Сенсация: тоннель под Байдарской долиной

Севастопольские спелеологи сделали открытие, исследуя пещеру Мамут Чокрак

К югу от Байдарского перевала склоны гор Главной Гряды сильно увлажнены. Подземные воды, выходя на поверхность, провоцируют обвалы и оползни. Дорожным службам Крыма лет 15 назад пришлось изрядно потрудиться, что бы восстановить транспортное движение после гигантского оползня.

Севастопольские спелеологи сделали открытие, исследуя пещеру Мамут Чокрак

Откуда приходит эта вода, ответить никто не смог. Теперь можно предположить существование огромного разлома под Байдарской долиной, по которому глубинные воды выдавливаются на рельеф местности. Одна из таких пещер была исследована совсем недавно. И возможно, что именно эта пещера несет воду к Форосской церкви на Южный берег Крыма.

Дыхание пещеры

Каждый севастополец знает о том, что основной питьевой источник города находится в Байдарской долине и называется Чернореченским водохранилищем. Многие горожане помнят, как в конце прошлого века при истощении водохранилища власти города приглашали ясновидящих и экстрасенсов для объяснения падения уровня воды. Один из них, курсируя на гребной лодочке охранника водохранилища, даже воскликнул: «Тут дырка. Вода уходит!». Ну как ему можно было объяснить, что лодочка стоит прямо над водосбросным колодцем водохранилища? Над его неотъемлемым техническим устройством. Прошли годы. И вот новая сенсация!

Под Байдарской долиной существует реальный туннель, вода в котором не является разгрузкой сбора осадочных и талых вод Байдарской яйлы. Уж слишком миниатюрна эта яйла. Напротив, вода выталкивается из подземных горизонтов, и лишь потом, по рельефу местности стекает в реку Черную.

К востоку от села Тылового в направлении к селу Кизиловому на склоне хребта Каламных-Кая есть пересыхающее русло ручья. Вода истекает из узкой расщелины в воронке среди молодого леса. Еще в 2010-м опытный севастопольский спелеолог Илья Турбанов обратил внимание на этот источник. Проект исследования перспективной пещеры возглавил Сергей Кебец. Вместе с Владимиром Сорокиным, Владимиром Клименко они разобрали глыбовый завал и проникли в пещеру. Это была колба высотой до 80 см и площадью в 5 кв. м. Но из щели шла сильнейшая тяга воздуха. Пещера дышала. В следующий выход подключились Сергей Голиков, Василий Салазко. Удалось пройти почти 400 метров. В тот год состоялось несколько экспедиций с участием спелеологов Ялты, Симферополя. К концу года пройдено 1064 метра с перепадом высоты в 34 метра. Завершена топосъемка 400 м пещеры.

Ветерок и Лебединое Озеро

К проекту подключилась Ассоциация спелеологов Севастополя под руководством Алексея Акимова и коллеги из Феодоссии. Ведущий севастопольский спелеодайвер Акимов сразу определил период «сухого» исследования пещеры в один-два месяца. В это время уровень воды падает на 10-15 м и открываются переходы и меандры между галереями и залами.

В 2014 году были организованны две экспедиции. В июне была предпринята попытка пронырнуть сифон. Попытка оказалась успешной благодаря профессионализму феодосийской спелеодайверше (да, бывают и такие!) Ольге Лебедевой. Пройден сифон глубиной 23 метра. Второй выезд в пещеру в октябре ознаменовался падением уровня воды и открытием для свободного прохода большого участка пещеры. Но в этот раз не хватало снаряжения и опытных спелеологов для продолжения исследований. Требовалось время для навески безопасных перил на спусках и подъемах.

И вот, уже с 8 по 11 октября 2015 года нужные силы были собраны в нужном месте, а главное, в нужное время. Исследователи вышли в восходящий колодец диаметром 5 м и высотой более 25 м. По стенам колодца активно стекала вода. Сверху вниз поступает воздух. Колодцу дали название «Ветерок». Алексей Акимов считает, что здесь произошло уникальное для Крым смешение двух систем карстовых полостей. Пещера-поглотитель и пещера-источник! Два в одном. Где-то на поверхности в одной из балок есть понор-поглотитель, через который в пещеру поступает вода и свежий воздух. Исследователям пришлось продвигаться по толстому слою глины, нанесенной сюда водой. Глина влажная и моментально облепляет комбинезоны и все снаряжение. Некоторые ступени достигали высоты 15 метров. Удалось пешком «посуху» дойти до дна Лебединого Озера, куда год назад ныряла Ольга Лебедева. Теперь понятно и название озера. Только здесь встретили стоячую воду. Ее уровень продолжал падать. Но отсюда вскоре вода должна начать подъем по всей пещере. В этом главное отличие пещеры от других. У нее нет своей пещеры-поглотителя, снабжающей систему водой. Яйла слишком мала и достаточного количества осадочной воды собрать не может. Вода в пещеру поднимается снизу из какого-то другого гигантского разлома. Пещера затапливается по всей длине, и вода выплескивается через вход на поверхность. Из Лебединого озера вода поднимается на 30 метров и закупоривает все ходы для проникновения человека.

Загадка с Красным октябрем

После Лебединого озера спелеологи вышли во второй сифон. Вся пещера состоит из череды галерей и сифонов. Одна из галерей, длиной 400 м, названа «Красный октябрь» из-за даты прохождения, совпавшей с октябрьскими праздниками. Второй сифон с легкой руки его первооткрывателя Виталия Кудрявцева получил название «Загадка». Возможно, что он не глубокий, но что за ним – неизвестно. Снаряжения для ныряния в этот раз спелеологи не брали. Исследователи оставили изучение сифона на потом. Они надеются через него выйти в новую часть пещеры. Большие надежды возлагаются на поиск второго входа в пещеру. Если колодец окажется над сифоном, то доставка аквалангов значительно упростится. Снаряжение тяжелое и пронести его через все почти 6 км пещеры затруднительно. Результаты топосъемки накладываются на карту местности в поисках колодца. Воспользовались и методом биолокационных рамок. Пока найти вход в колодец «Ветерок» не удалось. Но по своей протяженности Мамут Чокрак уверенно занимает вторую строчку в рейтинге пещер Крыма после Красной пещеры. Но эти пещеры нельзя сравнивать. Красная – классический пример пещеры-источника. На яйле собирается вода, проходит через галереи пещеры, вытекает у подножья горы. В Мамут Чокрак вода выдавливается из глубины. Пещера имеет явно выраженную этажность. Но все эти этажи находятся в одном разломе. Логично предположить, что в пещеру, в конце концов, приходит вода с Ай-Петринской яйлы. А значит, это та же вода, что и в Скельской пещере, или в Черной.

Руководитель Ассоциации спелеологов Севастополь Алексей Акимов вспоминает первое посещение пещеры после разбора глыбового завала. Чистые глиняные полы, красивые натечные образования на потолках и стенах. Это та награда, которую получают первопроходцы за свой нелегкий труд и упорство. В верхних залах, где вода отсутствует, сохранились в огромном количестве хрупкие сталактиты и сталагмиты, драпировки. Это «Мышиный зал» и «Скельский зал». В нижних галереях вода сносит все натечные образования и осаждает принесенную с поверхности глину. К моменту выхода из пещеры спелеологи так перемазываются в глине, что костюм становится скафандром и набирает 5-6 кг дополнительного веса.

В экспедиции 2015 года приняли участие крымские ученые. Они взяли пробы натечных образований, поставили датчики капели. Ученых интересует палеоклимат. По образцам из пещеры они попытаются воссоздать условия на поверхности давностью в 200 тысяч лет. Спелеобиологи интересуются обитателями пещер. В пещерах обитают летучие мыши, зимуют лисы. В глубинах пещер существа напоминают ленточных червей, прозрачных мокриц, скорпионов, пауков. Но все они живут без солнечного света и лишены зрения в привычном нам понимании. Они - слепые альбиносы. Но это вовсе не мешает им существовать в пещерах тысячи лет.

В декабре вода в пещере поднялась до критической отметки. В январе уже хлынула через край в русло горной речки. Далее через Байдарку вода попадет в Черную речку и придет в Севастополь. Исследование пещеры Мамут Чокрак продолжится и в 2016 году. Активная фаза наступит после падения уровня воды в сентябре и октябре. А пока все силы будут направлены на поиск второго входа в пещеру, колодца «Ветерок».

Заглянем вперед. Хотя бы в ближайшее будущее исследования пещеры Мамут Чокрак. Спелеолог увидит впереди источник света. Пронырнет сифон, выдавит плечом камень на пути и окажется… у Форосской церкви среди можжевельников и туристов. Минуту-другую глаза будут привыкать к ослепительному солнечному свету. Спелик вернется в полумрак пещеры и скажет своей спутнице: «Оля, а здесь еще и море есть!» Никто такую версию развития событий не отрицает. Нужно верить. И работать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 13 января 2016

Заголовок в газете: Тоннель под Байдарской долиной

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру