Крымский художник открыл секрет того, как оживляет старые города

Работы Нури Якубова уникальны, потому что уже с первого взгляда понимаешь, что в каждой из них живет душа большого мастера, а в каждом мазке бьется сердце неравнодушного человека.

Удивительный художник – 53-летний Нури Якубов, который по крупицам воссоздает в своих работах историю, сегодня живет и работает в Старом Крыму. 

Работы Нури Якубова уникальны, потому что уже с первого взгляда понимаешь, что в каждой из них живет душа большого мастера, а в каждом мазке бьется сердце неравнодушного человека.

На этих картинах зримо оживает старый Крым – с его узкими пыльными улочками южнобережных городов, фонтанами и мечетями, садами и виноградниками, тенистыми дворами и домами, крытыми красной черепицей, пейзажами и натюрмортами. К примеру, Гурзуф и Ай-Серез близ Судака, улочки Старого Крыма изображены с такой реалистичной достоверностью, что хочется зайти в уютные дворики, увитые виноградом и цветущими розами, а по мечетям и жилым домам - изучать особенности древней архитектуры и интерьеров крымских татар.

- Начну с того, что мое решение стать художником было вовсе не спонтанным, а вполне осознанным, - говорит Нури Факриевич. -  Интерес к рисованию проявился еще в начальных классах, мне нравилось переносить на бумагу наиболее понравившиеся пейзажи и сюжеты. Каждый месяц с нетерпением ждал, когда почтальон принесет журнал "Работница". Это популярное некогда издание выписывала старшая сестра, на последней странице часто печатали биографии художников и репродукции их картин. Мне нравилось не только читать, но и пристально вглядываться в каждую из работ. В 9 классе уже достаточно неплохо рисовал карандашом, поэтому сомнений, куда поступить после школы, не было: конечно же, в Республиканское художественное училище им. Бенькова! Окончил его с отличием, а затем продолжил учебу дальше - в Московском государственном художественно-академическом институте им. Сурикова.

«Посмотри на душу и сердце и скажи: кто ты, откуда родом?» – говорили студентам преподаватели, раскрывая духовную сторону профессии живописца. И в 1991-м Нури Якубов впервые приехал в Крым на летнюю учебную практику.

– Нас было десять студентов разных национальностей из бывшего Союза, в том числе двое крымских татар, – рассказывает художник. – Поселились мы в Кореизе у подножия горы Ай-Петри. Его улочки, дорога в поселок стали тогда для меня открытием всего Крыма. То, что душа искала много лет в разных местах страны, глаза нашли здесь. В Крыму мы прожили два месяца в деревянных домиках на «самозахватах» под Кореизом. Там появились мои первые картины о Крыме – «Розовая лестница», «Розовая аллейка», «Тенистая улочка в Кореизе». В этих работах мое открытие Крыма, его первозданности с кривыми улочками и деревянными домиками. То, что я увидел и почувствовал тогда, стало лейтмотивом моего творчества, неиссякаемым источником каждой новой работы. За период практики я нарисовал десять картин… Преподаватель Максимов сыграл в моей жизни огромную роль, открыв во мне «художника со своей историей», с глубокими корнями крымского татарина. В Узбекистане художники должны были писать героический советский Узбекистан, Крым был запретной темой до самой перестройки. Первые картины, посвященные Крыму, появились в суриковском институте. Их так хотелось писать! Многие крымские художники, прожившие всю жизнь в Крыму, удивляются, где я увидел такие пейзажи. Здесь есть свой секрет: работы пишутся не совсем с натуры. Написанию каждой картины предшествует большой труд. Большая часть моих картин написана на основании поздравительных открыток начала XX века - как правило, черно-белых. Благодарю коллекционеров за их труд, особенно тех, кто собирает фотографии, открытки, картинки, среди них и мой друг - Низами Ибраимов.

Рассматривая на ваши работы, наверное, многие надеются узнать в картинах свое село?

- Если человек, приехав в Крым впервые, сначала увидит такие картины, подумает, как интересно прогуляться по этим улочкам…и не найдет их, к сожалению, потому что это уже история, и ее необходимо сохранить.

Все картины отражают взгляд художника или фотографа. Фотограф сделал снимок 100 лет назад, и художник «привязался» к его взгляду. Авторский вымысел присутствует всегда, но не в архитектуре, а в сиюминутности самой жизни: проехала телега, кто-то вывесил ковер или поставил кувшин. Фонтанчик могу дорисовать – их в то время было много.

К сожалению, все охватить невозможно, а по заказу я не пишу. Но могу утешить - все крымскотатарские села похожи друг на друга: двухэтажные домики с плоскими крышами и кривые улочки. Различить одно село от другого можно только по окружающему пейзажу, что и делает картины разными.

Иногда рисую с натуры улочку. Люди подходят, смотрят и удивляются: «Откуда ты это видишь? Там же ничего этого нет!»

А я и не претендую на фотографическую точность, потому что мои работы – не копии действительности или старинных зданий. Для меня главное – создать художественный образ с национальным колоритом и духом, в котором современность сочетается с прошлым. Поэтому каждый изображенный дом – не просто реконструкция или место с крышей, под которым можно укрыться от дождя. Я рисую его так, как вижу сегодня, наполняя своим мироощущением и душой.

Поэтому первое, о чем я думаю, приступая к работе, это то, что я должен показать людям те пейзажи Крыма, которые скоро могут не сохраниться. Все теряется и утрачивается, и Крым меняется очень быстро. Мне важно успеть его запечатлеть для будущих поколений.

- А какие-то картины оставляете себе?

- Только некоторые – когда особенно жалко с ними расставаться, поскольку картина становится как бы частью тебя самого. Люблю «Розовую лестницу» и «Фонтан в Кореизе». Эти работы не продаются. Копии писал раз пятнадцать. Копии отличаются от оригинала чуть-чуть. Один мотивчик, и картина уже другая. Добавляя какой-то незначительный элемент, иногда удается добиться того, что не получилось изначально.

- Ваш любимый сюжет?

- Домик в горах. Люблю изображать воду, фонтаны, мечети, мечеть Узбека, Бахчисарайский ханский дворец, только не в том виде, который сейчас, а вернувшись несколько лет назад. И очень люблю старый Крым - не только город с таким же названием, а весь полуостров. Он ходил по улицам Бахчисарая, смотрел на современный шифер и асфальт, и в воображении возникал прежний образ города со старой черепицей и каменной мостовой.

По словам Нури Якубова, во время поездки по Турции в местах, где проживают выходцы из Крыма, ему открылись настоящие сокровища древней архитектуры. Там сохранились еще прежние балконы, материалы и цвета, которые помогли ему понять, почему крымские татары строили жилье в горной местности, а долины с плодородной землей, которой было мало, оставляли для посевов. Горный камень использовали как фундамент, а с рождением каждого следующего ребенка достраивали по комнате. Так возникла ярусная застройка, в которой один дом словно вырастал на крыше другого. Кстати, в 1999 году он с помощью друзей открыл этнографический музей в Старом Крыму. 

Друг Нури Якубова, художник и скульптор Айдер Алиев утверждает, что мастер с самых первых своих работ избрал путь глубокого изучения архитектуры, пейзажей:

-  На многих выставках мы видим пейзажи и натюрморты, но такого уровня – единицы. Почти в каждой работе Нури бьется сердце. Это уходящий Крым, от которого мало что сохранилось, но он донес это до нас и, я думаю, что и будущие поколения будут восхищаться его работами.

А мы добавим, что старый Крым с полотен художника перешел в его реальную жизнь – именно в таком стиле он сегодня строит мастерскую во дворе и каменный забор, крытый черепицей.

- Хочу, чтобы дом напоминал мне мои картины, - улыбается Нури Якубов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 20 июля 2016

Заголовок в газете: Прошлое по крупицам

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру