Питерские умельцы восстановили уникальную крымскую мебель...

...и готовы создать реставрационный центр в республике

Работа формирует образ человека, причем не только внутренне. Питерские члены Союза реставраторов России Алексей Курочкин и Александр Шибанов, с которыми мы познакомились в Симферополе, чем-то и внешне похожи на людей позапрошлого века.

 ...и готовы создать реставрационный центр в республике

Уж не влияние ли это трудового процесса по восстановлению  изделий XIX столетия? Но этот вопрос мы не стали задавать гостям полуострова, экспертам по культурным ценностям, художникам-реставраторам высшей категории. Зато крымские гости охотно рассказали читателям «МК в Крыму» чем они занимались на полуострове,  и поделились своими творческими планами.

Помочь республике

 После исторического воссоединения Крыма с Россией герои нашего рассказа впервые попали на полуостров в июне 2015 года, когда проходила Всероссийская конференция «Культурное наследие Крыма и Севастополя». На форуме много и убедительно говорили о сохранения культурных ценностей республики.

- Лейтмотивом докладов прозвучало, что, во-первых, исторических и культурных ценностей в Крыму гораздо больше, чем в любом другом регионе Российской Федерации, а во-вторых, что квалифицированными реставраторами республика не располагает, - вспоминает Александр Шибанов. -  Вот тогда и появилась у нас мысль о создании Крымского реставрационного Центра Декоративно-прикладного искусства (ДПИ), в котором местные жители могли бы поучиться у питерских специалистов искусству реставрации. Но для начала хотелось показать на деле петербургский профессионализм и научный подход к восстановлению памятников ДПИ. Уже в сентябре 2015 года нашей фирмой «Готланд» был выигран небольшой, но довольно интересный конкурс в мемориальном музее Алексея Бекетова в Алуште.

Питерским мастерам предстояла работа со скульптурной мебелью в стиле гротов, выпускавшуюся с конца 1880-х до начала 1930-х годов венецианскими фирмами «Паули и К» и «Реми и К», которую можно отнести к числу наиболее интересных явлений в художественной культуре итальянского историзма. Эти экстравагантные предметы с динамичными формами и переливающимися поверхностями, как бы составленные из створок и обломков гигантских раковин, фигур тритонов и морских коньков, змей, звезд и мелких моллюсков, трудно отнести к какому-то определенному виду искусства. Они являются одновременно произведением мебели и декоративной пластики.

 Идентификация «гротовой» мебели по месту изготовления представляется в настоящее время весьма проблематичной: лишь немногие из этих предметов сохранили производственную маркировку, которая, возможно, сознательно уничтожалась антикварами, пытавшимися выдавать подобные вещи за старинные.

Загадки «гротовой» мебели

История эстетического восприятия и бытования этих предметов в первой половине ХХ столетия является весьма неординарной и противоречащей законам моды, она может рассматриваться как своего рода маленький культурный феномен. Пик увлечения венецианской «гротовой» мебелью пришелся на 1920-1930-е годы, время активных стилевых исканий и всплеска особого интереса  к культуре барокко во всех ее локальных проявлениях.

 - Вот такой замечательный небольшой гарнитур из коллекции алуштинского музея Алексея Бекетова переехал на время в северную столицу России для проведения реставрационных работ, - продолжает рассказ коллеги Алексей Курочкин.  - Шесть предметов мебели, а именно два кресла, два стула, диван, как бы составленный из трех кресел и столик, были подвергнуты тщательному визуальному осмотру. Выявлены многочисленные осыпи и утраты левкасного слоя. Расшатанность конструкций по сопряжениям. На диване и одном из стульев сохранилось сильно вытертое покрытие сусальным серебром. На остальных предметах гарнитура серебрения утрачено полностью до подложного слоя.

Перед началом реставрационных мероприятий с памятника были взяты микрочастицы отделочных покрытий для исследований качественного состава минеральных и органических пигментов, и металлизированного покрытия. Исследования проводились в Государственном Русском музее старшим научным сотрудником Еленой Саватеевой. Для анализа были использованы  микроскопия в отраженном неполяризированном свете, в отраженном поляризированном свете, микрохимия, гистохимия и ренген-флюоресцентный анализ.

- Первым этапом реставрации стал демонтаж качающихся подлокотников и частично ножек, соединенных с основой на крупногабаритный шуруп с прямым шлицом, - вспоминает Александр Шибанов. - Были склеены все трещины и сколы, восполнены  небольшие утраты резного декора. Места демонтированных сопряжений очищены от загрязнений и остатков старого клея, после чего была произведена склейка на столярный клей при помощи усиленных и гибких струбцин. После технологической выдержки соединения усилены шурупами (столярные работы провел реставратор Дмитрий Яковлев).

Кропотливая работа

Даже поверхностное описание химико-технологические исследований и последовательность реставрационных процессов  говорит о кропотливости, уникальности и сложности работы. Так, перед следующим этапом реставрации памятники мебели были очищены от пыли при помощи мягких кистей и пылесоса. Произведена расшивка трещин и укрепление грунта животным клеем. Восстановлен грунт в местах трещин и утрат. Поверхности раковин обработаны до гладкого состояния, при помощи скальпеля и наждачной бумаги.

Следующая операция: нанесение раствора охры при помощи кисти и ватно-марлевого тампона. После технологической выдержки трехкратное покрытие поверхности шеллаком в местах последующего покрытия серебром. После просушки двукратное покрытие поверхности глянцевым лаком.  

Затем на поверхность раковин, подготовленную под серебрение, нанесен лак мордан при помощи кисти и ватного тампона. После необходимой технологической выдержки произведено серебрение(поверхности покрыты слоем глянцевого лака с добавлением перламутровых пигментов различных оттенков, который несет функцию защиты  и тонировки).

 Последним этапом посеребренные поверхности тонированы различными художественными приемами (с использованием красителей, пигментов, шеллачного лака). Эту высокохудожественную творческую работу выполнила молодой художник-реставратор Евдокия Березанцева.

Наши питерские побратимы мечтают, чтобы  крымчане начали вливаться в благородную когорту реставраторов и в недалеком будущем своими руками смогли бы восстанавливать замечательные крымские памятники всех направлений художественной культуры. Со своей стороны питерцы готовы помочь в этом вопросе своими специалистами и преподавателями.

Между тем

-  Реставрационный центр - давняя мечта крымских музейщиков, - делится своим мнением о необходимости создания реставрационного центра в Крыму, заместитель директора по научной работе Симферопольского художественного музея Светлана Глазунова. - В каждом музее сотни экспонатов стоят в очереди на реставрацию, в Крыму специалистов можно перечесть по пальцам, столичные центры принимают по 15-17 предметов в год со всей страны. Питерское предложение интересно, но это должен быть многофункциональный центр - одного ДПИ мало - живопись, графика, металл, мрамор, монументальная живопись и тд можно привести целые списки раритетов, которые мы можем утратить в ближайшие годы, но этот центр должен создавать не частный бизнес, а государство.

Теперь главное, чтобы этим вопросом заинтересовалось крымская власть. Мы же будем информировать наших читателей о том, как будут решаться вопросы по созданию центра.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: Необходимость реставрации

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру