Крым может потерять уникальную устрично-мидийную плантацию

После развала Советского Союза территория в Кацивели долгое время пустовала, пока ее не отдали в аренду фермеру.

Когда на отечественных прилавках стали исчезать заморские деликатесы, российские предприниматели решили: народ голодным не оставим. И стали развивать собственную линию продукции. Доказывать, что наше еще даже лучше иностранного, готова уникальная ферма по выращиванию устриц и мидий в Крыму. Но продвигать импортозамещение мешают чиновники и... ученые.

После развала Советского Союза территория в Кацивели долгое время пустовала, пока ее не отдали в аренду фермеру.

В поселке Кацивели (Большая Ялта) под водой расположилась устрично-мидийная плантация. Наш ответ европейским и американским санкциям: крымская устрица лучше французской! Она нежнее, потому что вода в Черном море не такая соленая, и вкуснее - без запаха водорослей.

Хозяину «подводного огорода» Сергею Кулику звонят со всей России, но сейчас деликатесов хватает лишь на крупные крымские рестораны. В связи с этим предприниматель строил грандиозные планы: расшириться с 5 до 20 гектаров, обустроить береговую зону, поставить подъемный механизм, такой себе мини-завод на плаву, и наладить круглосуточную работу. Если сейчас за год производительность устриц –— 300 тысяч штук, мидий — 30  тонн, новые возможности могли увеличить урожай морепродуктов в разы. Но это было раньше, теперь Кулик пытается сохранить хотя бы то, что имеет.

фото: krym.fishretail.ru
Плантация моллюсков занимает немного морского пространства — всего 5 гектаров. С берега их видно по выглядывающим буйкам: 19 линий по 100–150 метров каждая. Устрицы живут в садках, что под буйками, там же установлены сетки с лентами, где подрастают мидии. За 10 лет работы Кулик в любимое дело вложил 2,5 млн. $.

– Для промышленного выращивания мидий и устриц нужно три фактора: это акватория, наличие специализированного плавсредства и береговая база. При Украине мне удалось пройти только два этапа: у меня есть плантация и из Италии я привез оборудованную лодку. Сейчас я не могу переоформить акваторию, — рассказывает Сергей Кулик.

В феврале 2015 года у предпринимателя закончился срок действия режима специального товарно-рыбного хозяйства (СТРХ) на 5 га акватории. Зная Федеральный закон «О конкуренции», согласно которому заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса и аукциона, Сергей спокойно обратился в Росрыболовство, чтобы продлить договор пользования. Однако ответ пришел неожиданный: в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 2014 года № 450, по истечении срока действия режимов СТРХ, договор заключается после проведения процедуры торгов. Крымская плантация не вписывается в российский закон об аквакультуре. Ферме десять лет, а нормативы действуют только для вновь созданных предприятий.

– Аукцион — кто больше заплатит, тот и получит акваторию. То есть не тот, у кого есть опыт работы, а любой первый проходимец, у которого есть деньги, — возмущается Кулик. — Я восемь месяцев вел переписку с Росрыболовством, они мне про постановление правительства, а я говорю, оно противоречит закону и нарушает мои права.

Уже была назначена дата аукциона, но неожиданно появился еще один претендент на акваторию — Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которое вытащило свой главный козырь. В 1966 году Кацивели получил статус режимного района, запрещенного для судоходства. После развала Советского Союза территория долгое время пустовала, пока ее не отдали в аренду устричной фермы. Сегодня ученые захотели вернуться.

– Меня там видеть они не хотят. Говорят, будем заниматься наукой. Моя плантация вдруг стала для всех проблемой. Росрыболовство не знает, куда приткнуть мои 5 гектар акватории, ведь территорию возле полигона — 209 гектар на аукционе они отдали гражданину США. Я не могу 5 гектар освоить 100% из-за штормов, а что будет делать американец с 209 га? ФАНО стоит об этом полюбопытствовать у Росрыболовства, если они хотят там заниматься наукой, — говорит хозяин плантации.

Другими сторонами конфликта выступает Министерство образования, науки и молодежи и Министерство имущества Крыма. В феврале 2014 года Сергей Кулик заключил доп.соглашение к договору аренды земельного участка на 15 лет. После референдума земельный участок был передан Минобразованию, которое до сих пор не приняло на баланс все имущество и не может из-за этого завершить процедуру переоформления. «Они не могут решить, у кого на балансе это имущество. По российскому законодательству при смене арендодателя действие договора не прекращается, просто меняется собственник, который продолжает работать. Минобразования и Минимущества предлагают мне решать этот вопрос в суде. За два года у крымских чиновников не дошли руки привести все в соответствие новым законам», — считает предприниматель. 
За помощью крымчанин обратился к министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву и Уполномоченному при Президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову. Министерство подключило юристов, чтобы найти пробелы в законодательстве. Позиция омбудсмена на этот счет одна: действующие предприятия, которые занимаются производством, имеют право переподписать договор без конкурса. Для этого на рассмотрение в Госдуму готовится поправка к закону об аквакультуре.
Пока Правительство России гадает, как помочь предпринимателю, в Крыму провели круглый стол в Совете министров, куда пригласили заинтересованные стороны. Кулик и представители ФАНО горячо выясняли земельно-соседский вопрос. Оказалось, что ученым не выдали документы ни на акваторию, ни на землю. И придется искать компромисс. Заместитель Председателя Совета министров РК Виталий Нахлупин дал понять, что они будут учитывать интересы ФАНО, но и импортозамещению нужно дать зеленый свет. Будет создана комиссия, которая детально все рассмотрит.

Но если хозяину устричной фермы не удастся решить вопрос в течение ближайшего времени, он вынужден будет закрыть плантацию. Правда, государству придется компенсировать все затраты.

Говорит это Сергей Кулик сгоряча. Потому что устал от того, что не дают работать. Подводная плантация — это дело всей его жизни. Кто еще возьмется за такую трудоемкую и рискованную работу, как не он? Когда-то крымские мидии и устрицы поставляли к столу Николая II, в XIX веке их вывозили в Париж. Теперь полуостров готов удивлять своим вкусом жителей всей огромной нашей страны. Только бы не мешали.

… И вот 9 июня в совете министров Крыма прошло новое заседание, на котором пытались найти компромисс между ФАНО и хозяином устричной фермы. Как нам сообщил Сергей Кулик, новости неутешительны. Позиция ученых категорична: морское хозяйство по соседству они видеть не хотят. Уже крымские власти сами не знают, что делать и советуют предпринимателю идти в суд. «Я готовлю иск. Буду судиться с государством, — принял решение Кулик. — Честно говоря, мне казалось, при такой поддержке министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева и Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова, достаточно двух звонков, чтобы ФАНО пошло мне навстречу… Судебная тяжба грозится затянуться года на полтора, два. Это время я буду продолжать работать, меня никто не сможет оттуда выгнать, но и развиваться я не смогу. Улов будет производиться буквально «на коленках». Но я еще поборюсь!».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2016

Заголовок в газете: Дело всей жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру