Петрович с "Каракатицы": как русские подлодки обеспечивали порядок в Черном море

Легендарному балаклавскому ветерану подводного ракетоносца 25 августа исполнилось 85 лет

Без малого 15 лет Василий Петрович Мельничук прослужил на подводных лодках С-280, С-154, С-187, С-163, С-164 командиром группы движения и электромеханической боевой части. 

Легендарному балаклавскому ветерану подводного ракетоносца 25 августа исполнилось 85 лет

   Попал Мельничук на лодку С-70, которая в тот момент готовилась в первую автономку. Так что первая встреча с лодкой была недолгой. Командованием принято решение срочно готовить командиров моторных групп для пополнения экипажей новых подводных лодок. Тогда быстрыми темпами строились лодки 613-го проекта. После четвертого курса расписали механиков на две новые лодки. Одна в Сормово строилась, другая в - Северодвинске. Мельничук оказался в Сормово на заводе, где лодки строило более 30 тыс. работников. Ознакомились с процессом закладки новой лодки, побывали в цехе, где одновременно строились 12 подводных лодок. Первая готовилась к спуску на воду, двенадцатая только закладывалась. Конвейер. Краткий отпуск и завершающий пятый курс «Голландии».

Первая подлодка

Это был третий выпуск училища, так как в Севастополь ранее третьекурсников и четверокурсников заранее для дообучения прислали из других училищ. 28 февраля 1958 года первому набору «Голландии» вручили лейтенантские погоны и отправили на действующие лодки. Мельничук попал на Балтику. Он уже был женат и сына растил. Но на Балтику сам попросился. Там он прослужил до 1967 г. Был у него в 1966 году выход в Атлантику на С-163. Боевая служба шла по плану, как вышел из строя левый дизель. Лодка находилась в режиме зарядки батареи на перископной глубине (РДП). Пришлось отключить один цилиндр, чтобы сохранить средний ход в надводном положении. Правый дизель так же дал сбой – потек масляный холодильник. Течь обнаружили в самом труднодоступном месте дизельного отсека. Двое суток мотористы исправляли поломку. Мельничуку пришлось лично молотковым паяльников запаивать медную трубку холодильника. Оставшиеся тридцать суток похода прошли благополучно. Задачи боевой службы были выполнены в полном объеме.

А в мае 1967-го Мельничук получил назначение на должность командира БЧ-5 на ракетную лодку 665-го проекта, которая в народе получила прозвище «Каракатица». Она представляла собой модернизацию лодки 613-го проекта, но вооружена была четырьмя крылатыми ракетами П-5. Начал Василий Петрович документы и дела принимать, а тут команда: «Срочно готовиться к передислокации»! Куда – неизвестно.

Большой переход

Сначала лодку перегнали в Кронштадт, и стала она в плавучий док. Командир ничего не объясняет, тайну военную хранит. Толи в Северодвинск готовят лодку вести, толи еще куда. Ночью 22 июня 1967 г. лодка вышла из Ленинграда. Ладожское озеро прошли, Онежское. И… пошли на юг внутренним путем. Буксиры работали почти круглосуточно до самого Азовского моря. Док освободился от лодки и ушел за следующей лодкой. А на «Каракатицу» прибыл большой десант специалистов. Запустили дизеля, и лодка пошла в Черное море.

Но в Керченском проливе катер отсемафорил, что нужно пройти проверку. Шлюпку к подводной лодке прислали. Командир лодки дает приказ Мельничуку: «Василий Петрович, бери бутылку спирта и банку тараньки, консервы получше прихвати. Не забудь совсекретный журнал. Иди и беседуй с проверяющими до тех пор, пока они не запишут в журнал, что у нас все в норме»! И только после успешного окончания беседы на лодке запустили дизеля, и дошли на них до Балаклавы. И стала лодка у второго причала.

Цель перехода ракетоносца командование объяснило позже. На Балктике стрелять ракетами было проблематично. Полигона для ракетных стрельб нет. Да и соседние государства категорически были против таких испытаний. А в Либаве таких лодок уже четыре было. Вот эту лодку первой и отправили на Черное море. Проблемы с материальной частью начались еще на переходе. Батареи стали кипеть, газ выделять. Мельничук предложил зарядный ток уменьшить.

Приехал начальник штаба флота, спустился в лодку. Пообщался со специалистами и решил. Что лодку нужно ставить в ремонт. А прежде, еще в ноябре, нужно заменить аккумуляторные батареи. На торпедных лодках было две батареи на 512 элементов, то лодка ракетная имела три батареи, потому что на этой лодке не 7, а 8 отсеков. В марте 1968-го лодку поставили в 13-й завод для ремонта. После ремонта – стрельбы. Вышли на полигон. Четыре часа хода в подводном положении на заданной глубине. Командир лодки: «Срочное всплытие»! Воздухом высокого давления продуваются цистерны основного балласта, лодка пробкой на поверхность вылетает. Ракетчики дают залп. Через 30 минут телефонограмма приходит из штаба: «Благодарю за службу. Стрельба - отлично».

Василий Петрович считает, что служба была не легкой, но со всеми своими обязанностями он стравлялся отлично. Но годы брали свое. Медкомиссия флота признала капитана третьего ранга негодным к службе в плавсоставе. Годен на берегу вне строя. Вызывают в отдел кадров. Старший офицер и говорит: «Мельничук, у тебя отличные характеристики. Есть в Балаклаве зарядовая станция, старя лодка, используемая для экономии моторесурса дизелей боевых лодок при зарядке батарей. Пойдешь ею руководить. Но как только будет хорошая должность освобождаться, я тебя не забуду». Мельничук согласился, хотя и понимал, что предложенная должность соответствует званию капитан-лейтенанта.

Пора в строители идти!

В 1974 году вызывают в отдел кадров и предлагают в Поти должность начальника технического отделения. Или должность главного механика строительной организации в Партените, где строился санаторий министерства обоpоны. Вспомнил Мельничук Поти, куда он в молодые годы за пополнением личного состава ездил. Отказался от Кавказа. Так и пошло в стройуправление флота представление на механика-подводника в качестве строителя Партенита. Вызывает начальник стройупра: «Мельничук, а ты справишься? Хозяйство большое и сложное». Василий сразу ответил: «Товарищ полковник, на лодке справлялся и тут справлюсь»!

Поехал Мельничук на собеседование во Фрунзенское. Начальника не было на месте, но главный инженер побеседовал и принял его как главного механика. Через три месяца службы в новой должности Василий Петрович получил звание капитана второго ранга. Что под водой не выслужил, то наверстал на стройке. Вот такие дела! В бригаде подводных лодок может быть только один капитан второго ранга, заместитель командира. На всю дивизию всего четыре капитана второго ранга полагалось. Потому и бывшие сослуживцы, увидев Мельничука в Балаклаве с новыми погонами, были очень удивлены.

А потом начались интересные времена и у строителей. В срочном порядке строительная часть из Фрунзенского перебазировалась под Саки на строительство объекта «НИТКА» (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) для палубной авиации. За 1977 год построили трехэтажное общежитие на 250 человек. Но основные силы были брошены на строительство летного комплекса. В обязанности Мельничука входи обеспечение стройки электроэнергией и водой. При рытье котлованов пришлось уйти ниже уровня моря, морская вода стала поступать на стройплощадку. Очень сложно было воду откачивать. Но справлялись. А еще завод железобетонных изделий построили. Уж очень много бетона требовалось для объекта. Службу Мельничук покинул в 1981 году. В 1982 году введён в эксплуатацию тренажёрный комплекс палубной авиации 23-го испытательного полигона. Летчики получили отличный тренажер для взлета и посадки палубной авиации.

На гражданке Василий Петрович успел поработать в Балаклавской бухте на нефтемусоросборщике, за экологическую чистоту побороться. С декабря 1981 года по декабрь 2007 года бухты чистил. После развала Советского Союза МУС (мусороуборочное судно) перевели в Южную бухту. Поработал и там в должности старшего механика. Вплоть до списания судна и сдачи его в металлолом.

Василий Петрович очень любит Балаклаву, где и по сей день проживает с семьей.

Из досье «МК»

Василий Мельничук родился 25.08.1932 в селе Вишневом Хмельницкой области. До войны успел окончить только 1 класс, так что оканчивать школу уже пришлось «в возрасте». Летом 52-го получил повестку и после медкомиссии – направление в военно-морское училище. Оказался в первом наборе легендарной севастопольской «Голландии».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 23 августа 2017

Заголовок в газете: Петрович с "Каракатицы"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру