Легенда Крыма: единственный в мире сельский трамвай

В евпаторийском селе Молочное к морю можно доехать на немецких "готах"

Ток в провода этой уникальной трамвайной линии дали более четверти века назад. Маршрут протяженностью в 1,5 км всегда был неизменным - с одной остановкой, конечной. И это "электрическое чудо" в Крыму появилось благодаря мечте и усилиям женщины.

В евпаторийском селе Молочное к морю можно доехать на немецких "готах"

    - Меня долго не отпускали на пенсию, - бодро, но все же с грустными нотками в голосе рассказывает "МК в Крыму" Татьяна Чистякова, руководившая пансионатом "Береговой" с 1970 года. – Мне ведь уже 76 лет, а акционеры наши боялись, что без меня не справятся. Ну вот наконец-то и передала управление в руки молодых. Конечно, все равно беспокоят – нужны мои советы и консультации, ну и я не могла ни навестить свой любимый трамвайчик у родной здравницы. 

     Маршрут самого короткого трамвайного пути в мире начинается на окраине села Молочное, у ворот пансионата и заканчивается у моря, на песочном пляже. И это не какой-нибудь аттракцион в трамвайных декорациях для отдыхающих. Здесь все всерьез, по-настоящему: запах пропитанных гудроном шпал, искры контактной линии, кондуктор… Трамвайная линия в 10 км от Евпатории – реально действующая система общественного электротранспорта со своим депо, подстанцией, посадочными платформами и проездными билетами.

Татьяна Ивановна и ее трамвайчик

Мечты сбываются

    5-минутный проезд без остановок превращается в короткое романтическое путешествие с сюрреалистическими ощущениями: типичный стук колес и дребезжание старого трамвая, а за окном – степной пейзаж с безграничной пустотой и гигантские телескопы Центра дальней космической связи. Немецкий трамвай в крымской степи – проект из разряда фантастических, который реализован и своим существованием удивляет всех неравнодушных людей. И трамвайное движение в нетипичной для городского транспорта местности организовала женщина, причем в то время, когда в больших городах Советского Союза  трамвай вытесняли с улиц на задворки истории.

    - Это была моя заветная мечта, но много лет я не знала, как подступиться к ее осуществлению, - вспоминает Татьяна Ивановна. -  Наш пансионат рассчитан на 450 человек, и подвозить людей к морю на автобусах ЛАЗ всегда было неудобно: в салоне жарко и тесно. А строить ближе его нельзя было по объективным причинам: зимой озера разливаются и все вокруг затапливает. Я искала какой-то более удобный транспортный вариант для наших отдыхающих. И случай в 1987-м свел меня с представителями Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги. После трагических событий на Чернобыльской АЭС они искали пансионат, куда можно было бы вывозить на оздоровление своих работников из загрязненной зоны. Но у нас же лишних путевок не было, пришлось договариваться с ними о долевом участии в развитии "Берегового". Так и вышли на совместное решение транспортного вопроса. Сначала думали о дрезине, но она работает на бензине, и это бы наносило ущерб экологии, вокруг же озера  с целебными грязями. А трамвай – самый безвредный для природы вид транспорта. Мы сделали расчеты и составили смету, которую я поехала утверждать в Крымское областное управление сельского хозяйства. Начальник управления Григорий Мартынец смеялся надо мной: "Да ты что, Татьяна?! Как это трамвай в селе? Да не реально это!" Там настолько несерьезно, с улыбкой, восприняли наш проект, что все документы мне подписали!

  Весной 1989 года специалисты из Коростеня проложили трамвайный путь к морю, купили три стареньких немецких вагона "Gotha" у Евпаторийского трамвайного управления и с открытием курортного сезона началось регулярное движение. Примечательно, что именно в это время впервые пустили трамвай и в мексиканской Гвадалахаре: эти трамвайные системы – ровесницы. Проезд стоил всего 5 копеек, а сегодня – 11 рублей. 

  - "Зайцев" ловить мне ни разу не доводилось, - говорит кондуктор Людмила Костюк. – Все туристы стараются приобрести билеты на память о проезде в нашем трамвае, а всех местных я знаю в лицо и по именам, поэтому у меня не пошалишь. Хотя мальчишки, иногда пытаются.

Конечная остановка у самого моря

   В разгар сезона трамвай выполняет за день 30 рейсов и перевозит более 3 тысяч пассажиров. 50-летние вагоны-старички выдерживают эту нагрузку.

 -  Немецкое качество! - поясняет не без гордости за "готу" главный энергетик системы и вагоновожатый Александр Семенченко. – Днище до сих пор без признаков коррозии, а когда электрику вскрываешь – заводские провода, как новые. Так как травмвай ходит по одной линии туда и обратно, то два моторных вагона соединили, чтобы можно было ходить в обе стороны без разворота. Они  в Евпаторию поставлялись с 54-го по 57-й год. На таких же я работал на городских линиях с 1980-го по 1985 год., а сейчас я в трамвайном управлении работаю электромонтером тяговых подстанций. А сюда меня пригласили поддерживать вагоны в рабочем состоянии, и я еще их вожу. Работаю посменно: день в Евпатории, день – здесь.

Вагоновожатый Александр Семенченко

     Трамвайное движение в селе всегда поддерживалось только благодаря энтузиазму Татьяны Ивановны. За четверть века истории сельского трамвая она стала настоящим экспертом: знает об устройстве пантографа и стрелочного механизма, кто их может наладить и где достать на замену шпалы.  

   От местных же помощи особой не было, только проблемы: то медный провод с линии срежут, то голубые ели срубят в парке пансионата. А ведь до того как появился этот зеленый оазис с асфальтированной дорогой к морю, вокруг деревеньки была голая степь. Сейчас даже трамвайный путь под охраной, ведь ради него в Молочное специально приезжают люди из Ассоциации трамвайных клубов Швейцарии, Германии и Чехии.  - Взрослые мужики, а радуются трамваю как дети, - улыбается Татьяна Ивановна. – Гладят его, целуют, фотографируются.

"Готская" история в Молочном 

   Трамвайная линия в Молочном – это действующая система общественного электротранспорта со своим депо, подстанцией, посадочными платформами и проездными билетами, которой уже четверть века принадлежат два мировых достижения. Это самая короткая трамвайная линия на планете – всего 1800 м (в Волчанске Свердловской обл., который претендует на прописку в Книге рекордов Гиннеса как самый маленький город в мире, где есть своё трамвайное движение – 7500 м), и единственная построенная в сельской местности. А позже к достижениям этих «готов» добавилось и еще одно «всесоюзное» достижение – сегодня это самые старые узкоколейные трамвайные вагоны, которые находятся в эксплуатации на просторах СНГ ( а возможно и в мире). Два моторных вагона разных типов в одной сцепке: "Gotha – Т57" с двухсторонним выходом и "Gotha – Т59Е" с дверями на одной стороне выпущены в 1957 и 1959 гг. на заводе города Гота (ГДР) и работают уже более полувека!

   По словам инженера Александра Семенченко, который обслуживает эти раритеты, на постсоветском пространстве уже не осталось подобных  "готов" в рабочем состоянии:

 - Пять таких же до недавнего времени еще работали на линиях в Евпатории, но они уже реставрировались с заменой деталей и модернизацией некоторых узлов, а у этих все осталось, как и было.

   Особую ценность для коллекционеров проездных билетов представляет и талончик, серию которых каждый год с учетом изменения цены печатали в Новой Каховке. Нигде больше в мире нет сельских билетов для электротранспорта — только в Молочном! И в сезоне-2014 использовалась последняя "украинская" серия, но уже с рублевой надпечаткой. А потом появились и первые российские талончики для сельского трамвая. Самым знаменитым пассажиром является – Олег Иванович Янковский. Его персонаж – писатель Оди Атрагон "катался" здесь в фильме "Терра инкогнито" (1994)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру