50 лет крымской эпопее Нины и Шурика

В апреле 1967 года состоялась премьера легендарной кинокомедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»

За первый год проката в кинотеатрах СССР фильм посмотрели 76, 5 млн. зрителей - практически каждый третий житель Советского Союза. Это четвертый результат в истории отечественного кино – после фильмов «Пираты ХХ века» (1980) - 87,6 млн., «Москва слезам не верит» (1980) и еще одной комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» (1969) - 76,7 млн.

Крымчане в кадре и за кадром

И казалось бы, за эти полвека, зрителями все эпизоды разобраны до нюансов, расписана по шагам вся география съемок и разгаданы все секреты трюков. Но в Алуште очевидцам и участникам съемок и сегодня есть что добавить к полному разбору полетов Гайдая и его команды. Для жителей города-курорта и его окрестностей «Кавказская пленница» в буквальном смысле народное кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло без малого 450 лиц и спин местных жителей. Но в титрах не указано ни одной фамилии крымчан! «МК в Крыму» попытался хотя бы частично восполнить этот пробел. Нам удалось выяснить даже, что в эпизоде – там, где дорогу переходит утка с утятами были задействованы домашние птицы Марины Федоровны Кондрашкиной из Лучистого. А Ивану Иванченко (его уже нет в живых) даже пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова.

- Иван Григорьевич был колоритной личностью, - вспоминает краевед Александр Перченко. — Невероятной силы мужик! Он водителем был, мог свой ГАЗ-51 приподнять. И вот именно он - в шлеме и полосатой майке Бывалого - вносит через ворота, во двор Крапивных, холодильник - часть калыма за Нину. Потом и лицо его в нескольких эпизодах мелькает - он выделяется своей мощной фигурой из толпы.

Место первой встречи Нины с Сааховым - возле лестницы, напротив ворот, куда Юpий Никулин загонял баранов, - одно из самых популярных у фанатов картины. Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного.

- Летом постоянно слышим, как народ фотографируется и напевает «хали-гали», - говорит хозяйка знаменитого дома Надежда Крапивная. - У нас тогда, летом 66-го, три дня снимали дома. Им понравились ворота наши, только они сами навес над ними приделали - у нас такого не было. Моя мама даже угощала всю троицу - они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала. Брат мой гордился, что сам Никулин на его кровати в летней кухне отдыхал.

Алуштинцы рассказывают, что Никулин, несмотря на свой статус суперзвезды, был самым общительным - не бегал от зевак и не хамил поклонникам. Вместе с Моргуновым он как-то оказался на раскопках алуштинского некрополя и сфотографировался с археологами, а вечерами они всей троицей ходили смотреть футбол домой к заведующей гостиницы «Таврида».

 - Тогда же телевизор был еще редкостью в городе, - вспоминает жительница Алушты Светлана Иванова. -  А тем летом как раз транслировали из Англии матчи чемпионата мира, и вот они не пропустили ни одной игры.

Экскурсовод Павел Лукьяничик сохранил автограф Моргунова на пожелтевшем уже от времени снимке:

-  Он на колене подписал мне это фото: «Нашему Павчику на память о встречах в горах Крыма».

Рассекреченные файлы: панама, руки и олень

Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус (Георгий Вицин) пересчитывает не своими руками! «

- Это руки моего дедушки, Павла Прокофьевича Морозова, - рассказывает сотрудник Краеведческого музея Александр Муравский. - Он в Алуште жил с 44-го, после ее освобождения остался служить на погранзаставе шифровальщиком. А потом работал в Госбанке. И когда снимали у нас картину, ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка «ПАША». На стоп-кадре можно разглядеть - ее заретушировали, но фрагменты все равно видны.

В этой пачке денег был и рубль, который за вход на танцы заплатил житель Алушты Геннадий Муханов.

- Леонид Иович заметил меня в ресторане «Волна», - вспоминает Геннадий Федорович. - Мы с компанией отмечали там свадьбу нашего друга, и выходили танцевать, тогда в моде был твист. А Гайдай с Моргуновым и Вициным ужинали за соседним столиком и наблюдали за происходящим.

Режиссер сам подошел к фактурному парню - высокий и загорелый 17-летний Гена тогда работал спасателем - и пригласил поучаствовать в съемках.

- У меня было два съемочных дня, за которые я получил по 10 рублей, - смеется Муханов. - Когда мне приклеили усы, Гайдай посоветовал: «Будь собой - тебе не надо притворяться грузином» и пошутил по поводу рубля: «Не вздумай украсть - он поддельный!». Этот рубль я отдал Вицину, причем в фильм вошел тот дубль, где я его случайно выронил - а всего было шесть попыток. Моей спутницей была девушка Рая — отдыхающая из Киева. А танцы снимали уже на следующий день — это происходило на площадке турбазы «Чайkа» и мы там до одури танцевали твист. После выхода фильма звездой себя не ощущал, ведь в городе было много людей, которые тоже узнаваемы на экране...

Спустя много лет после премьеры оказалось, что на лавры озорных мальчишек, заглянувших в дверной проем «билетной кассы» Труса, претендует масса народу — крымчане «узнают» среди них своих родных и близких. Нам удалось прояснить ситуацию, дозвонившись в Москву – к одному из героев съемок. 

- В фильме я и мой двоюродный брат Юра, - уверяет Владимир Чибисов. - Я тот, что пониже ростом, а он -  в панаме. Мне шесть лет было, меня на лето в Алушту привезли. Дом нашей бабушки на ул. Танкистов находился в 200 метрах от места, где проходила съемка. И когда там вокруг машины собралась толпа, мы тоже побежали смотреть, что происходит. С нами еще и сестренка была, но она по дороге споткнулась и вернулась домой. Мы из любопытства заглянули за дверь, а на нас дядька смешной замахнулся! Там же, недалеко от ресторана «Солнышко», снимали эпизод с тостом у мангала — в фильме это секунды, но я до сих пор помню, что запах шашлыков три дня еще оставался…

Запечатлен на киноленте и легендарный для Алушты человек - Николай Орестович Попов. В эпизоде с сеансом одновременной игры в домино именно он подает успокоительные таблетки старичку в очках (кстати, это один из авторов сценария фильма — Морис Слободской), который очень боится проиграть свою партию Балбесу (Никулину).

- Это мой папа, - говорит Лия Попова. - Его в городе знали все, потому что он много лет подряд перед сеансами играл на фортепиано в кинотеатре «Шторм». Он участник трех войн, даже в плену у Махно побывал. Тогда ему было уже 78 лет. Снимался он в своей клетчатой рубашке и любимой белой шляпе — сам упросил съемочную группу, чтобы его не переодевали, и шутил: «Я вам дам за это 20 копеек».

В один из жарких крымских дней - график съемок в Крыму был под угрозой срыва. Не люди подвели, а машина! Главный игровой автомобиль — выкрашенный в красный цвет кабриолет Adler Trumpf Junior — сломался на перегоне, и в Алушту его притащили на буксире. Положение пришлось спасать алуштинскому мастеру Владимиру Лузанову. По сути от его работы зависела безопасность всей троицы и Нины (Варлей) — не дай Бог, на извилистых горных дорогах во время проездов с погоней случилась бы поломка.

- Ко мне обратились из съемочной группы за помощью, так как я был многопрофильным специалистом — и токарем, и фрезировщиком, - рассказывает Владимир Степанович. - Так я одним из первых в городе узнал, что и где у нас будут снимать. Сначала я укрепил ее проблемную родную немецкую крестовину - продержалась всего один день съемок. Тогда мне пришлось менять им всю переднеприводную часть - выпросил на базе подходящую от «Москвича», и это уже было надежно. Кстати, я был свидетелем, как Наталью Варлей учили ездить на этой машине, она же вообще у нас впервые за руль села!

Именно в Крыму на «Адлере» появилась еще одна знаковая советская деталь — фигурка оленя на капоте.

- Мы ездили за ней в Симферополь, - рассказывает Владимир Лузанов. — И там на толчке купили оленя от «Волги» ГАЗ-21 за 25 рублей. Дорого дали по тем временам. Я даже подумал, что за такие деньги мог бы и сам его сделать — у меня алюминий был.

Среди транспорта «Кавказской пленницы» примечательно появление в кадре маршрутного такси 60-х — Нина уезжает в финале на странной «посудине»: это экспериментальный микроавтобус «Старт» со стеклопластиковым кузовом, который был создан специалистами Харьковского автодорожного института и Северодонецкой авторемонтной базы.

Крымская география похождений троицы

   После фееричной операции «Ы» новые приключения Шурика по месту съемок можно было бы назвать «Крымской пленницей» - в разрез авторскому замыслу комедии. Ведь фильм Леонида Гайдая практически весь снят в Крыму. Кавказа там совсем чуть-чуть – съемочная группа выезжала на три дня (17-19 августа) в окрестности Сочи, где на горной реке Мзымта снимали «сплав Шурика в спальном мешке в бурных водах». Все остальное, снято на полуострове и в павильонах «Мосфильма».

   Крымская экспедиция Гайдая длилась ровно три месяца – с 1 июня по 31 августа 1966 года. Потом в октябре часть съемочной группы приезжала еще на одну неделю – доснять эпизоды у Дома бракосочетаний, а также финальную сцену расставания Нины и Шурика. Базовый лагерь киношников находился в Алуште. Суперзвезды отечественного экрана – Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Александр Демьяненко, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчан и дебютантка Наташа Варлей, все лето квартировали в номерах пансионатов «Утес» и «Кристалл», не отличавшихся особой роскошью, с подачей горячей воды «по часам».

   Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. В историю, которую по кадрам изучили краеведы и киноманы, вошли многие городские объекты, сохранившиеся с целевым назначением до сих пор. Дом бракосочетания, где публично отличился Шурик в нетрезвом виде, пытаясь записать здравицу – «Не рассчитал свои силы... И мы имеем дело с несчастным случаем на производстве» – на самом деле является зданием городской станции переливания крови. А настоящий Алуштинский ЗАГС в фильме – это милиция, куда спешит Шурик сообщить о похищении Нины. Эпизод с администратором гостиницы (Михаил Глузский) – «Птичку жалко!» - снимали на турбазе «Юность» по улице Перекопской. Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня. Знакомство и застолье с кунаками – «Кергуду! Бамбарбия!» – происходило в зале ресторана «Солнечный». Уже в наше время там был ночной клуб «Underworld». Сцену, где Бывалый (Евгений Моргунов) преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы «Чайkа». Это на улице Красноармейской. А с улицы Багликова за магазином «Спорттовары» можно выйти к той самой лестнице в переулке Крапивного, по которой в начале фильма комсомолка и красавица Нина бежит на встречу своим неприятностям, впервые встречаясь с товарищем Сааховым.

   Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое (в 10 км по трассе от Алушты) и Куйбышево (от Симферополя 47 км в Бахчисарайский р-не ). В десятках фрагментов на фоне виднеются крымские горы – узнаваемые очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Палаточный лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Кстати, в мешке кунаки-разбойники несут уже не Варлей, а мужика из съемочной группы.

Фееричную погоню снимали на отрезках старого шоссе Алушта – Судак (Верхняя Кутузовка – Лаванда – Лучистое), когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. А вот уснувший за рулем машины Бывалый (а вернее - его дублер, Моргунова после одного скандала Гайдай отстранили от съемок) едет по сосняку в районе Никиты, за машиной на коне скачет Шурик – но это уже снимали в районе Лучистого, а заканчивается всё – на Ай-Петри. Там машина застывает на краю пропасти и Шурик успевает достать из нее связанную Нину. Кстати, весь транспорт в кадре тоже с крымскими номерами – «Скорая помощь», увозившая пьяного Шурика (84-95 КРП) и рефрижератор, где замерзала троица (36-87 КР). Отметился в кадре и Симферополь. 8 июня 1966 года съемочная группа снимала там улицу у «психбольницы». Водитель Эдик («Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!») организовал побег Шурика. Съемки проходили вдоль забора консервного завода имени 1 Мая.

   Сегодня жители Алушты, Куйбышева или Лучистого покажут туристам десятки памятных мест, где ступала нога Шурика, Нины, Труса, Бывалого и Балбеса. Но в истории после съемок фильма остались два по-настоящему культовых объекта в Долине приведений на юго-западном склоне Демерджи – «Никулинской орех» и «Камень Варлей».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру