Как советские подводники держали американцев в рамках приличия

Севастопольский ветеран, капитан 2 ранга Николай Решетников поделился воспоминаниями об автономках и стрельбе из подводного положения

Решетников оказался командиром группы на К99, которая проходила госиспытания. Николай был в экипаже самым молодым. Все имели годы службы на торпедных лодках, а Николай был единственным ракетчиком по образованию. Поступал он в училище на штурманский факультет, но сразу же перешел на факультет ракетный... 

Севастопольский ветеран, капитан 2 ранга Николай Решетников поделился воспоминаниями об автономках и стрельбе из подводного положения

В 1956 году военкомат призвал 19-летнего парня на срочную службу.  И попал он в команду подводников. Эшелоном молодое пополнение отправили во Владивосток. После медкомиссии Николай оказался в 51-м учебном отряде подводного плавания Тихоокеанского флота.

Вперед, под воду!

Так началась морская служба матроса Решетникова. Стал Николай торпедистом. Служба шла отлично. Но тут военкомат телеграммой вызывает домой. Мама при смерти. Десять дней отпуска пролетели незаметно. Мама ушла тихо. Отец остался с шестерыми детьми. Николай понимал, что ему не светит получение высшего образования. Но в роте матрос Решетников на хорошем счету, и командир  предложил ему поступать в военно-морское училище, или в Ленинград, или в Ригу.

В 1957-м Николай Решетником успешно сдал вступительные экзамены в Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола.  С отличием закончил его в 1961 году. Был комсоргом роты, вступил в партию. На стажировку по личной просьбе попал на Тихоокеанский флот в 29-ю дивизию на ракетный крейсер стратегического назначения К129. Стажировка прошла удачно с выходом на практическую стрельбу. Решетникову предложили после получения лейтенантских погон вернуться на эту лодку командиром группы БЧ-2. Заманчивое предложение. Но Николай отказался от него. У выпускника-отличника было право выбора. Но его сразу после выпуска оставили в училище оформлять личные дела выпускников-однокашников. Командовал училищем Герой Советского Союза Николай Египко. И только в декабре молодой офицер прибыл на флот. В тот год выпускников было много, а мест для службы на лодках – мало. Командир лодки К99, того же проекта, что и К129, Виктор Пятов просмотрел все личные дела лейтенантов и попросил кадровиков направить к нему Решетникова, как только тот прибудет на флот. Так Решетников оказался командиром группы на К99, которая проходила госиспытания. Николай был в экипаже самым молодым. Все имели годы службы на торпедных лодках, а Николай был единственным ракетчиком по образованию. Поступал он в училище на штурманский факультет, но сразу же перешел на факультет ракетный. Но и в штурманском деле Николай поднаторел, после второго курса стал призером конкурса прокладок среди штурманов, торпедистов и ракетчиков всего училища.

На лодке К99 Решетников прослужил 10 лет с 1961 по 1971 год. Было ЧП на лодке, когда вышли из строя направляющие пусковой установки. Пусковой стол должен был подниматься на большую высоту для надводного старта. Командира БЧ-2 с должности сняли. И на полгода Решетников заменял отсутствующего командира боевой части. За шесть месяцев опыт он приобрел громадный. А потом были учебные стрельбы. Прошли они удачно. Были и боевые дежурства в конце второго года службы. Главком лично проверил лодку. Были устные похвалы, но очередное звание задерживали. В январе 1964 года Николай возвращается из отпуска, а командир лодки поздравляет его присвоением звания старшего лейтенанта и с назначением на должность командира БЧ-2. А эта должность соответствует званию капитана 2 ранга. С того момента у Николая служба пошла только на 5 баллов. И ракетные стрельбы, и любые другие задачи. И командование сменилось.

А в 1965 году лодку отправили на модернизацию.  Лодка готова была к стрельбе из подводного положения. Это совершенно новый уровень решения боевых задач.  Правительственная комиссия прошла по всей лодке, и дала оценку хорошо. Следом были учебные ракетные стрельбы. Лодка победила в конкурсе подводных ракетчиков ТОФа, и стала призером ВМФ СССР. Решетников получил грамоту главкома за эту ракетную стрельбу. Еще была 10-дневная автономка. Потом было  выполнение боевой службы, не выполненной К-129. Пора готовить документы в Академию. Комплект бумаг есть, но офицера не отпускают с лодки. Но тут для укрепления дивизии с Северного флота пришла К-36, и Николая отправляют на боевую службу на этой лодке. По настоятельной просьбе командира лодки Абраменко. Старшим на борту в этом походе был адмирал Виктор Дыгало. По традиции он занимает место в каюте старпома. Старпом уходит в каюту… кого-нибудь. Да тут еще и замполит Грешников со всеми своими книгами оказался бесквартирным. Его каюту «разведчики» заняли своей сверхсекретной аппаратурой. Решением замполита Решетникова отправили в пятый отсек в четырехместную каюту. Стрельбы провели успешно. Решетников доложил адмиралу о результатах стрельб. Но и о своей койке в четырехместном «номере» не упустил случая сообщить. Адмирал замполита вызвал. Тот радостный помчался к начальству в предвкушение похвалы за успешную стрельбу. Но адмирал его не за тем звал, и что-то ему очень интересное сказал. Пулей замполит с мостика слетел в каюту. Ни книг, ни тетрадей тот не собирал. На глазах у Решетникова все свои вещи выбросил из каюты на палубу. И сам из каюты исчез стремительней сквозняка. В тот же день адмирал переехал в двухместную каюту Решетникова: «Старпом, возвращайтесь в свои апартаменты. А я с командиром БЧ-2 побеседовать должен». Так вся автономка в 70 суток и прошла на ура!

Претендент-отличник

После автономки Решетников вернулся, когда претенденты в академию уже уехали экзамены сдавать. После 10 лет службы на К-99, после десяти ракетных стрельб (последняя стрельба в 1970 году принесла первое место по флоту и именные часы от Главкома), Николай Ильич поступает в Академию вне конкурса.

После окончания академии было много хороших предложений для продолжения службы. Но Решетников вернулся на Тихоокеанский флот. Службу продолжил в отделе ремонта и эксплуатации ракетной техники. Командование поручило заниматься лодками с крылатыми ракетами. Туда много проектов лодок попало. Пришлось кругозор расширять. Уже и атомные лодки в этот круг были включены. Пришлось знакомиться с тремя надводными ракетными крейсерами «Фокин», «Варяг», «Владивосток». С таким диапазоном интересов Решетников начал службу в четвертом управлении Тихоокеанского флота. Готовился на должность начальника отдела. Но здоровье начало пошаливать. Стал частым посетителем врачей, в госпитале со всеми перезнакомился. И решил в 1978 году перевестись в другой климатический пояс. Перевелся в Саратов на военную приемку. Врачи подтвердили правильность решения. Здоровье заставляло собой заниматься. Пришел Решетников в клуб моржей, стал обливаться и купаться в холодной воде. Клуб был очень активный, в нем занимались и молодые спортсмены, и партийные руководители, и пенсионеры. Пора, пора было и на заслуженный отдых ветерану флота уходить. А начальство не отпускает. Просит еще годик-другой послужить. Вопрос решился в госпитале. Светила медицины признали Решетникова негодным к дальнейшей службе. В 1985 году Николай Решетников стал гражданским человеком. Но еще год работал на заводе заместителем начальника штаба гражданской обороны. Оборудовал три подземных убежища.

Но тут уже жена взмолилась. К морю проситься стала. Был вариант переехать в Клайпеду. Но решили остановиться на варианте обмена квартирами с Севастополем. Так и оказалась семья Решетниковах на проспекте генерала Острякова. Николай стал севастопольцем и нашел здесь множество друзей. Среди них он упоминает соседа по дому журналиста и писателя Андрея Лубянова, общественного деятеля Владимира Стефановского, поэтессу Людмилу Подосинникову, многих других. Служба на подводном флоте кидала Николая Ильича по разным городам и весям, по разным морям и океанам. Сегодня он считает себя севастопольцем.

Из досье «МК»

Николай Решетников родился 31.03.1937 в пос. Орджоникидзевском Красноярского края. К началу 1940 года семья оказалась под Абаканом, где был построен новый сахарный завод, а при нем организована авторота. Его отец работал шофером на заводе до 1944-го, когда его призвали на фронт. Николай в 54-м окончил десятилетку и затем закончил годичные курсы при железнодорожном техникуме в Орле, и автошколу. По распределению вернулся на родину - обеспечивал радиосвязь машинистов паровозов с диспетчером.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: Подводный ракетчик

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру