Теракты в Сирии осуществлялись руками крымских экстремистов

Более 80 крымских татар воевали в Сирии на стороне запрещенного в России «Исламского государства»

В распоряжении крымской редакции «МК» оказалась информация, свидетельствующая об активном участии сравнительно большого числа жителей полуострова в вооруженном противостоянии в Сирийской арабской республике на стороне террористических организаций. Все они фигурируют в 16 уголовных делах, возбужденных за участие в деятельности незаконных вооруженных формирований международной террористической организации «Исламское государство», а также за публичные призывы в Интернете к осуществлению экстремистской деятельности.

Более 80 крымских татар воевали в Сирии на стороне запрещенного в России «Исламского государства»

Добровольцы из Симферополя, Киева и Донецка

С самого начала военного конфликта в САР на Ближний Восток стали стягиваться граждане Украины, для которых в социальных сетях даже были размещены рекомендации о том, как правильно оформить документы, каким маршрутом лучше добраться и как вступить в ряды незаконных вооруженных формирований МТО «Исламское государство».

Известно, что до 2014 года эти граждане выезжали в основном из Киева, Донецка и Симферополя, прибывали в Стамбул, а затем нелегально пересекали турецко-сирийскую границу. Уже на территории Сирии, пройдя огневую и физическую подготовку, они вступали в ряды незаконных вооруженных формирований запрещенного «Исламского государства».

Еще в 2012 году в Сирии был создан так называемый «Крымский дом», входивший в состав незаконного вооруженного формирования «Джейш аль-Мухаджир валь-Ансар», действовавшего в интересах МТО «Исламское государство».

«Деятельность «Крымского дома» организовал 43-летний житель Республики Крым Керим Билялов, также известный как «Абдуль-Керим Крымский», являвшийся заместителем руководителя «Джейш аль-Мухаджир валь - Ансар», - сообщила «МК» источник в правоохранительных органах. - Так называемый «Крымский дом» состоял преимущественно из крымских татар и выходцев из Чеченской Республики. В 2013 году его численность достигала порядка 150-200 человек. А базировалось подразделение в пригороде города Алеппо».

Организатор "Крымского дома" Керим Билялов (в центре)

От уничтожения больницы до карательных операций на Донбассе

Надо сказать, что боевого опыта и военной подготовки у крымских татар, входивших в состав «Крымского дома», не было, поэтому добровольцев использовали преимущественно на подсобных работах и для оказания боевикам медицинской помощи. Также они использовались при штурмах позиций правительственных войск Сирии в качестве «пушечного мяса». Из них формировали передовые отряды, за которыми продвигались основные силы боевиков вооруженных формирований «Исламского государства».

Наибольшую «известность» так называемому «Крымскому дому» принес террористический акт, совершенный в апреле 2013 года, в ходе которого террорист-смертник по имени «Рамазан» (предположительно, Рамазан Мухтаров 1971 года рождения) подорвал грузовик с 7 тоннами тротила, врезавшись в здание больницы «Аль-Кинди» в Алеппо, где базировались правительственные войска Сирии.

Жертвами теракта, по разным данным, стали от 39 до 70 человек, более 100 получили ранения. Среди погибших — врачи, беженцы, женщины, дети...

Постепенно, уже к весне 2015 года численность так называемого «Крымского дома» значительно снизилась - до нескольких десятков человек, в связи с потерями в ходе боевых действий, а также возвращением на Украину. В конце 2014 года части крымских татар отправились в «зону АТО», где приняли участие в вооруженном конфликте на стороне украинских националистических «карательных батальонов».

К участию в терактах привлекались совсем юнцы

Раскол и распад

Отсутствие боевого опыта крымских татар, входивших в ряды «Крымского дома», компенсировалось навыками чеченских боевиков — они, как правило, занимали ведущие роли в этой группировке. Однако летом 2015 года в связи с возникшим конфликтом с чеченцами часть крымских татар откололась от так называемого «Крымского дома». В последующем ими был создан «Крымский джамаат», лидером которого выступил еще один человек по имени «Рамазан» - этот якобы, по данным спецслужб, таджик по национальности, но точные данные о нем неизвестны.

Осенью 2015 г. члены «Крымского джамаата» присягнули на верность сирийскому отделению международной террористической организации «Аль-Каида». Вместе с тем через год, осенью 2016 года, джихадистский информационный центр «Шам центр» объявил о создании в составе группировки «Джебхат Фатех аль-Шам» (ранее «Джабхат Аль-Нусра») отряда «Ибаду ар-рахман», состоящего из чеченских и турецких исламистов. Лидером данного отряда также выступил тот самый «Рамазан».

«С октября 2016 года какая-либо информация о так называемом «Крымском доме» и «Крымском джамаате» отсутствует, что может свидетельствовать о прекращении их деятельности, - сообщает источник в правоохранительных органах. - Кроме того, в конце 2015 года правоохранителями был не допущен выезд в Сирию гражданина, которого завербовали идеологи террористической организации посредством общения через интернет-мессенджеры».

Психологические приемы

Социальные сети в Интернете весьма помогли террористам привлечь на свою сторону добровольцев из Украины, в том числе из тогда еще украинского Крыма. Но и они же отчасти помогли спецслужбам выявить аккаунты всех нынешних фигурантов уголовных дел.

За три года, с 2014-го по 2017-й, установлено 98 жителей Республики Крым, которые выехали в Ближневосточный регион для того, чтобы принять участие в вооруженном конфликте на стороне незаконных вооруженных формирований международной террористической организации «Исламское государство».

В основном все они общались со своими кураторами через социальные сети «Вконтакте», «Одноклассники», «Фейсбук». Причем, делали это настолько грамотно, что самих идеологов привлечь к ответственности практически невозможно: «геббельсы» ИГ лишь подталкивали своих собеседников к принятию самостоятельного решения, не выдвигая прямых предложений.

Также модераторы «джихадистских» сайтов публикуют пропагандистские материалы, размещенные в Интернете непосредственными участниками вооруженного конфликта в Сирии и освещающие как боевые действия и борьбу с «неверными», так и вполне мирные события.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 4 октября 2017

Заголовок в газете: "Крымский дом" террористов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру