В погоне за "грифонами": кто преуспел в театральном сезоне Крыма

Лауреаты высшей театральной премии Крыма 2016/17

3 июня 2017 в 14:30, просмотров: 805

Что, казалось бы, в этой статуэтке? Что, казалось бы, особенно ценного в дипломе (повесь на стенку – и любуйся). Но дети Мельпомены столь нуждаются в любом признании (и это так понятно), что готовы, кажется, отдать если не все, то многое за любой знак внимания. 

В погоне за

Вот почему высшая театральная премия Крыма «Золотой Грифон», учрежденная Крымским отделением союза театральных деятелей России и Министерством культуры республики Крым, пришлась по душе нашим деятелям театрального искусства. Полюбили ее еще в прошлом году и до сих пор не разлюбили.

«Грифон-2017» быть или не быть

   Проводить вручение «Золотых грифонов» во второй раз было сложнее, чем в первый. Это совершенно естественно – в первый раз все проходит на фоне определенного энтузиазма, а дальше надо из кожи вон лезть, но сделать ни в коем случае не хуже, а желательно – лучше. Сложнее было и потому, что почти вдвое увеличилось количество участников – севастопольские театры вновь присоединились к Симферополю и Евпатории, вспомнив, что севастопольская Мельпомена – она тоже ведь крымская, хоть и другой федеральный округ. И хотя возвращение севастопольцев – это здорово (праздник зацвёл новыми красками), но объём работы, понятно, значительно увеличился. Не облегчали процесс подготовки и некоторые шероховатости в работе правления Крымского отделения СТД России. В феврале вообще еще не было понятно, состоится «Грифон – 2017» или нет. И тут надо искренне поблагодарить и организаторов церемонии, и экспертный совет, которые за два месяца умудрились осилить то, что надо было готовить около года. Организаторы (церемония проходила в Крымском академическом музыкальном театре) постарались не ударить в грязь лицом – и в целом, праздник, бесспорно, удался (не отменили – вот что замечательно). На членов экспертного совета и вовсе больно было смотреть – за полтора месяца исколесили весь Крым, отсмотрели порядка 20 спектаклей, провели несколько заседаний с подробным обсуждением увиденных работ. Смотреть спектакли – это, конечно, не вагоны разгружать, но молоко за вредность порой тоже не помешало бы…

Ты вернулся домой, Севастополь родной

   «Золотого грифона» за лучший спектакль «распилили» между собой севастопольцы. «Последний срок» в ТЮЗе, Валентин Распутин в ТЮЗе, умирающая старуха Анна – в ТЮЗе! Поверить в это было невозможно, но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Сегодня художественный руководитель Севастопольского ТЮЗа Людмила Оршанская имеет полное право чокнуться бокалами с режиссером спектакля Семеном Лосевым. Спектакль удался, и в очередной раз оказалось, что вечные ценности ничем не уступают новомодным изыскам. Второй лауреат – «Три сестры» в Севастопольском театре КЧФ им. Б. Лавренева – оказался совсем другим, но тоже убедил серьезностью подхода к классике и современным пониманием Чехова. Есть, конечно, в постановке и спорные моменты (и в «Последнем сроке» они есть), но в целом – это достойные работы. В «Трех сестрах» отметили также Валентину Попову («Лучшая женская роль второго плана» и Татьяну Стасюк – Ирину за самый яркий дебют).

   Лучшим режиссером «нарекли быть» тоже севастопольца – Григория Лифанова (Академический театр им. А. Луначарского). Решение выглядело несколько странным. Нет, Лифанов заслуживает уважения, как серьезный человек, пытающийся работать с серьезной литературой, но оба его спектакля – «Анна Каренина» и «Чaйка» при впечатляющей броскости и выразительности полны странных недоработок. Не случайно ни одна из постановок не вошла даже в номинацию лучших. Что ж и так бывает. В «Чaйке» была отмечена Татьяна Бурнакина, и понятно почему. В достаточно разрозненном актерском ансамбле Татьяна в роли Аркадиной – одна из единственных, кто тянет за собой тяжелый воз спектакля, стремится работать ярко, выразительно, даже неожиданно. В общем, «Грифон» «Чaйку» как мог, поддержал – тоже ведь птичка!

 «Ханума», «Ключик» и другие

   Просто нельзя было не отметить Валерия Карпова в спектакле «Ханума» (режиссер – Владимир Косов). Это не просто крепко сделанная и с удовольствием играемая роль, это – подлинный центр спектакля, вокруг которого строится все действие.

   За лучшее художественное оформление была отмечена Злата Цирценс (и это тоже «Ханума»), за работы в области театральной критики «Золотым грифоном» была отмечена журналист Людмила Обуховская. В новой номинации – «За лучший театральный эксперимент» «Золотого грифона» был удостоен спектакль Крымского академического театра кукол «Джаз-фантазия».

   Конечно, сразу несколько «Грифонов» улетели в Евпаторию, и это так понятно - Международный театральный центр «Золотой ключик» отмечает нынче 30-летие, и его спектакли «Поющий поросенок» и «Питер Пэн» были отмечены в различных номинациях, в результате чего награды достались нескольким Пермяковым сразу – Андрею, Анастасии, Сергею и, конечно же, Нине Петровне, стоявшей у истоков этого «Ключика».

   Замечательно, что целый ряд деятелей театра были отмечены «Грифонами» и памятными медалями. Это Марина Нефедова (Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького), Вильям Кончаков (Крымский академический театр кукол), Владимир Недашковский, много лет работавший главным режиссером Крымского украинского театра, Юрий Ятковкий, возглавлявший в свое время театр им. М. Горького, конечно, Борис Халеев (этого настоящего профессионала крымские зрители помнят по спектаклям театра им. М. Горького «Человек со звезды», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Как это делалось в Одессе» и другим).

   Оказалось, что театру не только все возрасты покорны, но и многие профессии. Так, за следование российским меценатским традициям был отмечен известный футбольный тренер Валерий Петров – человек неравнодушный к Мельпомене.

   Звучала в праздничной церемонии и печальная нота. Посмертно памятными медалями наградили многолетнего художественного руководителя театра им. М. Горького Анатолия Новикова и директора музыкального театра Сергея Филиппова. О Сергее Владимировиче говорили в этот вечер столько, что, казалось, что рамки «Золотого Грифона» тесны и нужно устраивать специальный вечер памяти Сережи (имею право его так называть, мы дружили с самого детства, были соседями). Об Анатолии Григорьевиче Новикове говорили в этот вечер меньше, но хорошо, что актер Дмитрий Кундрюцкий (удостоенный «Золотого Грифона» за роль Клавдия в спектакле «Однажды в Датском королевстве») сказал несколько добрых и благодарных слов о своем Учителе.

Дети «Золотого грифона»

   «Грифоны-2017» разлетелись, но оставили несколько загадок озвучу пару из них. Загадка, почему оказались «за кадром» несколько режиссеров-постановщиков спектаклей, удостоенных «Золотых грифонов». Зрителям неплохо было бы узнать, что «Три сестры» поставила Екатерина Гранитова-Лавровская, а «Джаз-фантазию» - автор этих строк. Но спектакли остались сиротами, без отца, без матери. Нелепая случайность или кому-то так надо было? Загадкой для многих стало отсутствие праздничного фуршета. Наверное, на это были веские причины, но факт остается фактом – некоторое разочарование витало в воздухе. Кто-то скажет: «Фи! Упоминать о фуршете – это дурной тон!». Но не будем стыдливо опускать глаза: фуршет в данном случае – неотъемлемая часть праздника, творческим людям он просто необходим. И не для того, чтобы «нажраться и напиться», как любит говаривать один мой коллега по правлению Крымского СТД. Нет, творцам, видящим друг друга раз в году, надо просто пообщаться, просто посмотреть друг другу в глаза, вместе порадоваться, вместе погрустить. А так – расползлись, нет, разлетелись («Грифоны» ведь) по углам со своими радостями и печалями. Буйное, непокорное племя, мастера и подмастерья. Дети «Золотого грифона».





Партнеры