драгоценную, сухую, как порох, материю в трубку и выносили из пылающего здания... Потолок начал с треском обваливаться. Все покинули здание. Но на стене еще оставалась часть неубранной картины. Тогда младший сержант товарищ Шек бросился в огонь и ценой огромных усилий спас еще одну часть картины», - писала газета «Красный черноморец».

При спасении художественное полотно разрезали на части. Удалось спасти 86 фрагментов – 2/3 картины, на лидере эсминцев «Ташкент» их вывезли в Новороссийск, впоследствии доставили в Новосибирск и Москву.

Вопрос о восстановлении Панорамы встал сразу же поле окончания войны. Причем речь шла именно о восстановлении, реставрация была невозможна из-за катастрофических утрат. По сути, пришлось создавать новую Панораму на основе сохранившихся фрагментов, авторских эскизов и фотографий.

Во главе творческого коллектива, которому предстояло вернуть к жизни шедевр Ф. А. Рубо, стал народный художник РСФСР, академик В. Н. Яковлев (1893-1953). В 1953 году, после смерти В. Н. Яковлева, коллектив возглавил народный художник РСФСР, академик П. П. Соколов-Скаля (1899-1961).

Крик о помощи с последствиями

И вот наступило время снова вспомнить о знаменитой Панораме. Об этом говорится в недавнем послании «Общества охраны природы, прав человека и исторического наследия». Письмо отправлено на самый верх, президенту.

На интернет-ресурсах этот «крик о помощи» уже зацитировали до дыр: «Общественники приняли участие в освидетельствовании технического состояния ливневой канализации, пожарной системы и крыши здания Панорамы. Эпическое полотно, представляющее собой объект государственного значения и имеющее огромную историческую важность, находится в состоянии, не соответствующем требованиям сохранности. Все системы, которые должны служить единственной цели – сохранности полотна Панорамы, – находятся в аварийном состоянии».

По данным общественников, прозрачная сферическая крыша здания находится в аварийном состоянии, создавая постоянную угрозу протекания. Кровельная ливнесточная система, расположенная внутри здания в непосредственной близости от полотна, состоит из старых чугунных труб, многие из которых треснули, протекают, а некоторые обернуты полиэтиленовой пленкой. Кроме того, противопожарная система устарела и заполнена грязной технической водой. Авторы письма уверены, что в случае срабатывания сигнализации полотно будет полностью утрачено.

Слова свои инициативная группа подтвердила рядом видеороликов. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть…

«Всё это требует немедленного вмешательства в преддверии осенних дождей и заморозков, так как существует реальная, вопиющая угроза сохранности уникального художественного полотна, для спасения оригинала которого в военное время люди рисковали жизнью. Необходимо срочно провести ремонтные работы и сделать это на уровне XXI века», – призывают нашего президента севастопольцы.

Письмо подписали руководитель социально ориентированной региональной общественной организации «Севастопольское общество охраны природы, прав человека и исторического наследия» Валентин Шестак и директор севастопольского Дома природы Инна Попова.

Однако директор Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Николай Мусиенко в текущем положении дел вверенной ему Панорамы ничего страшного не видит.

«К сожалению, некоторые СМИ считают, что самая хорошая новость – это плохая новость. Я так не считаю. Я своему информационно-издательскому отделу запретил давать негативную информацию», – цитирует музейщика издание «Новый Севастополь».

По словам Мусиенко, паниковать не стоит - в недалеком будущем здание будет капитально отремонтировано. Работы обойдутся в 255 миллионов рублей. Причем Панорама будет отреставрирована вместе с Историческим бульваром. Вся необходимая документация на проведение реставрационных работ уже подготовлена и направлена в Главгосэкспертизу.

«Думаю, что к этим работам мы приступим в 2018 и 2019 годах. Нами проведены предварительные переговоры с дирекцией строительства при Министерстве культуры РФ с таким расчетом, чтобы при реставрации здания Панорамы оно ни в коем случае не закрывалось для посетителей», – рассказал Мусиенко.

Перспективы, конечно, радуют. Однако с учетом этих данных Панораме таки придется поднапрячься и выдержать еще одну или даже две порции осенних, а вслед за ними и весенних дождей, а также зимних снегов, ветров и морозов. Хотелось бы верить, что выдержит. Ведь, что касается самого творения Франца Рубо, то, по словам директора музея, о его реставрации речи пока не идет. В свое время Рубо, Греков, а потом академики Яковлев и Соколов-Скаля потрудились на славу.

Сюжет:

"Прямая линия" Путина 2016

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: Нужна ли России Панорама Севастополя?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру