101 год бабушке Фене

Крымчанка разменяла вторую сотню в заботах на огороде

Феодосия Наумовна, не спеша, рассказывает о прошлом, до мельчайших подробностях вспоминая о самом важном. А я смотрю на ее уставшие натруженные руки, которые могут сказать намного больше, нежели она сама, ведь они никогда не знали покоя...

Крымчанка разменяла вторую сотню в заботах на огороде

Маленький домик на ул.Евпаторийская – здесь проживает старейшая жительница курортного города Саки Феодосия Наумовна Емельянова, недавно отметившая свой 101-й день рождения.

Деревянный заборчик, калитка, которая легко открывается. И все же я медлю: заходить по-свойски в чужие дома не принято. Но встретит ли меня сама хозяйка, возраст, как-никак, уже почтенный.

Из глубины двора уже спешит навстречу пожилая женщина – как оказалась, внучка, приехавшая из Москвы специально на бабушкин праздник. Мои опасения сбылись: Феодосия Наумовна действительно занемогла. Но, как выяснилось, вовсе не по причине болезни – переусердствовала с утра на огороде.

- Видите этот участок земли? – окидывает внучка рукой солидных размеров делянку, на которой нет ни одной травинки. – Бабушка все в порядок привела, она и по сей день покоя не знает, в огороде у нее идеальная чистота и порядок.

В огороде? В сто один год? Моему изумлению нет предела. Накануне я, подергав на своих сотках сорняки, была вынуждена отползти в спасительную тень – зверски прихватила спина. Хотя я как минимум вдвое моложе Феодосии Наумовны.

Впрочем, чему удивляться? «Гвозди бы делать из этих людей, крепче не было б в мире гвоздей», писал о таких советский поэт Николай Тихонов.

Эти слова как нельзя более точно подходят нашим бабушками дедушкам. Ведь у каждого позади – большая сложная жизнь, в которой было столько испытаний, что на десятерых бы хватило. Нам, нынешнему поколению, стоило бы поучиться у таких людей умению противостоять невзгодам, встречать каждый новый день с надеждой и, несмотря ни на что, просто радоваться тому, что тебе дано это счастье – жить.

Хрупкая пожилая женщина лежит в маленькой комнате. Увидев меня, оживляется:
- Ну, наконец-то ты пришла, дочка! Померь-ка мне давление.

Внучка перехватывает мой взгляд и тихо говорит:

- Я бабушке скорую вызвала, ждем с минуты на минуту.

- Феодосия Наумовна, я из газеты, статью буду про вас писать!

- Из газеты, говоришь? – тут же оживилась старушка. – А когда твоя статья выйдет? Ты ж не забудь мне ее принести!

Именинница, кряхтя, села на кровати, постаралась придать лицу торжественное выражение. Внучка рядом со мной незаметно смахивает слезы: ну, значит, будет жить еще бабушка, раз интереса к жизни не утратила.

Феодосия Наумовна, не спеша, рассказывает о прошлом, до мельчайших подробностях вспоминая о самом важном. А я смотрю на ее уставшие натруженные руки, которые могут сказать намного больше, нежели она сама, ведь они никогда не знали покоя. Сколько разных дел они переделали за эти сто с лишним лет!

Человек, отмечающий такую славную дату, уже сам по себе достоин стать легендой. И это не зависит от того, был ли юбиляр знаменит, совершил ли геройский поступок, создал ли нечто особо ценное. Достойно то, что он прожил большую и непростую жизнь, стал свидетелем и участником событий огромного исторического пути, пройденного наше страной.

А испытаний на долю Феодосии Наумовны выпало действительно с лихвой. Начнем с того, что родилась она в селе Клинцы Кировоградской области - за год до Великой Октябрьской социалистической революции, о которой большинство из нас знает лишь по учебникам.

Мама девочки умерла рано, и некоторое время она с сестрой жила с отцом. Но вскоре и он ушел из жизни.

Осиротевшие девочки - подростки переехали к тете - маминой сестре Евдокии Наумовне в Симферополь. Феодосия вышла замуж за хорошего парня Ивана, который увез ее в Красногвардейский район. Когда началась Великая Отечественная, в семье уже подрастали двое детей - Вера и Анатолий.

Одно из тяжелейших испытаний - оккупация Крыма гитлеровцами. Как вспоминает сегодня Феодосия Наумовна, прихода немцев никто не ожидал. Люди думали, что война будет недолгой, что наши войска уже совсем скоро выдворят врага за пределы Родины. И уж тем более никто не предполагал, что захватчики окажутся в Крыму. Поэтому никто не успел уехать, собрать свои вещи и пожитки.

А фашисты зверствовали - искали среди мирного населения коммунистов и комсомольцев, хватали их и расстреливали. Не избежал этой участи и муж Феодосии - Иван. Да и ее саму как жену комсомольца чуть не расстреляли.

Спас женщину от неминуемой гибели местный староста, который сотрудничал с партизанами, - сумел-таки уговорить нелюдей проявить акт гуманизма.

После войны, в 1947 году Феодосия с двумя детьми перебралась в Саки. Голодное и тяжелое послевоенное время она до сих пор не может вспоминать без слез.

- Еды не было, одежды тоже - люди помогали, чем могли, - рассказывает долгожительница. - Мне пришлось работать грузчиком в заготзерне, таскать мешки, которые весили больше меня. Я еле-еле их носила, но терпела, кормить детей-то надо было.

За работу с ней рассчитывались зерном, из которого она пекла детям лепешки. Непосильная работа подрывала здоровье, и вскоре молодая женщина устроилась в Сакский совхоз разнорабочей.

Шли годы, дети подрастали. Моложавую Феодосию приметил сакский паренек Захар Овсюченко, которому пришлась по душе тихая, скромная и трудолюбивая Феня. Вскоре он женился на своей возлюбленной.

Захар Емельянович оказался хорошим мужем, помогал Феодосии, вместе растили детей. А в 50-х годах решили строиться. На это ушло несколько лет, зато дом и сегодня крепко стоит на «ногах», и выдержит еще не менее полвека, нужно только крышу подлатать.

У бабушки Фени много родственников - одни живут с ней в одном городе, другие - в Москве и в Подмосковье, частенько пожилую женщину навещают соседи - Диляра и Александр Шерфединовы, которые дружат с семьей Феодосии Наумовны почти сорок лет.

В семье бабушки Фени - пять внуков, шесть правнуков и два - праправнука. Несмотря на почтенный возраст, она по-прежнему все делает сама: следит за домом, выращивает цветы, держит курочек, собаку. Ведь к любому делу она с малых лет привыкла относиться добросовестно и ответственно, с полной отдачей.

Впрочем, разве может жить иначе наше старшее поколение, которое не только с честью воевало на фронтах Великой Отечественной, но и не покладая рук, после долгожданной победы над врагом, активно восстанавливало разрушенный войной крымский полуостров.

Именно от таких людей и зависит нынешнее благополучие нашего Крыма.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: 101 год Феодосии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру