"Крымское приключение-2": от Гурзуфа до Хайфы и Майами

По итогам конкурса будет выпущен уже второй сборник произведений, авторы которых находятся в разных частых света, но их герои "живут и действуют" в Крыму

6 октября 2016 в 09:23, просмотров: 2506

На участие во II Открытом республиканском литературном конкурсе "Крымское приключение" поступило 237 заявок от авторов из восьми стран

И сразу же видим сквозь дрёму воображения... Вот, прекрасная соседка по пляжному шезлонгу вдруг забила по песку хвостом русалочьим. Крадётся во тьме катакомб искатель забытых сокровищ. Выплыла из снегопада на плоскогорье жуткая мёртвая лошадь. «А Пушкина? Пушкина на постаменте атлант подменяет из бывшей гастрономии Чичкина» - говорит девочке бронзовый Айвазовский. Бородатый скиф пугливо тычет в планшет коротким мечом-акинаком. И привычно оглядывает волны дельфин со спасательным кругом под плавником: «Не топнет ли кто?»…Странные и страшные, забавные и героические, невероятные и вполне себе обыденные, но оттого не менее увлекательные… «Крымские приключения»! 

Сборник рассказов, итог ежегодного литературного конкурса, который Министерство внутренней политики, информации и связи РК проводит совместно с редакцией «МК в Крыму» при организационном участии Межнационального Союза писателей РК и Керченской молодежной литературной студии «Депо Пегаса»… И, судя по прошлогоднему результату – книге «Крымское приключение» вышедшим в издательстве «Таврида», судя по материалам, поступившим в итоге первого этапа конкурса в этом году – все пока получается и получается неплохо.

И «Крымское приключение» впору звать уже конкурсом международным. Если в прошлом году, поданные работы приходили в основном из «ближнего» Русского мира – Белоруссии, России и Украины, то теперь это уже и «дальний» Русский мир – его «Лукоморья» на Брайтон-бич, его израильские города и кочевые деревеньки в песках Средней Азии. Отовсюду, где Крым – солнечный зайчик далекого детства, пьянящий вкус молодости, а теперь еще, когда полуостров вновь уютно поместился в когтях имперского орла - этакой «державой» рядышком с ракетным «скипетром» - символ возрождения. И, судя по ощущениям, - возрождения не одного только «забытого острова»...

Больше, лучше, глубже…

Наверное, надо, по окончанию первого этапа конкурса – этапа сбора и организации текстов, пришедших в редакцию «МК в Крыму», сказать пару слов, глядя, так сказать, на сложившийся пасьянс.

Первое, что несказанно радует, - если в первый раз мы прибегли к, своего рода, «артиллеристской поддержке» литературного уровня сборника – привлекли тексты вполне состоявшихся и опытных авторов, то в этом году – уже не понадобилось. Даже среди начинающих авторов - сильных и зрелых, способных составить достойную конкуренцию, оказалось достаточно. Взять, хотя бы навскидку «Джентльмены и снеговики» Светланы Волковой – тут слов для похвалы не найти, одни только завистливые междометия Сальери. «Королевский гамбит» Полины Колесниковой - несмотря на юный возраст добившейся для своей героини такого сочувствия, что ни малейшего желания впадать в литературоведческую терминологию, просто «обнять и плакать». «Самый краешек России» - как всегда изящно выписанный психологический рисунок прошлогоднего победителя конкурса крымского автора Николая Столицына. Подкупающе узнаваемый реализм Валентины Кравченко и вполне себе бытовая, но оттого еще более «пробирающая», мистика Татьяны Буденковой. Могла бы в один ряд с ними стать и «Молния в бутылке» Михаила Булатова, если бы стильный эротизм не набрал гротеска подростковой драмы в сюжете.

Второе, - конкурс набирает популярность, как уже выше обозначалось – географически, но также и количественно. Тексты исчисляются сотнями, почтовый ящик «МК в Крыму» буквально «трещит». Выбирать есть из чего, и выбирать трудно.

А вот теперь о трудностях.

И нет, это не о «плохом». Что может быть плохого в желании автора показать «свой» Крым, передать непередаваемый колорит чувств и пейзажей, праздник обретения и легкую ностальгию разлуки? Крым, запечатленный в сердце, увезенный в рюкзаке вместе с камушком «куриного бога», морской раковиной. Все это понятно и замечательно, но…

О последнем. О ностальгии.

В этом году чуть изменились условия конкурса, - была снята верхняя планка возрастного ограничения, и на характер поступающих произведений это повлияло весьма и весьма. Ни в коем случае не в худшую сторону, нет. Просто теперь, едва не заглушая поток, модных по нынешним временам, - фэнтезийных, мистических, детективных текстов, естественно близких более молодым авторам, ожидаемо хлынула литература характера мемуарного. И надо сказать, литература вполне достойная. Такие истории зимой у камина послушать – пардон за тавтологию, - заслушаешься. И элемент приключения в них присутствует, хоть и понимаешь, что приключениями такие истории кажутся больше самим авторам, с высоты прожитого, личного, - кому из нас не приходит в голову, оглянувшись на зигзаги своей биографии, что «уж такого-то ни с кем не случалось». Может, и нет, но ведь у нас, на страницах сборника, этакой «правде жизни» самоуверенно противостоит Ее Величество выдумка? И перед ней приходится поступиться. Отступить в рамки главы, которую мы специально этому случаю и посвятили, в главу: «Обыкновенные приключения». А она одна, и всего достойного вместить не в состоянии просто физически. Ну, да после, я думаю, мы сумеем подсказать выход из этой сугубо технической ситуации.

Амурная диагностика

Пока же, еще один общий, можно сказать, - диагностический случай. Должно быть, дезориентировала претендентов на публикацию активная роль в конкурсе газеты «МК в Крыму». Несмотря на то, что конкурс самым подробным образом, с указанием нужных жанров заявлен был как литературный. Все равно, то ли от непонимания разницы, то ли на «авось» шли тексты сугубо журналистские: эссе, очерки, «путевые заметки», вполне приемлемые для любого туристического сайта, но к художественной литературе – никак. И ведь, что обидно, совсем неплохие. Некоторым мы даже взяли на себя смелость, найти должное применение. Так эссе Игоря Попова о Грине «Дядя Яша-Макао и Манька-Суматоха» будет опубликовано в издании Крымской Литературной Академии «Манускрипт», другие были переданы в редакции газеты «Литературный Крым», журнала «Крым».

И, наконец, еще одно – невольное обобщение, по факту, так сказать:

Почему-то, уж не знаю почему… - специально перечитал вновь и вновь условия конкурса, но не нашел к тому поводов, - огромное, просто-таки подавляющее количество авторов прочитало «Крымские приключения» как приключения, скажем так, однозначно романтические. Да чего там мямлить на пуританский манер, - любовные. Ну, да, с одной стороны, - ничего, право, удивительного: Крым, лето, отпуск, море, пляж, предвкушение чуда, и вот оно обыкновенное чудо: «Боже, какие ножки (усищи – нужное подчеркнуть)» - а поскольку дома осталась жена с постылыми котлетами (одинокий или с местной пижамной живностью диван – нужное подчеркнуть), то, само собой, чем еще может быть пляжная находка усищ или ножек, как не приключением на свою… (нужное подчеркнуть). И, опять-таки, заметим, что и в этом случае нет недостатка в рассказах и целомудренно Гриновских и смелых вплоть до «51-го оттенка серого», захватывающих и сюжетными перипетиями и мастерством литературного исполнения, но… Все то же но, - их куда больше, чем могла бы вместить соответствующая глава, даже с присоединением к ней на пересечении смыслов главы «романтические новеллы». И тут мы должны уточнить, что «романтическая новелла» в классическом ее понимании это не только, и даже не столько любовная лирика. Вспомним, что романтическими новеллами, строго говоря, являются и страшные сказки Гофмана, и «Старуха Изергиль» Горького и Петербургские истории Одоевского, обобщая – это «сказки для взрослых», где редко когда обходится без любовной линии, но все-таки, это нечто иное. И иное даже, от современного подразделения жанра романтической литературы, - так называемых «ужасов» или «horror-а». Ну и пусть себе, больше, как говорится, - лучше, но все равно «не влезает». Надо ведь и другим приключенческим жанрам уделить время и место. Таков, будем помнить, смысл и замысел «Крымского приключения».

И на его фоне присланных «романтических» текстов, которые следовало бы обозначить, если не значком «+18», то уж точно красным сердечком или алыми парусами, дескать, «про любовь во всех её проявлениях…» – явный перебор.

И вот тут спасательным кругом PS, после коллегиального осмысления и обсуждения этой проблемы в среде «Межнационального союза писателей Республики Крым», появилось достойное, на наш взгляд, её решение. Решено провести еще один конкурс, но уже исключительно для наших романтиков. Выпустить по итогу сборник «Крым Романтический», где нашлось бы место и таинственной истории «Бегущей по волнам» и «курортному роману», буде он красив и литературно совершенен. А почему нет, если этот старинный, со времен «Дамы с собачкой» зов Крыма по-прежнему едва ли не сильнее зова его красот и достопримечательностей, как правило, служащих только лишь декорациями для историй… - простых и запутанных, красивых и пугающих, забавных и драматических, - историй о любви. И это тоже, выражаясь языком официального «положения» способствует популяризации полуострова.

Так что будем ждать пока 20-го октября – подведения итогов второго этапа «Крымских приключений», и… не отчаиваться, если ваше достойное на ваш взгляд лирическое произведение просто механически не поместится на его страницы. Не отчаиваться, а «вострить перья», готовиться к участию в жанрово более соответствующем «Крыму романтическом». Предварительные договоренности на этот счет с крымскими газетами и издательствами, как говорится, внушают оптимизм.    






Партнеры