Пиковая Дама из Ялты: о съемках с Караченцовым и дружбе с Магомаевым

Пиком ее карьеры стало приглашение на главную роль в музыкальный фильм Юрия Рашкина «Романс о поэте», где ее партнерами были Николай Караченцов и Ольга Кабо

Актриса Тамара Жемчугова-Бутырская 28 апреля отмечает свой 80-летний юбилей.  В ее фильмографии более 200 фильмов с эпизодами и даже главными ролями! А началась её киноистория со съемок "Первоклассницы" в 1947 году...

Пиком ее карьеры стало приглашение на главную роль в музыкальный фильм Юрия Рашкина «Романс о поэте», где ее партнерами были Николай Караченцов и Ольга Кабо

   На съемочную площадку Тамара Жемчугова впервые попала школьницей - ей с одноклассницами пришлось остаться на дополнительный урок по просьбе ассистентов режиссера Ильи Фрэза. Так почти весь их ялтинский класс и увидела вся страна на экранах в сталинском 1948 году. С картины «Первоклассница» началась ее жизнь в кино. За 70 лет в ее зачетке отмечено более 200 фильмов с эпизодами и даже главными ролями! Не являясь профессиональной актрисой - она окончила музучилище - тем не менее, всегда была интересна режиссерам. Ее яркая, незаурядная внешность — из тех, что особенно «любит камера», позволяла создавать запоминающиеся образы. Так она обрела свою вторую профессию – без театральных вузов стала востребованной актрисой.

 - Диапазон перевоплощений у меня широчайший: от социального дна, где я была и проституткой, и пьяницей, до мира титулованных особ, в котором я была и графиней, и княгиней, - ьсмеется Тамара Сергеевна. - А по национальному признаку, помимо цыганок и евреек, я, наверное, переиграла все народы Латинской Америки, Кавказа и Крайнего Севера. Ну а сейчас меня чаще всего приглашают играть знахарок, шаманок и представительниц творческой интеллигенции в исторических фильмах.

   Пиком кинокарьеры Тамары Сергеевны стало приглашение на роль Пиковой дамы в музыкальный фильм Юрия Рашкина «Романс о поэте» (1992), где ее партнерами были Николай Караченцов (Пушкин) и Ольга Кабо (Наталья Гончарова). Яркие, запоминающиеся эпизоды были у нее и в картине «Ермак» (1996), где она сыграла служанку Алены – персонажа Ирины Алферовой, роль знахарки в телесериале «Ермоловы» (2010)…

    Ее опыт и знание массовки изнутри позволяли успешно справляться с обязанностями помощника режиссера в десятках картин — еще в докомпьютерную эру она буквально переписала всю Ялту, собирая досье типажей.

      - Могла и в очереди подойти к человеку, и в троллейбусе, и на набережной, — рассказывает Тамара Сергеевна. — Увижу, кто выделяется из толпы, и сразу знакомлюсь, беру контакты, потом фотоснимки. И почти никто не отказывался сниматься в кино — будь то директор или простой работяга. Магия экрана всех влечет!

      Также когда-то на ялтинской улице Тамара Сергеевна заприметила Сашу Коробейникову для сериала «Московская сага», а через несколько лет девушка вернулась в Ялту уже в качестве начинающего режиссера и пригласила ее в свой фильм «Мельник».

     - Тамара Сергеевна фанатка своего дела — в любое время суток, приедет и будет на съемочной площадке столько, сколько потребуется и даже более того, — рассказывает Александра. — В одном из эпизодов она у меня «умирает» в кадре. Сняли, а она не встает! У меня внутри все похолодело, а она после сверхдраматичной паузы голову поднимает и говорит: «Я готова жить и умереть для вас в кадре!».

- Тамара Сергеевна, расскажите, пожалуйста, с чего начинался Ваш путь в эту сложную, но такую интересную профессию?

- Наша семья – родом из Астрахани, моя бабушка была замужем за  местным  фабрикантом,  в семье было много братьев и сестёр, все они  жили в достатке, имели свои экипажи и даже… прислуг!

Некоторые из ее братьев жили в Баку, позже туда переехала и сама бабушка, выйдя замуж за фабриканта, которого  направили туда на расширение  бизнеса. В Баку я и родилась – в этом прекрасном, солнечном, гостеприимном городе. 

Примечательно, что  жили мы  по соседству с Магомаевым. Может быть, даже и играли в одном дворе, но выяснилось это  через несколько лет в Ялте, куда Муслим часто приезжал  с концертами. Вот на одной такой репетиции мы и познакомились.

Муслим репетировал в старом ялтинском  театре с симфоническим оркестром и готовился к концерту в Алуште, мы с актёрами драмкружка  тоже находились в этом театре. Узнав, что я тоже родом из Баку -  тем более практически соседка по улице, Муслим  уделил мне особое внимание, подарил своё фото  и пригласил  с собой на концерт в Алушту.

После выступления, о чём позже Муслим не раз рассказывал в интервью, выход со сцены и чёрный вход были блокированы сотнями поклонников. И администратор дал команду … лезть в маленькое окошко, которое выходило из комнаты технички на улицу.

И вот  мне первой доверили  этот каскадёрский трюк! Уже на улице я принимала и поддерживала звезду эстрады, затем сумки, термосы…  Мы бегом пустились  к стоявшей машине, а вдогонку уже удалявшейся машины продолжали лететь букеты цветов от бегущих поклонников.

 Эта дружба продолжилась и спустя десятилетия. Магомаев часто заезжал в Ялту - не только с концертами, но и просто отдохнуть, прогуляться по набережной.

- А когда Вы переехали в Ялту – город, определивший дальнейшую судьбу? Ведь именно здесь Вы снялись в своем первом фильме, здесь определились с будущей профессией, создали семью.

- Удивительно, но и в Крым я переехала также благодаря родственным связям. Моя дядя, работавший в Ялте  в органах, предложил нашей семье переехать в этот уютный южный город, так как имел возможность  предоставить отличное жильё - в самом центре и у моря. Не раздумывая, мы последовали его совету.

А кино в мою жизнь вошло совершенно случайно. Однажды в класс, в котором я училась, заглянула ассистент из Ялтинской киностудии: она отбирала типажи для участия в массовк: в 1947 году режиссер Илья Фрэз снимал свой фильм «Первоклассница». В главной роли, замечу, снялась известная ныне актриса Наталья Защипина.

Съёмки закончились, но  бурные эмоции от происходящего остались. С тех пор на киностудию (а она находилась совсем рядом с нашим домом, через дорогу) я стала заглядывать ежедневно, зачастую убегая с уроков в школе. Киношники меня  уже знали, поэтому всё чаще стали приглашать в массовку  и крупные планы всех картин, которые снимались в Ялте.

Кино захватило целиком – тем более что в то время  Ялтинская студия была  главной  съёмочной базой для студий всей страны. А это значит, что все звёзды отечественного кино постоянно приезжали к нам. Позже появились эпизоды с репликами, а потом и полноценные роли.

Иными словами, съёмки в массовках отодвинули на второй план  все планы и мечты. Осталась только одна - связать свою жизнь с киноискусством и находиться в этой атмосфере. Но так как меня детства приучали к музыке, всё же поступила и окончила музыкальное училище – с последующей работой в клубах, небольших музыкальных коллективах, репетициями в драмкружках.

- Ялта подарила Вам не только дом и любимое дело, но еще и встречу с будущим супругом?

- Да, все произошло именно так. Наш драмкружок посещал молодой симпатичный парень, Юрий, который  на профессиональном уровне занимался лёгкой атлетикой  и  прослыл грозой  для всех соперников.  Как-то  после очередной репетиции он пригласил меня на стадион, посмотреть его тренировку. Я была сражена его грациозной  манерой бега! Юра был очень спортивен, вёл правильный образ жизни, на тот момент ему не было равных в беге на дистанции 10000 метров, а также по десятиборью – в Крыму он считался в этом виде спорта непобедимым. И неудивительно, ведь Юрий Силкин дружил и соревновался с известным советским легкоатлетом, олимпийским чемпионом  Владимиром Куцом! 

Пятнадцать  лет на Ялтинском стадионе висели стенды с рекордами Юрия, которые не удавалось побить никому. Всё чаще я сопровождала Юрия на соревнованиях, даже изобличала козни соперников, которые вели нечестную  борьбу. К примеру, приходилось не раз вытягивать из «шиповок» настоящие острые, железные шипы, которые подкладывали  соперники. Взаимная симпатия друг к другу привели к свадьбе, в браке родился сын Сергей.

Но кино не отпускало. Всё свое свободное время я проводила в кругу киношников, на студии, съёмках, в компании - в поиске новых творческих знакомств. Со временем стали предлагать уже более весомые эпизоды и даже роли второго плана. Закружило, понесло…. Съёмки, поездки, круговорот впечатлений и событий. Семья оказалась на втором плане, в чём я себя, конечно, не оправдываю и признаю  эту ошибку. Но молодость без ошибок не бывает.

Муж завершил спортивную карьеру – и стал отдаляться тоже. Ведь он еще и был к тому же отличным художником, писал портреты, пейзажи, картины хорошо покупались. Очень любил природу. Мог на несколько дней уходить в горы, ночевать под открытым небом, одним словом, был закоренелым романтиком. В итоге Юрий купил небольшой заброшенный дом под Ай-Петри и окунулся в свободную жизнь, сливаясь с природой, которой наслаждался  и  которую чувствовал. Вот так жизненный путь развел в разные стороны двух творчески одарённых людей.

- Но ведь и второй брак был тоже творческим?

- Второй брак был  спонтанным – но без творчества и здесь не обошлось.

Будучи в Москве, зашла с коллегами по киноцеху  в небольшой уютный ресторанчик. Волшебная джазовая композиция в исполнении молодого человека покорила сразу же, буквально с первых нот. Парня стали  просить ещё сыграть и еще, а потом я спела с ним вместе. В итоге «спелись»  на 50 лет и до сих пор вместе.

Володя, впоследствии ставший лауреатом многих джазовых фестивалей, часто брал меня с собой на гастроли, мы объездили всю Россию, но и оттуда я постоянно звонила на студию, интересовалась, не планируются ли какие-либо съемки.

И вот мне как-то говорят: съемок нет, но есть небольшой отрывок - нужна была актриса для дубляжа основной героини. Я бросила хорошо оплачиваемые гастроли и вернулась в Крым только для того, чтобы отсняться, пусть даже и со спины. Режиссер был доволен, он даже когда зашел в гримерную, и увидел меня со спины, думал, что это героиня.

Так что кино – это больше, чем просто профессия, это образ жизни, это воздух, которым ты дышишь.

- Этнический и социальный диапазон созданных Вами образов действительно впечатляет – Вы играли латиноамериканок, цыганок, якуток, русских и евреек, от княгинь и дворянок до нищенок и колдуний.

- Я была в образах женщин, наверное, 25-30 разных национальностей, - улыбается Тамара Сергеевна. - Особенно мне везло на народы Крайнего Севера, Кавказа и Латинской Америки. А с погружением в атмосферу другой страны больше всего впечатлила роль чилийки в фильме "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты".

Мой греческий профиль, типаж - всё попало в десятку, поэтому мне даже дали текст! Было это в 1982 году. Потом, как это часто бывает в кино, типаж стал тиражироваться в  роли бонны, гувернантки, значительной была и работа в фильме «Тайное путешествие эмира».

Съёмки происходили  и в Крыму, и в Ташкенте. Запомнился премьерный показ ленты в столице Узбекистана. Хоть роль моя была небольшой, зал взрывался аплодисментами  именно на моей сцене! То же самое происходило  и в другом кинотеатре. Вот что значит мастерски сыграть эпизод и получить заслуженные овации. 

- Кто из актеров запомнился особенно?

- Николай Караченцов и Ольга Кабо. Мы вместе снимались в фильмах «Дневник Печорина» и  «Романс о поэте».

Несколько съемочных дней было в Ялте, остальные – в Ленинграде. Группа была великолепная, я играла Пиковую даму, Николай Караченцов - Пушкина, Ольга Кабо – Натали.

До сих пор нахожусь под впечатлением от тех съемок, от обаяния Коли Караченцова, от оптимизма Оли Кабо. Каждое утро, когда мы выходили с ней из гостиницы, чтобы поехать на съемки, Коля непременно целовал нас в щечку. А когда ехали в машине, всю дорогу рассказывал анекдоты. Запомнился добрым, простым, человечным и очень компанейским парнем.

Дружила с Кларой Лучко. Мы познакомились, когда мне было лет 15-16, тогда снимали фильм «Двенадцатая ночь», где она была задействована в главной роли. Мы достаточно тесно общались. Из композиторов была знакома с Микаэлом Таривердиевым, автор музыки к фильму "17 мгновений весны". А с остальными актерами, с которыми снимались, были просто в хороших отношениях.

- Кризис 90-х годов сказался на всех советских гражданах, но в кино он был особенно ощутим. Как Вы пережили нелегкие времена?

- Без работы было очень тяжело. Не было съемок, не было ролей, не всегда был востребован типаж. Но любовь к кино – она либо есть, либо ее нет. Поэтому по мере возможностей старалась всегда находиться в творческом процессе.

Работала  на студии  бригадиром массовых сцен, собрала богатейшую картотеку данных на несколько тысяч местных  любителей кино – она до сих пор востребована съемочными группами различных киностудий.

С моей легкой руки многие из крымчан, будучи еще детьми, в итоге стали уже актёрами, некоторые из них работают и снимаются в Москве, в Питере. Приятно, что не забывают, звонят, шлют весточки и передают приветы.

Это невероятный труд - заниматься с массовкой, это сотни километров на ногах, это часы  хождений по набережной, улицам, школам в поиске всё новых и новых типажей. А когда начинается рабочий период, то месяц-два приходиться вставать очень рано, потому что в  5 утра уже на выезд, порой до 3 часов ночи вместе с участниками массовых сцен нахожусь на съемочной площадке. Зачастую рабочий день длится по 14-16 часов, а перекусить удается только один раз, да и то – наспех.

Но в этой напряженной суматошной круговерти есть и свои плюсы: по-прежнему нахожусь в прекрасной спортивной форме, несмотря на то, что мне уже 80 лет.

Обязательно по утрам делаю зарядку, сажусь на шпагат, делаю приседания с лёгкими гантелями,  а еще - ношусь по городу  как человек-ракета (кстати, именно так меня зовут ялтинцы).  А роли… Уверена, что они ещё будут, какие наши годы! На днях, к примеру, примеряла цыганский наряд и бусы для нового фильма, скоро – очередные съёмки.

- Ваш сын Сергей тоже стал актером. Вы как-то повлияли на его выбор?

- Он сам определился с этим, поскольку с малых лет бегал со мной на съемки, ему это безумно нравилось. Поэтому еще в школе он решил, что будет актером. Окончив  актерско-режиссерское отделение в Харьковской академии искусств, работал в ряде российских театров, прошел хорошую школу профессионального мастерства.

На его счету более 100 ролей в кино – в том числе и в качестве каскадера. На сегодняшний день он продолжает активно сниматься, а также руководит творческим объединением «КиноТРЮК».

- Вас можно назвать счастливым человеком?

– Я счастлива, потому что занимаюсь делом, которое люблю.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: Пиковая Дама

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру