Дмитрий Емец о Крыме и тайнах своей книжной семьи

«Мы родители не идеальные, даже неправильные …»

Человек с добродушными глазами, предводитель большого семейства, и невероятно продуктивный писатель-фантаст Дмитрий Емец поделился с крымским «МК»  в своей неподражаемой манере рассказчика мыслями о Крыме, ставшем ему и его родным настоящим домом. 

«Мы родители не идеальные, даже  неправильные …»

- Крым - это рай, - говорит Дмитрий Александрович. -  Море, лебеди, чайки, виноград, самшит – все настоящее. Ощущение какой-то сказки и потому не понимаешь, почему лица у людей на улице такие будничные. Почему все поголовно не радуются и не прыгают? Конечно, когда долго живешь на одном месте  -  ощущения притупляются. Вот первые пять лет у нас была потребность каждый день видеть море, а сейчас без моря проходят недели. Среди местных даже спорт такой есть: спорить, кто дольше не был на море, на шашлыках. Но, тем не менее,  в Крыму мы все же тоскуем по снегу. Когда здесь выпадает снег – наши дети как дикие к нему кидаются «снег, снег!» И не только дети. Люди бросают работу - даже милиционеры в снежки играют. Скорее, пока не растаял!

Когда в доме больше одного ребенка - становится шумно, а у вас большая семья. Есть ли у четы Емцев поддержка родственников? Так называемый "батальон бабушек", который приходит на помощь, когда родители совсем выбились из сил?

- Бабушки от нас сбежали, мы их с ума свели и включили у них «убегательный» рефлекс. Они появляются у нас раз в год, полные педагогических идей. Правда, хватает бабушек обычно недели на две, потом они устают и снова исчезают. Конечно, ведь кроме семерых детей  у нас еще и черепаха, четыре собаки, три кошки, крыса, кролик, дегу, шиншиллы, рыбки, голуби, и куча другой живности. И все это бегает, производит звуки и не делает уроки.

- И, несмотря на шум и гам вокруг, вы как-то умудряетесь писать!

- Семья очень помогает. Порой, конечно, кажется, что мешает: такой шум, что невозможно спокойно работать... А когда оказываюсь в тишине гостиничного номера, то понимаю, что смертельно боюсь тишины, что мне нужна непрерывная беготня вокруг, чтобы думать и писать. К примеру, крымские книги - серию «Моя большая семья. Бунт пупсиков» я сделал биографической.  Там тоже главные герои сбегают из большого города к морю. Очень увлекательно было писать правдивую, почти без вымысла книгу. Ощущал, что несу в мир правду.

- Мама в «пупсиках» получилась большой затейницей. В реальной жизни тоже?

- Да, Маша очень любит делать все своими руками. Ее второе образование связано с керамикой. Поэтому у нас дома стоит гончарный круг, есть специальная печка на 1200 градусов. В ней мы делаем глиняную посуду, горшки, чашки, вазы.  Мне, наверное, приятен сам процесс возни с глиной. Маша еще лепит из скульптурного пластилина, шьет куклы, мастерит из бумаги - дети видят и понимают ее талант. А вот писатель для наших  детей - это  не совсем понятная профессия. Ну, сидит кто-то там спиной к тебе и печатает на компьютере.

- Есть у вас место, где удается сосредоточиться и поработать?

- Дом у нас большой, но комнат все равно меньше, чем нас, поэтому у меня нет своего кабинета. Мой кабинет – это маленький столик, окруженный аквариумами. Рядом стоит турник, боксерская груша, тут же качели для детей – прямо в центре комнаты. Когда кто-то раскачивается – мимо лучше не проходить. А еще очень много книг - они вообще везде. Я очень хорошую библиотеку подобрал в Крыму, плюс московские книги еще влились в общую массу. Поэтому книг, особенно детских, у нас тысячи.

- Какие Емцы родители? Есть ли у вас своя особенная воспитательная система?

- Мы не идеальные родители. И неправильные. Я знаю две-три семьи, которые служат для нас внутренним примером. А у нас системы как таковой нет, хотя и пытались. На самом деле, ее и не может быть. Система всегда «вшита» в самого человека и является продолжением его личности.  Дети копируют не слова родителей, а их поведение. Не то, что мы им говорим, а то, что мы от них прячем. То, что у нас внутри. Знаете, это же только кажется, что все семеро детей мирно сидят на лавочке. Но почти каждый день происходит какой-нибудь аврал. В машине, например, кого-то тошнит, кто-то дерется, кто-то жалуется, кто-то не хочет пристегиваться. Когда старшие дети становятся взрослее – тоже есть проблемы, особенно после 13 лет. Главное не потерять доверие ребенка в тот период, когда они начинают разбивать все ценности и исчезает или усложняется контакт с ними. Я раньше думал, что переходный возраст – это фикция, а теперь понимаю, что он действительно существует и имеет свой пик.

- Москва-Симферополь, презентации книг, встречи с читателями... Насколько удобно вести писательские дела, будучи в Крыму?

- Уверен, что Крым - идеальное место для всех, у кого дистанционная творческая работа. Для писателей, программистов, художников. Все, что тебе нужно для работы – это  Интернет. Плюс еще несколько раз в год слетать по делам в столицу. Мы знакомы со многими семьями, которые перебрались в Крым. Это и по автомобильным номерам заметно – на полуострове целая новая прослойка жителей появляется. Многие забираются в крымские деревеньки, покупают разрушенные дома или просто земельные участки. Там они заводят гусей, ставят спутниковую тарелку ради Интернета - получается очень забавно. К примеру, пишет человек коды для Google или разрабатывает какие-нибудь дизайн-проекты для «Москвы-сити», а по дому у него дети за гусями гоняются.

- Знаю, что читатели вас забрасывают просьбами о продолжении «Моей большой семьи». Обещаете порадовать читателей?

- Я как раз закончил третью часть «Моей большой семьи» - «Таинственный Ктототам». По традиции действие происходит в Евпатории и в западном Крыму – в районе Тарханкута.

Вы очень активны в социальных сетях - регулярно делитесь впечатлениями о турпоходах. Любите отдых «дикарями»?

- Мы постоянно открываем для себя Крым. В одном городе нам тесно и мы живем как бы по всему полуострову сразу - много ездим, знакомимся с разными людьми. А еще очень любим походы с ночевками. Вот прошлый новый год мы встречали в горах. Пошли на несколько дней, а застряли почти на неделю. Снегопад такой начался, что палатку снегом прижимало к земле! Спишь ночью, а твоего носа касается прогнувшаяся под тяжестью снега парусина. Зато прошли почти весь Крым от Белогорска до Судака. Устали очень, пропахли костром, но было очень весело! Из прочего активного отдыха очень люблю катание на велосипедах -  у нас великов больше десятка.

- От южного солнца  и жизни у моря дети стали здоровее?

- К сожалению, однозначно сказать не могу. С одной стороны, здоровее, закаленней. С другой стороны, нельзя забывать про аллергии, ведь из-за сильного цветения аллергии в Крыму довольно остро переносятся. И еще вода водопроводная в Крыму неважная - пить ее без фильтрации нереально. Но это все довольно просто решается: или покупаешь воду, или ставишь фильтр-систему. И все же Крым – место красивейшее и экологически благодатное. Полуостров нельзя сравнивать с большими городами: Москвой, Петербургом, Новгородом, Мурманском... В этих городах люди устают от недостатка солнца, от тесноты в транспорте, от холода, дождей, грязи – и когда попадаешь в Крым, понимаешь, что здесь рай. Поэтому когда слышишь жалобы, что в Крыму плохо, то хочется предложить пожить месяца два в каком-нибудь городке в центре России или в маленьком подмосковном поселке с видом на развалины тракторного завода. Все познается в сравнении.

Из досье 

Дмитрий Емец родился 27 марта 1974 г. в Запорожье. После окончания школы поступил на филфак МГУ. Тогда же начал публиковать и свои первые произведения. В 94-м вышла его первая книга  «Дракончик Пыхалка». После окончания университета остался в аспирантуре, где познакомился со своей будущей женой – Марией. Защитил кандидатскую диссертацию и является кандидатом филологических наук. В 2002-м вышла в свет первая из 14 книг о приключениях Тани Гроттер. Формальным продолжением «Тани Гроттер» стал «Мефодий Буслаев», хотя на деле сюжеты серий были практически не связаны друг с другом. Новая серия вышла довольно масштабной и очень полюбилась читателям. Заключительная  - 19-я часть серии вышла 27 мая 2016 года. Параллельно с работой над «Мефодием Буслаевым», весной 2010-го автор представил читателям первую книгу новой, совершенно оригинальной серии «Школа Ныряльщиков» для для более старшего круга читателей. В 2015-м обратился к реализму и начал новую серию для читателей всех возрастов — «Моя большая семья», красочно повествующую о жизни многодетной семьи. Также является автором исторических портретов русских князей, к которым относятся повести о Владимире, Дмитрии Донском, Александре Невском, Владимире Мономахе, Ярославе Мудром, Андрее Боголюбском, изданные для Сретенского монастыря.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 23 ноября 2016

Заголовок в газете: Пупсовый бунтарь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру