Сергей "Африка" Бугаев: "Хотел ответить Глазунову вместо Путина, но… воздержался"

Исполнитель главной роли в культовом фильме "Асса" накануне юбилея прошелся ялтинскими тропами Бананана с неглубоким погружением в свои воспоминания

30 лет назад кинорежиссер Сергей Соловьев определился с исполнителем главной роли своего самого крымского фильма и начал подготовку к экспедиции на полуостров. Впоследствии «Асса» изменит не только судьбы многих участников этой истории, но и вовсе пройдется тектоническим разломом по всевозможным процессам и явлениям перестроечной советской страны…

Исполнитель главной роли в культовом фильме "Асса" накануне юбилея прошелся ялтинскими тропами Бананана с неглубоким погружением в свои воспоминания
Сергей "Африка" Бугаев в Ялте-2012, фото: М. Львовски

О том как это происходило – в преддверии своего юбилея - нам за чашкой чая в ялтинском кафе рассказал художник и музыкант Сергей «Африка» Бугаев. Между прочим он вспомнил о своей дружбе с Виктором Пелевиным и Владимиром Пyтиным, а также открыл тайну контракта с Эльдаром Рязановым и признался, почему не верит в случайность гибели Виктора Цоя… 

О ВИКТОРЕ ЦОЕ В КРЫМУ И ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ТАТЬЯНОЙ ДРУБИЧ

«Мы с Пелевиным летали на самолете Нэнси Рейган»

- Отдельной страницей твоей истории становится политика. Как ты оказался в числе доверенных лиц президентa Пyтина?

- Во-первых, на тот момент я стал доверенным лицом не президентa, а кандидата в прeзиденты, и этот статус остался у меня и после избрания Пyтина. А во-вторых, это не секрет, что я политикой занимаюсь давно - еще в середине 90-х, будучи тотальным подпольщиком, уже бывал в составе делегации Госдумы на различных мероприятиях. Однажды я даже пригласил Виктора Пелевина, которого в принципе трудно представить участвующим в какой-то общественной жизни, на заседание российско-итальянской комиссии по борьбе с психотропными веществами. Мы там были не в качестве экспертов, а как гости, благодаря Юрию Петровичу Щекочихину. Я ведь в качестве помощника депутата работал с ним почти 8 лет. Он, зная спектр моих интересов в области психиатрии - а это моя среда, в которой я растворен и сейчас, пригласил меня и я очень ценю этот опыт. Щекочихин был одним из создателей «Новой газеты», которая при нем представляла собой невероятную информационную мощь, за что его и убили. Мы первыми начали описывать, что нет никакой разницы между организованной преступностью и коррупцией в высших эшелонах власти, что это единая система с одними и теми же участниками. Это я говорю к тому, что принимая предложение Администрации Пyтина, у меня было четкое понимание того, что происходит в России. До этого, кстати, я уже был лично знаком с Владимиром Владимировичем Пyтиным.

- И при каких обстоятельствах состоялось ваше знакомство?

- На крупнейшей выставке русского искусства, которая проходила в 2005 году - в нью-йоркском музее Гуггенхайма. Там было представлено все - от древних икон до современного авангарда. И ее открытие было приурочено к приезду Прeзидента РФ на торжества, по случаю 60-летия ООН. А я там был самым молодым участником, мои произведения висели в самом конце экспозиции, и так получилось, что мы вместе с Пyтиным прошли ее от начала до конца - это длилось минут сорок. Но, я честно говоря, не использовал этот ресурс ни при каких обстоятельствах, как и в случае с Щекочихиным, будучи помощником депутата Госдумы. Я посетил несколько мероприятий, которые провел Пyтин со своими доверенными лицами, где он разъяснял свою концепцию и свое видение развития государства, и очень многие вещи мне близки в понимании. И в этих ситуациях я всегда сохраняю трезвый подход, да и как не сохранять, когда мы сидим на встрече с Пyтиным, и вдруг встает Илья Глазунов и говорит: «Владимир Владимирович, запретите, пожалуйста, авангард, нам его не надо». И я понимаю, что он апеллирует к таким как я, которые «рисовать не умеют, а лезут со своей мазней». А Пyтин в этот момент в полуметре и мне хочется сказать: «Можно я отвечу за вас уважаемому художнику, к которому отношусь с уважением». Но я этого не делаю, потому что это долгий разговор и мы либо друг друга понимаем, либо все это приведет к катастрофическим последствиям.

- В середине 90-х писатель Виктор Пелевин был для тебя в зоне доступа. А как сейчас?

- Обыкновенно, я могу ему позвонить в любой момент. Но дело не в этом же - он для меня человек очень интересный, исповедующий буддизм. Пелевин уделяет много внимания взаимодействию с буддийской общиной в Корее, в частности, и если не ошибаюсь, его штаб-квартира там находится. У нас был общий друг, художник Саша Холоденко, который нас познакомил в свое время - он раньше оформлял книги Пелевина. К сожалению, Саша умер. И у нас был период очень активного общения, когда мы хотели снять фильм по его книге «Generation П». Но у нас проект  потом украли шарлатаны и сняли какой-то идиотский пасквиль. А начинался этот процесс очень интересно. У нас появились деньги и наш гипотетический спонсор даже выделил нам свой самолет, который раньше принадлежал Нэнси Рейган - жене американского прeзидента Рональда Рейгана. И у нас были очень интересные поездки в Китай по Даосским монастырям, которые вылились в одно из художественных произведений Пелевина. Мы какое-то время жили в отдаленных монастырях - медитировали, общались. Для меня самым интересным в этом проекте было участие самого Пелевина - творческого, мыслящего, радикального в подходах к кино человека. Он уже начал работу над сценарием, но мы  совершили ряд ошибок, подумав, что привлекая неких партнеров мы лучше осуществим этот проект. И люди нас просто кинули. А сейчас я чуть изменил траекторию своего движения, стало меньше времени, и мы уже несколько лет не виделись.

«Как Председатель Земного шара в Кремль иду при галстуке»

- Ты намерен и дальше проявлять себя в политике?

- Да, я буду сейчас наращивать потенциал, потому что, к сожалению, занятие искусством в России, да и здесь в Украине (разговор был в 2012-м году - прим. авт.), практически лишены смысла. Есть иллюзия, что вот сейчас наши капиталисты привнесут в развитие нашего культурного пространства некие новые волны, как это происходит на Западе. К сожалению, все не так. Киевляне же поначалу обрадовались Пинчуку, но потом все увидели, что он везет какую-то «шнягу» с запада за большие деньги и собственно создает там себе репутацию, а на Украину это никак не влияет.

- Кстати, мало кто знает, что именно ты сейчас Председатель Земного шара - преемник звания, которое учредил Велимир Хлебников. Это тебя к чему то обязывает?

- Только к адекватности и оригинальности мышления, открытости и желанию участвовать в культурных процессах. Но мало кто верит в такого рода должность и она мало кого интересует. Это приоритет небольшой группы лиц, которые понимают, что это такое. Должность появилась в рамках такого загадочного процесса как русский авангард. И я был связан с Марией Михайловной Синяковой-Уреченой, в которую был влюблен Хлебников и которая тоже была одним из председателей. От нее ко мне перешли рукописные документы, написанные Хлебниковым. И в данном случае очень важна преемственность.

- А мысль, что везде и постоянно нужно соответствовать этому званию, быть или казаться оригинальным, не тяготит?

- Если ты хочешь меня подвести к тому что - одеваю ли я галстук, когда иду в Кремль, то в принципе, одеваю, потом что там так принято. Но при этом я остаюсь собой, также как я им оставался и 30 лет назад, когда меня Лауреат Госпремии СССР пригласил из подполья сниматься в фильме «Асса». Здесь главное сохранять здоровый рассудок и понимать всю степень ответственности, в том числе и перед теми людьми, флаг которых мы несем. В моем случае, я обязательно продолжаю конкретное дело, которое мы начинали с композитором Сергеем Курехиным и художником Тимуром Новиковым в рамках и за рамками проекта «Поп-механика» и которое сейчас заканчивается толстыми книгами. Это огромный пласт культуры, который еще только ждет своих исследователей. И возвращаясь к ключевым встречам в моей жизни, которые повлияли на мою судьбу, должен обязательно упомянуть своевременное знакомство с Борисом Гребенщиковым - я ведь приехал в Ленинград из провинциального Новороссийска, когда мне было 15 лет. БГ открыл мне доступ к книгам, которые тогда сложно было найти в библиотеках. Я читал много дореволюционной литературы и всякая тема для меня была откровением и открытием. С его же легкого слова меня все стали называть Африкой. Но это уже другая история. А еще важнейшей для меня была встреча с американским композитором и философом Джоном Кейджем, который стал впоследствии моим учителем и повлиял на мою судьбу на загадочной территории Соединенных Штатов Америки, где я много и часто участвую в выставках, симпозиумах, семинарах, связанных с современным искусством.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №6 от 3 февраля 2016

Заголовок в газете: По следам Бананана

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру