Тарахташская тропа: по плато Ай-Петри из тумана к водопаду

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края – Крым может удивлять бесконечно

Крым – не Гималаи. Даже до двух тысяч метров над уровнем моря сегодня не поднимается высшая точка полуострова. Но так было не всегда. Причудливые формы скал Ай-Петри трудно объяснить, если не вспомнить о водах древнего океана Тетис. В течение 200 миллионов лет этот участок суши то погружался в пучину, то вновь поднимался над водой. Возможно, что когда-то Ай-Петри была куда выше двух километров.

За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края – Крым может удивлять бесконечно

Так и возникло разнообразие отложения ила и гальки, известняка и глины. Впоследствии они превратились в конгломераты. Вулканы в районе Южного берега Крыма были активны 150 миллионов лет назад. Следы их деятельности можно видеть от Фороса до Судака. А легендарная гора Аю-Даг – ни что иное, как недовзорвавшийся вулкан, пузырь кипящей магмы, вспучившей земную кору. И только полтора – два миллиона лет назад стихия создала нынешний вид Ай-Петри. За этот  период вода проточила в массиве горы почти 400 карстовых полостей различной глубины и протяженности. Это - только уже найденных и исследованных. А сколько еще предстоит спелеологам обнаружить?

Экскурс в историю геологии

При абсолютной наивысшей точки Крыма горы Роман-Кош в 1545 метров,  высота Ай-Петри в 1234 метра позволяет этой горе называться одной из самых высоких на полуострове. Балаклавский турист-педагог мэтр-горнолыжник Сергей Седов и сегодня учит легко запоминать эту высоту, как последовательность целых чисел: 1,2,3,4. Для эстетики важна даже не абсолютная высота, а перепад высот от подножья горы, её подошвы, до вершины. Вот эти скальные отвесы и делают Айпетринские зубцы визитной карточкой Крыма. И только опытные туристы знают, что высшая точка Айпетринского массива, гора Рока на восточной окраине яйлы, поднимается еще на 113 метров. На яйле она малозаметна и посещаема значительно реже, чем Зубцы.

Современная автодорога от Ялты до Бахчисарая подвержена камнепадам и оползням, зимой её часто перекрывают снежные лавины. Потому и ремонт дороги ведется круглогодично. Об этом информируют многочисленные запрещающие и предупреждающие дорожные знаки. Пешие туристы имеют преимущество перед автомобилистами. Своими тропами они поднимаются на вершину в любое время года, в любую погоду.

 Сегодня, игнорируя неофициальные предупреждения о закрытом проезде на Бахчисарай, наши автомобили со стороны Ялты, преодолевая силы земного притяжения, поднялись на плато Ай-Петри. Здесь круглый год многолюдно. Похоже на массовую манифестацию любителей живой природы. Люди спешат к обрывам делать фотографии на фоне Ялты и зубцов Ай-Петри. И на фоне парапланеристов, которые парят в облаках, порой исчезая в тумане и появляясь вновь в самых неожиданных местах. Удовлетворив фотографический голод, туристы бросаются к своим сумкам и рюкзакам в поиске яблок, бутербродов, котлет и куриных ножек. Хрустят сухариками, пьют кофе и чай. А тут к ним и подкрался маленький сюрприз.

     Особая достопримечательность Ай-Петри - непредсказуемое и очень быстрое образование тумана и низких облаков при встрече воздушных масс у кромки обрывов. До 215 дней в году зубцы Ай-Петри часть суток затягивает густой туман. Погода на яйле меняется стремительно, о чем стоит помнить путникам, отправляющимся в горы. Вот и наша группа путешественников, собранная на базе севастопольского клуба закаливания и зимнего плавания «Морские котики» под руководством Аллы Грабовенко, оказалась неожиданно в облаке. Видимость на Зубцах упала до 10-20 метров. Пришлось срочно менять маршрут и уходить на восток.

И кто здесь жил?

     Археологи утверждают, что на Айпетринской яйле обитали кроманьонцы. Найдены их орудия труда 10-тысячелетней давности. Чем та братва занималась, сказать трудно. Но туристов они явно не приветствовали. В четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры здесь жили землепашцы и скотоводы. Особой гостеприимностью тоже, едва ли, отличались. Дальше – хуже. Суровый климат яйлы сказался на  заселенности её в античные времена и в средневековье. Следов поселений того периода нет. Ни гостиниц, ни канатных дорог, ни чебуречных. Обнаружены только отдельные останки строений разных времен. Но полной картины освоения яйлы в тот период так никто и не составил. Здесь проходили многочисленные тропы и дороги, по которым сообщались южнобережные поселения и степные районы Крыма. Ходили военные отряды и купеческие обозы, катились колесницы и телеги, гоняли рабов. Вполне возможно, что и Тарахташская тропа была одним из возможных путей сообщения. Есть упоминания о руинах храма Святого Петра у кромки Зубцов. По имени этого святого и поныне гора носит свое название.

      Массив Ай-Петри на юг обрывается вертикальными скальными стенами, по которым современные альпинисты проложили сотни маршрутов от первой до пятой категории трудности. В недрах массива постоянно работают спелеологи, изучая подземный мир. Спелеологические экспедиции регулярно устанавливают рекорды, но предела исследованиям пока нет. Горнолыжники с ноября и до середины марта пользуются снежными склонами Яйлы.

Из археологических загадок стоит обратить внимание на водоводный арык вдоль кромки яйлы. А так же на каменные кладки, крепиды дорог и мостов, плотин и каких-то труднообъяснимых рукотворных сооружений. Фантазируйте, Ответа вам никто не даст. На тропе можно встретить почти готовые к употреблению наконечники копий и стрел. Это естественные сколы кремневых образований. В Крыму они не являются редкостью. А на склоне Ай-Петри попадаются очень часто.

Наблюдения ботаника

Большая часть яйлы покрыта луговой и степной растительностью, но встречаются в зоне карста массивы сосны крымской и даже березы. Вот эта береза, в сочетании с кленами и липой, с сосной крымской и сосной Станкевича, создает необычный колорит яйлы. Огромные муравейники зимой спят под снежными шапками. В мае-июне обитатели этих общежитий принимаются за работу по продолжению рода, перетаскивают яйца и корм для новых поколений. А часть насекомых облётывает окрестности в поисках свежего пропитания. Вот эти эскадрильи могут доставлять туристам некоторые неприятности. Уж больно массивные летуны, и очень их много.

     В начале июня еще встречаются языки снежников в карстовых воронках на яйле. На Тарахташской тропе можно увидеть буковый лес, участки сосны крымской с примесью дуба и можжевельника колючего. Ниже по склону – сочетание можжевельников, грабинника, держидерева, фисташки туполистой, земляничника мелкоплодного. Часто встречается тис ягодный и многие виды рябины от крупноплодной до греческой. В обилии произрастают горные пионы, подснежники, ландыши, купина неопалимая. Купина (она же - ясенец) – реальная угроза здоровью туристов с открытыми частями тела.

Протяженность Тарахташской тропы составляет 3,5 километра (по другим засечкам – 5 км) при перепаде высоты в 600 метров. Подняться по ней можно в среднем темпе за четыре часа, спуститься – за два. Но это - при благоприятной погоде. Лучше с тропы не сворачивать и себя не искушать красивыми цветами. Короче: рвать, собирать, нюхать и жевать собранные травы крайне не рекомендуется. Кабы чего не вышло.

Сама тропа не дает расслабиться

Когда-то от массива Ай-Петри, когда он еще и не назывался так, откололся огромный участок склона. И поехал вниз к морю. А потом замер. Чего, дескать, вниз ехать, когда и так неплохо солнце освещает. Вот по этой трещине-разлому и прошла тропа. Уже в 19 веке активисты Кавказско-Крымского Горного клуба обустроили участок тропы. Появились ступени и перила. Сегодня уже иные ограждения и поручни встречают туристов. Иные каменные и бетонные ступени облегчают путь. Но путь тот, при любом раскладе, нужно пройти своими ногами. Хоть вверх, хоть вниз. Прошлогодняя листва и хвоя закрывают глиняный склон. После дождя легко проскользить с десяток метров на части тела, которая к тому не очень приспособленна. На тропе есть ряд «окон» и «форточек», разломов и промоин в скальном нагромождении. Осторожно выглянув, можно сделать хорошую фотографию с видом на Ялту. А можно и провести фотосессию для друзей.

Водопой и водопады

В нижней части Тарахташской тропы пешеход на спуске встречает первый обильный ручей, основной приток водопада Учан-Су. Называют его «Источник 1904 года». От него когда-то шел водопровод в Ялту. Весной при интенсивном таянии снегов, в дождливую погоду этот ручей говорлив и многоводен. Но летом в жаркую погоду по звуку ручей найти невозможно. Вода всегда прохладная и очень вкусная. Чуть ниже тропа проходит под чудесным водопадом. Туристы здесь дурачатся и купаются в одежде. Но только те, кто спускается с горы и кого ждет внизу машина с сухой сменой белья.

Еще полчаса спуска, и очередной привал путники могут сделать у верховья водопада Учан-Су на отметке в 390 метров над уровнем моря. Есть ванночка для коллективного омовения. Зимой – раздолье для «моржей». Летом в этих ванночках набираются сил все граждане, сумевшие подняться на такую высоту, или спуститься с вершины. Очередь для купания затягивается минут на 10-15. Дальше тропа ведет к одному из самых популярных в Крыму туристических объектов – водопаду Учан-Су. Его вид снизу известен всем. Он запечатлен на тысячах фотографий и в тысячах минут видеосъемки.

 Вода двумя каскадами падает с высоты почти 100 метров. Учан-Су – летящая вода, но это только одно из названий. Кремасто-Неро  - с греческого Висяча Вода. Он же, Акар-Су , с крымско-татарского - Текущая вода. Вода имеет не только эстетическое значение. Она подается в местное водохранилище в урочище Могаби, и далее поступает в водопровод Ялты. Среднегодовой дебет водопада с учетом паводка и засухи составляет 50 литров в секунду.

Посещение водопада время от времени было то совершенно бесплатным для всех туристов, то платным для большинства из них. Сегодня ценников на воротах нет. Порядок на тропе к водопаду и вывоз мусора осуществляется за счет сбора с торговцев сувенирной продукцией. И туристам удобно, и торговля процветает.

  Яркое утреннее солнце обещало полуденную жару. Но в облаках день прошел комфортно. Мы посетили плато Ай-Петри, увидели замечательные альпийские цветы, вдохнули аромат сосновой хвои и можжевельника. Прошли в лабиринтах скальных разломов Тарахташской тропы, утолили жажду у родника первого ялтинского водозабора высоко в горах, искупались в горном ручье. И вам того же желаем!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: Тарахташская тропа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру