Подвиг минного заградителя «Прут» у мыса Херсонес

"На глубине 124 метра мы обнаружили корабль, который соответствует размерам минзага"

Под эгидой Севастопольского отделения Русского географического общества сейчас проводится поиск места гибели легендарного корабля.

 "На глубине 124 метра мы обнаружили корабль, который соответствует размерам минзага"
фото: crimea.mk.ru

- Ему незаслуженно мало уделялось внимания, - считает Елена Воскресенская, доктор географических наук, профессор, председатель городского отделения РГО. - На морской карте есть отметка для организации спуска на заградитель. Во всем мире известен подвиг легендарного крейсера «Варяг», который погиб, но не спустил флаг. Но мало кто знает, что подобный подвиг был совершен и на Черном море минным заградителем «Прут». Летом прошлого года мы встретились с отцом Георгием.  Он рассказал интересную легенду о затопленном корабле и о судовом священнике иеромонахе Антонии, единственном из судовых священников, который за свой подвиг был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Последний бой

   В пять часов утра 29 октября 1914 корабли Черноморского флота получили радиограммы о начале войны. Около 7 часов утра, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель «Прут» (командир капитан 2 ранга Георгий Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер «Гебен».  В Севастополь «Прут» передал сообщение о встрече и свои координаты - 44°34'N 33°01'E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с требованием сдаться. Немцы применили военную хитрость. На своем  корабле они  подняли турецкий флаг, то есть флаг  государства, которое не объявляло войну. В то время это был самый мощный крейсер с крупнокалиберными орудиями. На борту нашего корабля находилось более 300 человек (экипаж и батальон пехоты, который из Ялты следовал в Севастополь) и 700 морских мин, это примерно 70 тонн тротила. Силы были неравными. Снаряды с малых пушек заградителя даже не долетали до немецкого крейсера.


    Минзаг поднял на мачтах флаги и пошел к берегу. Командир принял решение затопить корабль. Сразу была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков сначала уничтожил шифры и секретные документы. Были спущены шлюпки. Но места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.
В 07:35 крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Бил наверняка, как по мишени на учениях. Под огнем вражеского корабля на «Пруте» начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление «Прута», командир приказал произвести подрыв днища. Для этой цели на корабле были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогузский и минный кондуктор. Запас мин не сдетонировал. Через 10-15 минут после открытия огня «Гебен» ушел в сторону мыса Сарыч, поручив добивать русский корабль турецким миноносцам «Самсун» и «Ташос». Они продолжили обстрел горящего корабля.
Примерно в 08:40 «Прут» встал почти вертикально и, с развевающимися на мачтах флагами, затонул в 10 милях к западу от мыса Феолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник 70-летний иеромонах Антоний. Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках... Турки взяли в плен трех офицеров, в т. ч. командира, корабельного врача Алешина, мичмана Архангельского, двух кондукторов и 69 матросов. Вражеские эсминцы ушли. На место затопления минзага пришла из Балаклавы подводная лодка «Судак». Она подняла из воды оставшихся членов экипажа в составе 3 офицеров и 199 матросов и позже передала их на борт госпитального судна «Колхида». В бою погибли лейтенант Рогусский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.
Если взять координаты, переданные с борта минзага «Прут», и проложить его путь к ближайшему берегу (мыс Херсонес), с тем условием, что хотя бы 30 минут корабль шел с максимальной скоростью 13,5 узла, то можно предположить, что «Прут» затонул в районе 44°37'N 33°12'E.

   Настоятель Свято-Никольского храма, расположенного на Северной стороне Севастополя, отец Георгий (Поляков) написал книгу, в которой собраны мирские деяния священников на кораблях  российских флотов:

- Работая над книгой «Военное духовенство России», дойдя до первой мировой войны, я писал о тех священниках, которые были награждены высшей воинской наградой – Георгиевским крестом. Их было 14 человек. Первый из награжденных был иеромонах Антоний…

   В своей книге он пишет: «Видя трагизм ситуации, иеромонах Антоний Смирнов благословил всех воинов и отказался занимать предоставленное ему место в шлюпке. По свидетельству очевидцев, они увидели, как священник ушел вниз в каюту, потом появился в полном облачении. В одной руке он держал Евангелие, в другой крест и благословлял свою военную паству. В это время шел обстрел и «Прут» горел. Когда была видна только фок-мачта с Андреевским флагом, «Прут» ушел под воду. Священник был посмертно награжден Георгиевским крестом. В основном вся команда спаслась. Этот подвиг прославил Андреевский флаг. Мины были затоплены и не оказались в руках неприятеля».

Подводная экспедиция

   Кандидат исторических наук, руководитель подводно-археологической экспедиции института востоковедения РАН, член севастопольского отделения РГО Виктор Лебединский в работе над этим проектом представляет не только науку, но и специалистов дайверского дела, которые могут работать на глубинах до 120 метров:

        - Длина корабля сто десять метров. И на глубине сто десять метров сразу его найти было сложно. Сейчас мы готовимся к полевому сезону 2017 года, испытываем новое оборудование для поисковых работ. Это гидролокационный комплекс, который позволяет детально проводить подводную разведку. Мы осуществили несколько выходов в море и в течение недели проводили разведки в месте предполагаемой гибели легендарного  минного заградителя «Прут». И на глубине сто двадцать четыре метра мы обнаружили корабль, который соответствует размерам «Прута», 110 метров – длина и 13 метров – ширина. Над грунтом морского дна корпус возвышается на 14 метров.

      Исходя из  размеров и места обнаружения корпуса судна, можно с большой долей вероятности, на 99 %, говорить, что это - «Прут». В июле планируется спуск.  Возможно осуществить его двумя способами. Или спуск робота, беспилотного подводного аппарата, который обследует судно.  Либо спустится водолаз. Тогда можно будет сделать фото или видеосъемку объекта и осуществить подъем предметов, совершить панихиду на месте гибели. На такой глубине могут сохраниться  и ткань флага, и человеческие останки. На 120 м минимально воздействие микроорганизмов, присутствует сероводорода и дно сильно заилено. Ил является прекрасным консервантом. Работа довольно опасная, так как на борту «Прута» и по сей день находится комплект морских мин. В начале июля и до сентября исследователи планируют провести основные работы. Они надеются, что РГО предоставит судно, с борта которого будут работать технические дайверы.

   У берегов Крыма на дне морском лежит огромное количество кораблей разных стран и народов, разных эпох и веков. Минный заградитель «Прут» не самый большой из них и не самый известный. Но история этого корабля важна для Севастополя. Его пример достоин памяти потомков. Работы исследователей помогут пролить свет на подробности гибели парохода, приоткроют завесу над еще одной тайной Черного моря.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: «Погибаю, но не сдаюсь!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру