Крымские судмедэксперты раскрыли секреты своей работы

Специалисты такого профиля буквально нарасхват

Судебно-медицинский эксперт – одна из тех профессий, представление о которой, у многих складывается по эпизодам из кинофильмов и телесериалов. Мне стоило больших усилий заставить себя переступить порог такого бюро. Воображение рисовало страшные картины…

Но в конце концов я договорилась о встрече с начальником Крымского республиканского бюро судебной экспертизы Еленой Иванченко.

Цена заключения

        Елена Дмитриевна начинает беседу со слов, что для правоохранителей – они врачи, а для врачей – правоохранительные органы. В бюро есть три больших отдела: экспертиза трупов, экспертиза потерпевших и обвиняемых лиц и экспертиза вещественных доказательств. Работа судмедэксперта направлена на исполнение судебно-медицинских экспертиз для правоохранительных органов. Их результаты необходимы для расследования преступлений.

           Работа судмедэксперта отличается от работы патологоанатома. Если патологоанатомам приходится иметь дело в основном с телами людей, умерших своей смертью, то судмедэкспертам достаются самые сложные случаи: скелетированные останки, насильственная смерть, гнилостно-измененные трупы неопознанных тел.

           – Причину смерти можно определить почти всегда, и только если тело сильно повреждено: скелетировано, обгорело или гнилостно изменено, эксперты сталкиваются с трудностями, - поясняет начальник бюро. - Также мы проводим экспертизу в случаях возбуждения уголовного дела по «врачебных делам», что помогает оценить качество оказания медицинской помощи. Мы можем определить, причинил ли медик вред здоровью. Расследуя такие дела, мы предотвращаем в дальнейшем эти ошибки. Это одна из немаловажных функций судмедэкспертов в сфере здравоохранения.

           Эксперт может определить причину смерти и связать ее с травмой, насилием, дать пояснение следователю о механизме образования телесных повреждений, времени их причинения, давности наступления смерти. Внутри человека содержится информация, как он умер, утверждают специалисты.

           По данным института судебных экспертиз и криминалистики, судмедэкспертов в России всего около 4 тыс. человек. Специалисты такого профиля буквально нарасхват. И дефицит кадров ощущается. Студенты, поступающие в медицинские вузы, не мечтают быть судебно-медицинскими экспертами. За талантливых студентов, проявивших интерес и, что важно, обладающих особым складом ума, нужно бороться. Если с потока приходит 1-2 человека, это уже очень хорошо.

- Я точно не мечтала о такой профессии, – с улыбкой говорит Елена Дмитриевна. По первоначальному профилю она детский врач, но обстоятельства так сложились, что пришлось получить дополнительное образование. И вот уже 20 лет занимается столь специфической для женщины работой, дослужившись от эксперта до звания начальника бюро и главного внештатного специалиста.

Начальник Крымского республиканского бюро судебной экспертизы Елена Иванченко

           Сотрудники уверяют, что это очень интересная профессия. Здесь нужен аналитически развитый ум, особое мышление, высокая степень ответственности – эксперт не имеет право на ошибку. Их задача узнать, отчего человек умер: например, есть три ранения, нужно определить, какое из них было смертельным. Это важно, если, например, стреляли двое. От заключений эксперта зависит – какое наказание понесет убийца. 

Из крымской практики известен случай, когда при вскрытии в плевральной полости (щелевидное пространство между париетальным и висцеральным листками плевры, окружающими каждое легкое) погибшего мужчины обнаружили клинок. Видимо во время удара рукоятка обломилась, а лезвие осталось внутри человека. И он долгие годы с этим жил, хотя по всем законам давно должен был умереть. А умер он от того, что… много пил.

Повод для радости

           - Особую радость испытываешь, когда помогаешь живым людям, - вспоминает случай из своей практики Елена Иванченко. - Мужчина пожаловался, что ему сломали руку и требовал доказать вину обидчика. На снимке вырисовывалась другая картина: перелом расположен был так, что он не мог образоваться от удара, это была непрямая травма, которая образуется при падении. Когда следователь ознакомил потерпевшего с экспертизой, он рассвирепел, кричал, что его обманули, дали неправильное заключение. Стали разбираться, провели следственный эксперимент, когда Герман Германович (так звали героя) уже снял гипс. Эксперт, осмотрев руку, увидел, что деформация в средней трети предплечья. А выданный медиками снимок показывал, что перелом в нижней трети. Отправили на контрольный снимок. Выяснилось, что его снимок перепутали с другим пациентом. Из-за врачебной оплошности пострадавшему назначили неправильное лечение. Разобравшись с запутанным делом, обвиняемый был признан виновным и понес наказание. А многострадальный Герман Германович, разочаровавшись в медиках, повторную операцию попросил уже выполнить в бюро судебной экспертизы!

В трудовом коллективе бюро - все стройные, умные, красивые...

           Часто убийцы, пытаясь скрыть следы преступления, расчленяют тело. Не так давно в Алуште был найден труп девушки -  вернее ее останки в пакете, который обнаружили на берегу после шторма. Экспертиза показала, что убийство было совершенно 5-6 лет назад, определили перелом подъязычной кости - это значит, что смерть наступила вследствие удушения. Преступление не имеет срока давности, все виновники были найдены и понесли заслуженное наказание.

           Они могут установить причины любой смерти… Эксперт проводит исследование трупа, «берет» биообъекты со всех органов, а вот микроскопическую экспертизу органов делает гистолог. Есть еще специалист, который занимается криминалистической экспертизой (костные останки), а также - биологической, которая устанавливает группы крови. Все экспертизы проверяются поэтапно.

           В крымском бюро работает молодой коллектив: много милых, стройных девушек... Но Елена Дмитриевна уточняет, что экспертиза трупов – мужская работа. Здесь нужно быть физически подготовленным: выезды на место происшествия случаются в любую погоду, днем или ночью, причем порой приходится взбираться в горы, передвигаться на корабле, карабкаться на скалы. Для женщин больше подходит экспертиза вещественных доказательств, где проявляется их усидчивость, аккуратность…

Судмедэксперты - народ суровый, но добродушный...

Молоко за вредность

           Елена Иванченко признается, что дефицит кадров есть: специальность тяжелая и ответственная. Приходится  контактировать с вредными реактивами. Главный из них – формалин. Он используется в больших количествах и вызывает аллергические реакции, которые могут развиться до бронхиальной астмы. Компенсация за такие условия труда идет в виде надбавки 25%, укороченный рабочий день, отпуск дольше, чем у других медработников, плюс молоко.  Но работа осложняется еще тем, что эксперты выступают в суде, где обязаны доказать точность своего заключения.

           – Очень трудно, когда против тебя работает, иногда даже 12 адвокатов, задают каверзные вопросы, пытаясь дискредитировать судебно-медицинскую экспертизу, - говорит Елена Дмитриевна. -  Молодые теряются, некоторые не справляются с психологическим давлением и уходят. В нашем деле нужно быть решительным, твердо уверенным в своих знаниях.

           В эту профессию приводит романтика: расследование, сериалы, в которых эксперт смотрит на труп и через день выдает заключение. В жизни не так. Экспертиза – это тяжелый кропотливый труд, на которую требуется не менее 30 дней. За это время специалист продумывает, какие дополнительные исследования он должен назначить, провести их, анализировать, систематизировать и только тогда дать заключение.

           Второй стереотип, с которым настоящие, а не киношные эксперты борются, это то, что люди их профессии прикладываются к бутылке.

- На самом деле, мы на работе не пьем, - уверяет начальник бюро. - Все кто пьет, не задерживается на нашей службе. Такой человек не должен работать, потому что на нем большая ответственность, именно, по его заключению определяется степень наказания…

           Еще многие думают, что эксперт запросто может перекусить, находясь  рядом с трупами. Это смешно только в фильмах… Нельзя привыкнуть к смерти. Эксперты вынуждены каждый день сталкиваться с чужой болью, видеть страдания людей, как они травмированы потерей близкого человека. Здесь, конечно, нужна защитная оболочка, но это, ни в коем случае, ни цинизм, ни равнодушие. Оставаясь чуткими людьми, сотрудники морга стараются поддержать убитого горем родственника, объяснить, что делать дальше. И объяснять приходится не один раз.

           Специалисты отмечают, что сегодня люди чаще умирают из-за сердечной патологии и онкологии. Меньше стало алкогольных и наркотических отравлений. Каждый гражданин РФ имеет право на прохождение бесплатной диспансеризации, которая помогает выявить заболевания на ранней стадии…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: Все точки над "i"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру