Юрий Соломин в Крыму: Адъютант? Его превосходительство!

Народный артист и его Малый театр побывали на полуострове с гастролями

Когда Юрий Мефодьевич Соломин вошел в зал Крымско-татарского академического музыкально-драматического театра, все многочисленные зрители дружно встали и дружно зааплодировали – причем не по обязанности и не из вежливости, а очень искренне и горячо, это чувствовалось...

Казалось, сейчас прозвучит и троекратное «ура» - так встречают генералов и генералиссимусов. На сей раз так встречали адъютанта – Адъютанта его превосходительства (актер в роли штабс-капитана Кольцова незабываем). Хотя по регалиям Юрий Соломин  настоящий маршал – и народный артист, и художественный руководитель знаменитого, старейшего Московского академического Малого театра, по ролям в театре и кино, на телевидении – самая настоящая звезда, и даже министром культуры Российской федерации побывал. Какой уж тут адъютант.

В Крыму – кинодебют актерский и режиссерский

Впрочем, адъютант в этот вечер был у самого Юрия Мефодьевича – некая накаченная персона мужского рода и невысокого роста. Эта персона вдвоем с какой-то деловой и чем-то озабоченной дамочкой зорко следили за безопасностью Соломина и не допускали к его телу назойливых почитателей. Дело, конечно, важное, но как-то странно было видеть рядом с интеллигентным человеком, человеком немолодым такие комические приметы сегодняшнего дня.  Соломин – это же не Стас Михайлов, что же от него людей отгонять? Не будут же они в него впиваться и крест на груди целовать!

"Адъютант его превосходительства" (1969)

…Соломин начал свою творческую встречу с признания в любви к Крыму, к Симферополю и Севастополю. Вспомнил, как снимаясь в первом своем фильме – «Оборона Севастополя» - прибыл на съемки тайно, не предупредив строгого руководителя Малого театра. Отчаянный поступок для молодого актера! Сниматься в Крым Соломин прибыл в понедельник, в свой законный выходной, а во вторник вечером ему предстояло выйти на сцену Малого в партнерстве с тогдашним худруком театра – непререкаемым авторитетом Михаилом Ивановичем Царевым.

Вот и дрожал молодой артист, снимаясь на Сапун-горе. Все вокруг стреляют, все вокруг взрывается, а Юра об одном думает – «будет ли обратный билет до Москвы» и умоляюще смотрит в глаза администратора. К счастью, все закончилось благополучно – и кино сняли, и московские зрители остались довольны, и Царев ни о чем не догадался.

С Крымом в жизни Юрия Соломина связаны и съемки фильма «Берег его жизни», посвященного великому путешественнику Миклухо-Маклаю.

По словам Юрия Мефодьевича, многое в его жизни происходило случайно. Вот так однажды случайно его пригласили поставить спектакль в Болгарии. И хотя Соломин никогда не считал себя режиссером,  «братушки» были настойчивы, сломали сопротивление Министерства культуры и сомнения самого Соломина –  он отправился в Болгарию ставить «Лес» Островского. Вот там, в Болгарии в часы досуга, чтобы скоротать одиночество, в библиотеке Дома Дружбы, среди захватывающих детективов, российский режиссер наткнулся на книгу «Человек с планеты Луна». Оказалось, это никакой не детектив, а похождения этого самого путешественника Миклухо-Маклая, о котором вроде бы слышали все, но  никто толком ничего не знал.

Соломин «заболел» темой, в результате чего пробил в Гостелерадио съемки фильма о Миклухо-Маклае, где выступил не только исполнителем главной роли, но и режиссером. А натурные съемки своего режиссерского дебюта он проводил не только в Ялте, но и в Симферополе, в одном из парков. Было это уже в далекие 80-е годы прошлого века, и на творческой встрече Соломин не скрывал, что собирается один из дней пребывания в Крыму посвятить прогулке по памятным местам (а потом путь Юрия Мефодьевича лежал в Севастополь, где он должен был играть спектакль «Филумена Мартурано» - прм.авт.).

«Ну ладно, оставайся!»

За два часа творческой встречи Соломин успел вспомнить тех, благодаря кому стал артистом. Вспомнил педагогов по школе – колоритного физика, наяривавшего на уроках на аккордеоне под мигание электрических лампочек, другую свою учительницу, много лет присылавшую в Москву открытки, в которых выставляла Юрию отметки за сыгранные роли (Соломин признался – «было много «четверок»).

"Хождение по мукам" (1974)

Конечно, вспомнил  Юрий Мефодьевич родную Читу, родителей, отца, который повез Юру в Москву поступать в театральное училище им. М. Щепкина. Юрий Соломин прошел успешно два тура, а накануне третьего отца ограбили на Ярославском вокзале. Жить в Москве стало не на что, надо было уезжать домой. Как же уезжать – а  третий тур? Отец сказал: «Иди к Пашенной (Вера Николаевна набирала курс), спроси: берут они тебя или нет Если берут – останемся, нет – уедем». И Соломин отправился в «щепку» разыскал строгую Пашенную, и та, пронзив его должным взглядом, сказала: «Ну, оставайся!»

Он остался, вырос в очень большого артиста, стал художественным руководителем Малого театра и теперь взволнованный, как юноша, вспоминает и Веру Пашенную, и Михаила Царева, Игоря Ильинского, других корифеев, своих партнеров по сцене -  Руфину Нифонтову, Виктора Борцова, Алексея Эйбоженко…

Кстати, многие знаменитые артисты Малого театра были связаны с Крымом. Здесь в театре им. Горького начинали Михаил Царев и Владимир Кинегсон, в Симферополе родился одногруппник Соломина – актер Малого Роман Филиппов (знаменитый «громила» в ресторане «Плакучая ива» из «Бриллиантовой руки», приглашавший героев Ю. Никулина и А. Миронова приезжать на Колыму), из Симферополя в середине 70-х отправился именно в Малый театр по приглашению все того же Царева крымский любимец Александр Голобородько…

О многих рассказывал Соломин – о родителях, жене, учителях, но почему-то ни слова не сказал о своем знаменитом брате – замечательном актере Виталии Соломине. Братья вместе учились в Щепкинской «альма-матер», бок  о бок работали в Малом, вместе играли и снимались, но… Но, видимо, не все было так просто (а, может, мне это кажется). Виталий рано ушел из жизни, его настиг инсульт прямо во время спектакля. Антон Павлович Чехов назвал бы это – «сюжет для небольшого рассказа».

Таких артистов нужно знать в лицо

Может быть, молодые и знают, кто такой Юрий Соломин, но вряд ли – и это грустно. Понятно, что у каждого поколения свои герои, но знать, кто такой Брэд Питт и не знать Юрия Соломина – это, считаю, маленькая катастрофа. Ведь Соломин – это действительно звезда, несмотря на то, что ему за 80.

Сыграв роль капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства» (кстати, и прототип Кольцова и один из авторов Г. Северский – тоже наши крымские), он мог больше ничего не играть. Слава тогда крепко обняла, да так и не выпустила из своих объятий. Вначале режиссер Евгений Ташков хотел снимать Соломина в роли злодея-белогвардейца, но какой же он злодей! Посмотрите на лицо Юрия Мефодьевича – это интеллигент, и он вызывает доверие. На Кольцова Соломин пробовался шесть (!) раз, его с трудом утвердили – под ответственность режиссера. А потом получилось то, что получилось.

И позднее были работы с японским режиссером Акирой Куросавой (фильм «Дерсу Узала» удостоен «Оскара»), яркие работы в фильмах, которые не сходят с телеэкранов Генрих Айзенштайн («Летучая мышь»), Славин («ТАСС уполномочен заявить…»), Телегин («Хождение по мукам»), роли в «Московской саге», «Исаеве».

"ТАСС уполномочен заявить..." (1984)

Кстати, если вспомнить «ТАСС», в эти дни в Симферополе можно было увидеть еще одного героя – популярного сериала – Дубова - зловещего  агента ЦРУ Трианона, артиста Бориса Клюева. Впрочем, для молодых Клюев – никакой не Трианон, а персонаж сериала «Воронины»… Еще одна замечательная роль Юрия Соломина – Трактирщик в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова. Как-то Борису Николаевичу Ельцину показали фрагмент фильма, где Соломин вместе с Екатериной Васильевой распевает на лужайке беззаботное «Вот и славно! Трам-пам-пам». «А это ваш министр культуры» - подсказали Ельцину услужливые помощники. Не знаю, удивился ли «царь Борис», но Юрий Мефодьевич вскоре министром быть перестал – и правильно сделал.

А театр -  Кисельников в «Пучине», Хлестаков в «Ревизоре», Фамусов в «Горе от ума», дядя Ваня, Царь Федор Иоаннович, Сирано де Бержерак…

В общем, юные, – таких артистов надо знать в лицо. Обещайте, что так и будет.

… А в заключение встречи Юрий Соломин прочел замечательное стихотворение Жака Превера  «Как нарисовать птицу». Свою птицу жизни артист нарисовал, и нарисовал отменно. Так что спокойно может поставить в углу рисунка свою подпись – Юрий Соломин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Адъютант? Его превосходительство!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру