Симферопольский художественный музей располагается в здании, построенном в 1913 году, как Офицерское собрание 51-го пехотного Литовского полка. За сто с лишним лет здание претерпело многое – разрушения периода оккупации 1941-44 годов, отчуждение флигеля и прилегающей территории двора в период 1950-70-х годах. Капитальный ремонт был проведен в начале 1990-х годов. Но через несколько лет после этого, из-за подтопления подпочвенными водами начал разрушаться фундамент, стены до самой крыши пропиталось влагой, и дырявая крыша щедро делилась ненужной сыростью с музеем. В итоге в помещениях начала обваливаться штукатурка, а психрометры стали показывать нежелательный уровень влажности…
Смена акцентов
В украинскую бытность Крыма ремонтировать очаг русской культуры на полуострове никто не собирался. Только с возвращением полуострова в Россию, спасением исторического здания и сохранением уникальной коллекции занялись всерьез. Не удивительно, что лучшим подарком к 80-летию музея стал долгожданный ремонт. Об этом очень коротко, чтобы не сглазить, наверное, сообщил нам новый директор музея Андрей Антонович:
- На данный момент ведутся первоочередные противоаварийные работы.
По словам Андрея Сергеевича, заказчиком работ является Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым.
Разумеется, музей - это не только крыша и стены, даже отремонтированные, это, прежде всего музейные фонды, экспозиция и та научная работа, которая ведётся в учреждении. Что же увидят посетители музея в этом году, чем будет жить художественная галерея дальше? Об этом нашим читателям расскажет новый заместитель директора по научной работе Светлана Глазунова. Имя Светланы Александровны хорошо знакомо художникам и искусствоведам, ей посчастливилось начинать свой путь в профессии под руководством выдающегося крымского искусствоведа Рудольфа Подуфалого. К экспозиции Симферопольского художественного музея, развернутой в последнее десятилетие, Светлана Глазунова относится критически:
- За минувшие десять лет музей значительно исказил свой облик, образно говоря - сошел с рельсов, по которым следовал с самого своего основания. А изначально он задумывался как главный музей-коллекционер крымского искусства, анализирующий текущую ситуацию в Крыму, ее развитие во времени. Но в начале нулевых из экспозиции было убрано крымское искусство, якобы из-за признания его несостоятельности, на фоне западноевропейской коллекции, хранящейся в нашем музее. А ведь это дилетантский подход, сомнительный пиетет. Мол, если западноевропейское - значит круто, а если наше – второй сорт. Но ведь у каждого региона своя специфика, – и мы, к примеру, не едем в Норвегию, чтобы смотреть в музеях Осло африканские маски.
Возвращение самобытности
Отныне ситуация будет исправляться и в музей вернется местная специфика.
- Мы должны быть интересны именно крымским акцентом, - убеждена Светлана Глазунова. – Крымские художники - это не только Айвазовский, Богаевский, Барсамов, Волошин, Самокиш, Захаров – это еще и талантливые мастера современности. И мы обязаны вести мониторинг современной художественной жизни и для будущих поколений, оставлять в фондах музея лучшие произведения этих авторов.
Тем ни менее часть картин все же останется в запасниках.
- При реставрации новые выставочные площади, к сожалению, не появятся, - поясняет искусствовед. - Но если нам пойдут навстречу и дадут дополнительные деньги для строительства отдельного хранилища, то в этом случае у нас действительно расширится выставочная площадь. Ныне же идёт борьба за каждый метр, ведь мы хотим, чтобы гости музея увидели максимальное количество лучших картин из наших фондов.
Музей всегда рад посетителям, но замдиректора не сторонник частых массовых мероприятий в стенах музея.
- Живопись не любит большого количества людей, сотрясений, влажности: картинам нужен покой, - настаивает Светлана Александровна. - Из соображений сохранности фондов стоит задуматься о целесообразности дальнейшего проведения Рождественских и других балов.
Планы и сюрпризы
В преддверии празднования 200-летия Ивана Айвазовского Симферопольский художественный музей проводит ряд мероприятий, входящих в круг тем творчества и традиций великого мариниста в Крыму и в отечественном искусстве в целом. В феврале 2017 осуществлен арт-проект «Морская стихия в творчестве мариниста И. К. Айвазовского» совместно с коллективом педагогов и учащихся Кольчугинской школы №1 и Симферопольской детской школы искусств.
К 9 мая откроется выставка «Крымские художники о войне». На май и начало июня запланирован показ работ преподавателей и студентов Крымского инженерно-педагогического университета. В числе летних экспозиций - юбилейная выставка Валентина Бернадского, а осенью нас ждет большая ретроспектива советской живописи 1965-1985 годов «Как молоды мы были…», монографическая выставка к 135-летию Николая Барсамова.
Кстати, ранние читатели «МК в крыму» уже сегодня, 26 апреля, успеют побывать на необычном мероприятии, которое начнется в десять утра в залах основной экспозиции Симферопольского художественного музея. Там пройдет акция, приуроченная к 100-летию известной крымской художницы Валентины Цветковой (1917 - 2009). Программа состоит из тематической экскурсии, мастер-класса по изготовлению музейного сувенира «Цветы для Цветковой» и фотосессии. Работы живописца находятся в собраниях известных музеев и галерей, ее картины – достояние Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галереи в Москве, Киевского Национального музея русского искусства, музейных и частных коллекций России, Германии, Венгрии, Канады, Японии, США, Израиля, Франции, Болгарии, Италии, Великобритании. В фондах музея не только хранятся картины Валентины Дмитриевны «Весенние цветы», «Сирень», «Подснежники», но и проходят тематические выставки, знакомящие посетителей с творческим наследием выдающегося крымского мастера.
Побывав не «цветочном» празднике, не забудьте заглянуть в выставочные залы музея, там на прошлой неделе состоялось открытие выставки к 160-летию со дня рождения ученика Айвазовского Эммануила Магдесиана. В экспозиции представлена монографическая коллекция живописи художника из фондов СХМ и богатый репродукционный материал, рассказывающий о произведениях художника в собраниях музеев Крыма, Национальной картинной галерее Армении и частных коллекциях, а также семейные фотографии.
По словам Светланы Глазуновой, основной темой творчества художника было море, крымские берега, парки и дворцы Алупки. В отличие от своего прославленного дяди — Айвазовского — Магдесиан много работал с натуры, его картины были итогом упорного труда и впечатлений живой природы. К слову, Эммануил Яковлевич, жил и творил в Симферополе на той же улице Долгоруковской, где сейчас находится Симферопольский художественный музей.
Справка «МК»
Симферопольский художественный музей (ул. Долгоруковская, 35) работает: во вторник с 12:00 до 20:00; среда - воскресенье с 10:00 до 17:30. Понедельник — выходной. Цена входного билета на постоянную экспозицию (основное здание): 200 руб., для пенсионеров и студентов - 100 руб. Цена входного билета в выставочные залы музея (флигель): 150 руб., для пенсионеров и студентов - 75 руб. Справки о работе музея: (3652) 275-404.