Одинокое сердце: крымский драмтеатр вернулся к одной из прошлых своих постановок

Крымский академический русский драматический театр им Горького вернулся — как не раз уже бывало раньше — к одной из своих прошлых постановок.

Это, в общем-то, закономерно и существует в практике большинства театров (не говоря уже о кинематографических "римейках"). Приходят новые поколения актёров и режиссеров, а зачастую — как в этом конкретном случае — изменяется в духе времени понимание самого драматургического материала и, таким образом, смысла постановки.

Крымский академический русский драматический театр им Горького вернулся — как не раз уже бывало раньше — к одной из своих прошлых постановок.

Такое происходит, чаще, с настоящей драматургической классикой, но бывает и с произведениями достаточно далёкими от нее. Комедия Валентина Красногорова — не классика и не новинка, но за неполную пару десятилетий и в общественной жизни, а также и в соответствующем сознании произошли достаточно значительные перемены, чтобы оправдать не лишь обновление старой постановки (в своё время пользовавшейся успехом, но который ощутимо угасал от сезона к сезону), а новое решение. Тем паче постановщик, Народный артист Украины Виктор Навроцкий уже ни раз в последние годы продемонстрировал не только признанное актерское дарование, но и зрелое режиссерское мышление, а несколько актеров и актрис театра им Горького достигли и возрастного, и духовного соответствия героям и героиням этой социально-бытовой комедии.

Что такое теперь «Зойкина контора»

Главная и принципиальная перемена в новой постановке произошла в смещении акцентов с социального на личное.

Наиболее существенным в заглавном персонаже стали не бизнес-успехи и сложности, которые в новых, современных реалиях воспринимаются, увы, как фантастика или чрезвычайное преувеличение, вроде того, как воспринимаются солидные ценники на заведомых копиях картин (кстати, вот нечастый, но приятный повод отметить работу художника-постановщика, Заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Новикова), а как ее замечательный талант, харизма… и личная драма.

Точно так же ведущими мотивациями всех прочих персонажей, за исключением безымянной Официантки (не лучшая, по нашему мнению, работа очень хорошей актрисы Ирины Бирюковой) выведены не карьерные и материальные соображения, а духовные — пусть с матримониальным уклоном — устремления. И можно сказать, что все успехи, равно как и «недотяжки» постановки, определяются тем, насколько актерам удалось это прочувствовать и передать.

 

Что и насколько

Больше всех порадовал Виктор Навроцкий, уже не как режиссер, а как актер: его Кирилл Петрович и умен, и тонок, и как-то особенно трогателен в следованию нежданному чувству.

Его главная сценическая партнерша, интеллигентная Лариса (Заслуженная артистка АРК Эльмира Погосян) не изображает, а будто переживает сложный комплекс чувств, равно как искреннюю увлеченность новым делом, к которому ее столь умело «приставила» Зоя.

Изображение же, демонстрацию, в полной мере избрали и заглавная героиня, и ее упрощенное «альтер эго», Соня артистки Елены Ципилевой.

Где-то посредине между переживанием и представлением оказался Максим Александра Денисенко и, видимо, поэтому оказался «в тени» как отдающих ему свое сердце женщин, так и безукоризненного Кирилла Петровича. К чести артиста Денисенко надо сказать, что он ни разу не сбился на комикование, хотя особенности текста к этому настоятельно подталкивали.

От жанра к жанру

В произведении Валентина Красногорова вполне достаточно фабульных ходов, которые позволяют – что и происходило во многих постановках – трактовать его как комедию положений. «Из песни слов не выбросишь», соответствующие реплики и положения сохранены и в спектакле, поставленном Виктором Навроцким. Но здесь они воспринимаются как проходящие неловкости и странности бытия, по сути ведь неизбежные в жизни всех и каждого. И спектакль можно считать комедией скорее по классическому определению, как драматическое произведение со сравнительно благополучной концовкой. По сути же – бытовая пьеса с мелодраматическим мотивом, проявленным и усиленным за счет социального преувеличения.

На грани слез

В полной мере – как мелодраматизм, проявленный и усиленный обстоятельствами – это относится к образу, созданному Заслуженной артисткой АРК Елены Сорокиной. Все «читается» у героини: энергия и талант, деловая хватка и харизма… и личная драма, — что, в конечном итоге, вызвало чрезвычайно восторженный зрительский прием. Сыграно это по преимуществу как представление, актриса больше «показывает», чем переживает, но делает это и умело, и последовательно, что на фоне внешних данных и личного обаяния Елены Сорокиной заставляет искренне сопереживать одинокому сердцу…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру